Данная методика позволяет определить, насколько дети
овладели простейшими процессами хозяйственно-бытового труда.
Обследование проводится с каждым ребенком индивидуально.
Рекомендуется игровая мотивировка детской деятельности — научить трудовому
процессу игровой персонаж. Воспитатель показывает одновременно два предмета
(например, чистую и грязную чашки) и вызывает желание выполнить трудовой
процесс, выбрав предмет труда.
Перед выполнением трудового процесса ребенку предлагают
рассказать игровому персонажу, как он будет трудиться. Это позволяет выявить
умение планировать трудовую деятельность.
Ребенок должен сам отобрать все необходимое ему
оборудование. Готовить ребенку рабочее место не следует: важно выявить, овладел
ли он этим умением. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка педагог
делает фотозапись, где фиксирует все действия по организации рабочего места,
особенности выполнения трудовых действий, освоенность выполнения специальных
трудовых умений и действия самоконтроля, указывает качество промежуточных и
итоговых результатов труда (осталась ли грязь, насухо ли выжата салфетка и
пр.). Важно выявить возможность самостоятельной трудовой деятельности ребенка,
поэтому необходимо предоставить ребенку возможность действовать полностью
самостоятельно, помощь ребенку не оказывать, советы и указания не давать. После
окончания работы предложить ребенку оценить результаты своего труда.
Наблюдение и последующий анализ детской деятельности
облегчают диагностические карты, которые педагог заполняет в ходе наблюдения.
Для выявления знания способов и понимания значения коллективной
трудовой деятельности воспитатель индивидуально беседует с детьми. Показав
ребенку, например, таз с большим количеством грязных резиновых игрушек или
баночек из-под краски, воспитатель предлагает ребенку вымыть эти предметы, спрашивает,
нужны ли ему будут помощники, почему, сколько детей он хочет позвать, как можно
распределить работу.
Затем группе детей из четырех человек предлагается
выполнить трудовое задание по типу совместного труда (двое моют, двое споласкивают
и вытирают предметы). В процессе наблюдения за детской деятельностью педагог
выявляет умение, распределять обязанности между участниками трудового процесса,
работать в общем ритме и темпе, совместно получать результат труда, отношения
взаимопомощи, сотрудничества между участниками трудовой деятельности, самостоятельность
детей. Отмечается, были ли конфликтные ситуации, почему они возникли.
Для выявления отношения детей к собственной трудовой
деятельности можно индивидуально предложить в утренний или вечерний отрезок
времени выбрать для занятий в свободное время один из трех видов деятельности:
игру, трудовое поручение, слушание чтения книги.
В этих целях можно использовать игровое задание
«Лесенка». Воспитатель рассматривает с ребенком 9 картинок, изображающих
разные виды деятельности детей в детском саду, три из которых представляют
используемые в данной возрастной группе виды и формы организации детского труда
(дежурства, трудовые поручения и пр.). Затем ребенку предлагается разложить
картинки на ступеньках лесенки, где с помощью пиктограммы переданы эмоции
(люблю, не очень люблю, не люблю).
Уровни освоения ребенком позиции субъекта
Низкий уровень.
Ребенок не уверен в себе: стремление к самостоятельности
в самообслуживании не выражено ярко. В хозяйственно-бытовом труде требуется
помощь советами и указаниями по подготовке и выполнению трудовых процессов;
охотно принимает и включается в коллективную трудовую деятельность, но
предпочитает «труд рядом».
Средний уровень.
Ребенок самостоятелен в самообслуживании, без напоминаний
следит за своим внешним видом. В хозяйственно-бытовом труде требуется помощь,
самоконтроль недостаточен. Ребенок ярко проявляет эмоции по поводу успехов и
неуспехов в труде, стремится научиться, стать умелым. Охотно включается в
коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
Высокий уровень.
Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит
цель, видит необходимость выполнения определенных действий, его труд
результативен. Ребенка отличают быстрота, точность, слаженность трудовых
действий, самоконтроль. Часто выступает организатором в коллективных формах
детской трудовой деятельности, доброжелательно распределяет работу,
взаимодействует с другими детьми. Стремится к выполнению трудовых обязанностей,
включению в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками, проявляет
внимание и заботу.
|