Ребенку индивидуально предлагают сделать игрушку из
бумаги в подарок малышу. Можно самому придумать игрушку, выбрав бумагу нужного
качества, цвета, формы, величины и необходимые инструменты (ножницы, клей и
кисточку, шило и пр.), или сделать ее по одному из вариативных образцов.
Педагог раскладывает на столе 5 бумажных игрушек (коробочка, тележка,
телевизор, диван, автобус), сделанных из квадрата путем сгибания бумаги на 16
частей, и соответствующие этим поделкам пооперационные схемы, наглядно
представляющие способ изготовления в его последовательности: бумага сгибается
на 16 равных частей; отсчитывается нужное количество квадратиков; определяются
на выкройке места надрезов, соединений, склеиваемые части и т. д.
Для проведения диагностики важно обеспечить широкий выбор
материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения следует выявить:
ручную умелость и способность реализовать замысел;
умение принять цель деятельности;
выбрать материал и инструменты, организовать рабочее
место;
наличие общетрудовых и специальных умений,
сформированность обобщенных способов конструирования, развитость комбинаторных
умений;
умение использовать пооперационные карты;
владение действиями самоконтроля;
репродуктивный или творческий характер деятельности;
результативность и самостоятельность в достижении
результата. Следует обратить внимание на владение элементами культуры труда:
экономное расходование материала, умение поддерживать
порядок на
рабочем месте, уборка рабочего места после окончания
работы и т. п.
Уровни освоения ребенком позиции субъекта
Низкий уровень — беспомощность во всех компонентах
трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен; или репродуктивный
характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой
помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Средний уровень — высокая самостоятельность в
деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без
элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и
самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы,
указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
Высокий уровень — дальний перенос, развитые комбинаторные
умения, использование пооперационных карт, обобщенный способ конструирования;
полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого
качества, оригинален или с элементами новизны.
Такая
диагностика помогает воспитателю определить уровень детской умелости,
подскажет, на что следует обратить особое внимание в работе с детьми. |