Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 26.04.2024, 00:42

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема ста­новления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной со­ставляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравст­венных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспита­ния основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведе­ния, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование пози­тивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содер­жание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как лю­бовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обы­чаям своего народа.

При этом народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство являются для дошкольников наибо­лее доступными средствами формирования культурной идентичности.

Все это делает актуальным изучение особенностей отношения детей к истории своей страны, ее народной культуре.

Наше исследование показало, что развитие у современных до­школьников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых — родителей и педагогов. Поэтому базовая диагностика в системе вос­питания гражданских чувств у дошкольников включает блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенно­стях своей страны и отношения к ней к основе воспитания граждан­ственности, и блок методик для изучения позиции педагогов и роди­телей по данной проблеме.

Цель базовой диагностики: изучить особенности представлений о стране у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их раз­витие взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи диагностики:

1. Выявить особенности представлений и характер отношения к Родине детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить характер проявления интереса к Родине детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к Родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.

4. Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошколь­ного возраста

Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.

Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Вы­бери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем цент­ре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.

 

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Цель — выявление особенностей представлений старших дошколь­ников о родной стране и отношения к ней.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран. Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам: Как называется город, в котором ты живешь? Как называется страна, в которой ты живешь? Выбери из предложенных герб, флаг своей страны. В каких городах нашей страны ты еще бывал? О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас­сказать о своей стране?

Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

 

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в пони­мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред­варительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

содержание рисунка;

 расположение его на листе;

цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;

комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

 

Инструкция.

Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

Данная методика позволит определить, какую книгу чаше всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной кон­кретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особен­ностями своей страны.

 

Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе сле­дующих критериев:

особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);

характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопреде­ленное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;

проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;

самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Полученные с помощью комплексной методики результаты позво­ляют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень.

Ребенок имеет разнообразные представления о род­ной стране, его представления носят разносторонний характер; с удо­вольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет ак­тивный познавательный интерес к знакомству со страной — задает во­просы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень.

Ребенок имеет некоторые представления о стра­не — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей стра­ны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспери­ментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стра­не, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится пред­лагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.

Низкий уровень.

Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает симво­лики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает однослож­но, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.

Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, воспитания интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения — родителей и педагогов. Поэтому, конструируя педагогический процесс в группах старшего дошкольного возраста, очень важно изучить особенности отношения к этой проблеме взрослых: заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у дошкольников, компетентность педагогов в этой проблеме.

Для выявления заинтересованности родителей в развитии пред­ставлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей.

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос­питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин­терес к ней.

 

Анкетирование родителей

1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2. Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?

3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?

4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?

7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со­циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте­ресны:

— «круглые столы» со специалистами по данной теме;

— совместные экскурсии, походы;

— конкурсы по темам истории и современности России;

— встречи для родителей по проблемам воспитания граждан­ских чувств у современных дошкольников;

— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж­дение событий из истории страны;

— другое.

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче­стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди­телям нужна помощь.

На этом этапе диагностики важно изучить компетентность пе­дагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошколь­ников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.

 

Анкетирование педагогов

1. Что вы понимаете под воспитанием основ гражданственности в дошкольном возрасте?

2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские чув­ства?

3. Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ гражданственности у дошкольников?

4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспи­танию патриотических чувств у современных детей?

5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ граж­данственности у дошкольников?

6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодей­ствии с семьей по данной теме?

7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испыты­ваете?

8. В чем их причина:

— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;

— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;

— особенности характера и поведения родителей. Какие?_

— недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимо­действия с семьей.

9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:

— участвовать в семинаре по проблеме;

— познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);

— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;

— другую.

Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственно­сти у детей старшего дошкольного возраста, второй блок — опреде­лить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей стар­шего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть ан­кеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспи­татели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.

Для оценки технологии конструирования педагогического процес­са по воспитанию интереса к родной стране в дополнение к предла­гаемым методам можно провести анализ планирования работы педа­гогов с детьми и анализ развивающей среды группы.

 

Анализ планов воспитательной работы

Критерии:

наличие в плане тем, связанных с воспитанием гражданских чувств у дошкольников;

реализация содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности (игровой, художественной, элементарном труде, наблюдениях и др);

планирование разных форм организации деятельности детей по данной теме, групповой, подгрупповой и индивидуальной, со­вместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной детской деятельности;

системность планирования работы, взаимосвязь тем и форм рабо­ты между собой.

 

Анализ развивающей среды в группах старшего возраста

Параметры:

разнообразие содержания представленных материалов по истории города и краеведению: книги о городе, о природе и географии области, произведения фольклора, иллюстративный материал (кар­тинки, карты, схемы), настольно-печатные игры, игрушки;

наличие пособий, предусматривающих разные виды и формы ак­тивности дошкольников (альбомы, книги, игры, карты);

доступность материалов для детей;

эстетичность и привлекательность оформления пособий;

частота пополнения центра новыми материалами.

Результаты второго этапа диагностики дадут возможность увидеть особенности ориентированности педагогического процесса группы дет­ского сада на воспитание основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, проблемы, которые испытывает педагог при ор­ганизации педагогического процесса и проектировании среды группы.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 7412 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru