Для выявления успешности овладения детьми позицией
субъекта в самообслуживании целесообразно использовать педагогическую диагностику.
Воспитатель, наблюдая за ребенком в процессе одевания,
раздевания, еды, умывания, пользования туалетом, фиксирует стремление малыша к
самостоятельности и конкретные ее проявления в самообслуживании. Педагог
отмечает при этом:
сформированность умения следить за своим внешним видом,
самостоятельно выполнять микро- (надеть или снять трусики, намылить руки и
пр.) и целостные процессы (одеться на прогулку, умыться) самообслуживания,
связанные с определенными физическими нагрузками (надеть пальто, шубу),
требующие развития мелкой моторики (расстегивание и застегивание кнопок,
пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков, шарфов и пр.);
сформированность контрольно-проверочных умений;
характер необходимой ребенку помощи со стороны
сверстников и взрослых;
затраченное
ребенком время.
Для уточнения сформированности умений зашнуровывать,
застегивать пуговицы можно использовать специальные дидактические пособия.
Уровни освоения ребенком позиции субъекта
Низкий уровень.
Ребенок выполняет действия с помощью
взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает
помощи даже в освоенных микропроцессах.
Средний уровень.
Ребенок выполняет действия
самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых
процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности
в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно
оказывает помощь сверстникам (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч
и пр.).
Высокий уровень.
Ребенок выполняет самообслуживание самостоятельно,
с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно
отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию
помощи взрослому и сверстнику.
|