Остановка 7. «Дом художника»
Предмет диагностики: интерес ребенка к отражению литературного
опыта в изобразительной деятельности. Задачи:
1. Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах
и об иллюстраторах детских книг.
2. Определить опыт ребенка в рисовании по содержанию литературных
текстов.
3. Выяснить умения ребенка иллюстрировать знакомое литературное
произведение (определять замысел, выполнять рисунок, объяснять и оценивать его,
прогнозировать дальнейшую работу над реализацией замысла).
Методы — индивидуальная беседа с ребенком и диагностическое задание
с использованием игры «Литературная страна».
«Пока ты путешествовал, мы очень многое о тебе узнали. Мы
знаем, что ты помнишь много сказок, стихов, рассказов, умеешь играть в
„театр". Теперь ты подошел к Дому художника и должен показать свое умение
рисовать сказки. Здесь живут художники — иллюстраторы детских книг.
1. Каких иллюстраторов детских книг ты знаешь? (Кто рисовал
картинки в детских книжках?)
2. Почему в книжке нужны картинки?
3. Рисовал ли ты когда-нибудь сам картинку к сказке?
4. Как часто тебе хочется рисовать после того, как послушаешь
сказку? (Тебе хочется рисовать каждый раз после того, как тебе прочтут книжку?
Или это бывает только иногда?)
5. Какую сказку ты сам иллюстрировал картинкой?
6. Что можно изобразить на иллюстрации к сказке? (Событие,
героя, место событий, волшебные предметы, элементы одежды героя.)
7. Нарисуй иллюстрацию, а мы попробуем догадаться, к какой она
сказке. (Ребенку предлагаются необходимые материалы для изобразительной
деятельности и дается время для рисования.)
Беседа после окончания рисунка и узнавания сказки:
8. Почему ты решил изобразить именно это (событие, героя...)?
9. Получился ли у тебя такой рисунок, как ты хотел?
10. Что бы ты еще хотел нарисовать к этой сказке?
Твой рисунок будет пропуском в Дом художника. Ты в нем отдохнул
и можешь отправляться дальше».
Результат
Низкий уровень: не называет иллюстраторов детских книг; определяет
только факт необходимости иллюстраций, но обосновать не может; отрицает опыт
рисования по литературным произведениям; не выражает желания рисовать по
литературным произведениям; дает единственный вариант возможного изображения по
сказке (вопрос 6); не может аргументировать, оценить свое изображение и
прогнозировать продолжение работы (вопросы 8, 9, 10).
Средний уровень: называет 1 иллюстратора детских книг; дает
общие суждения о необходимости иллюстраций («нужны, чтоб красиво было»); имеет
ограниченный опыт рисования по литературным произведениям (на вопрос 3 —
вспоминает 1 рисунок); выражает фрагментарное желание рисовать по литературным
произведениям (на вопрос 4 отвечает: «Иногда»); словесно представляет 1—2
варианта замысла иллюстраций к сказке (вопрос 6); не может объяснить свое
изображение (вопрос 8), дает общую оценку рисунку (вопрос 9 — «да» или «нет»),
затрудняется прогнозировать продолжение работы (вопрос 10 — «не знаю»).
Высокий уровень: называет 2—3 иллюстраторов детских книг; понимает
и аргументированно объясняет значение иллюстраций в книге;
имеет значительный опыт рисования по литературным произведениям
(на вопрос 3 — вспоминает более 3-х рисунков); выражает активное желание
рисовать по литературным произведениям (на вопрос 4 отвечает: «Всегда»);
словесно представляет 3—4 варианта замысла иллюстраций к сказке (вопрос 6);
уверенно объясняет, объективно оценивает свое изображение и прогнозирует
возможное продолжение работы (вопросы 8, 9, 10). |