В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих
перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у
дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ
гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное
отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно
должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного
образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов
личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных
чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ
гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств
являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение
принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре,
формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в
содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к
Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях
своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому
своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
При этом народная игровая культура, устное народное
творчество, декоративно-прикладное искусство являются для дошкольников наиболее
доступными средствами формирования культурной идентичности.
Все это делает актуальным изучение особенностей отношения
детей к истории своей страны, ее народной культуре.
Наше исследование показало, что развитие у современных дошкольников
представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности
зависят от позиции близких взрослых — родителей и педагогов. Поэтому базовая
диагностика в системе воспитания гражданских чувств у дошкольников включает
блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенностях
своей страны и отношения к ней к основе воспитания гражданственности, и блок
методик для изучения позиции педагогов и родителей по данной проблеме.
Цель базовой диагностики: изучить особенности
представлений о стране у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их
развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Задачи диагностики:
1. Выявить особенности представлений и характер отношения
к Родине детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить характер проявления интереса к Родине детей
старшего дошкольного возраста.
3. Выявить заинтересованность родителей в воспитании
интереса к Родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой
проблеме.
4. Изучить особенности организации взаимодействия
педагогов и родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошкольного
возраста
Методика диагностики включает комплекс методов,
направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и
характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста
интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь
полезное для своего района, города, страны.
Методика включает комплекс диагностических методов:
беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Выбери
книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина»,
анализ детских вопросов о родной стране.
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших
дошкольников о родной стране и отношения к ней.
Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры.
Беседа проводится по вопросам: Как называется город, в
котором ты живешь? Как называется страна, в которой ты живешь? Выбери из
предложенных герб, флаг своей страны. В каких городах нашей страны ты еще
бывал? О каких городах ты слышал?
Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы
рассказать о своей стране?
Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в
ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?
Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями),
чтобы в твоем городе стало лучше?
Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так
думаешь?
Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы
выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие
бы три желания ты загадал бы?
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родной
стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание
слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.
Методика проведения.
Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой,
какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная
беседа на данную тему не проводится.
Анализ детских работ проводится по следующим критериям:
содержание рисунка;
расположение его
на листе;
цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у
детей.
Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для
всех рисуночных диагностик параметрам.
Инструкция.
Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную
для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь,
почему ты выбираешь эту книгу».
В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.
Данная методика позволит определить, какую книгу чаше
всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид,
интересное содержание книги, наличие интереса в данной конкретной области
знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у
детей интерес к знакомству с особенностями своей страны.
Анализ представлений старших дошкольников о родной
стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе следующих
критериев:
особенности представлений о родной стране (существенные
или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);
характер отношения дошкольника к родной стране
(осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное),
способность самостоятельно отвечать на вопросы;
проявления интереса к истории, культуре страны, желание
узнать о ней больше;
самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью
взрослого, не отвечает на большинство вопросов).
Полученные с помощью комплексной методики результаты
позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей
старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень.
Ребенок имеет разнообразные представления о родной
стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием
рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный
интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни
страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.
Дошкольник проявляет положительное
эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может
объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием
рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в
ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень.
Ребенок имеет некоторые представления о стране — ее
символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен,
но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными
эпизодами. Интерес к особенностям своей страны неустойчив, ситуативен,
проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов
и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или
книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной
пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной
стране, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его
отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по
улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень.
Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной
стране, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее
особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У
ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает
вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об
ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное
отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Современные исследования убедительно показывают, что
развитие представлений дошкольников о родной стране, воспитания интереса к ней
происходит под влиянием близкого окружения — родителей и педагогов. Поэтому,
конструируя педагогический процесс в группах старшего дошкольного возраста,
очень важно изучить особенности отношения к этой проблеме взрослых:
заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у дошкольников,
компетентность педагогов в этой проблеме.
Для выявления заинтересованности родителей в развитии
представлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране
целесообразно провести анкетирование родителей.
Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к
воспитанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей
с прошлым и современностью родной страны, воспитывают интерес к ней.
Анкетирование
родителей
1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств
у детей дошкольного возраста? Почему?
2. Как вы развиваете представления о своей стране,
отношение к ней у своего ребенка?
3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно
знакомить с историей России, символикой страны?
4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу,
стране?
5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в
городе?
6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее
истории? Почему?
7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами
необходимо при воспитании основ гражданственности?
8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию
социальной компетентности маленького гражданина были бы вам интересны:
— «круглые столы» со специалистами по данной теме;
— совместные экскурсии, походы;
— конкурсы по темам истории и современности России;
— встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских
чувств у современных дошкольников;
— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуждение
событий из истории страны;
— другое.
Результаты анкетирования дадут возможность педагогам
выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с
педагогами и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
На этом этапе диагностики важно изучить компетентность педагогов
в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошкольников и отношение их к
взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести
анкетирование педагогов.
Анкетирование
педагогов
1. Что вы понимаете под воспитанием основ
гражданственности в дошкольном возрасте?
2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские
чувства?
3. Какие формы работы вы используете (знаете) для
воспитания основ гражданственности у дошкольников?
4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по
воспитанию патриотических чувств у современных детей?
5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ
гражданственности у дошкольников?
6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодействии
с семьей по данной теме?
7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы
испытываете?
8. В чем их причина:
— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;
— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с
педагогами;
— особенности характера и поведения родителей. Какие?_
— недостаточная компетентность педагога по проблеме
взаимодействия с семьей.
9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме:
«Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:
— участвовать в семинаре по проблеме;
— познакомиться с подборкой литературы по теме для
взрослых (детей);
— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;
— другую.
Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет
выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственности у детей
старшего дошкольного возраста, второй блок — определить компетентность
воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности
у детей старшего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть анкеты
позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспитатели при работе с
родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.
Для оценки технологии конструирования педагогического
процесса по воспитанию интереса к родной стране в дополнение к предлагаемым
методам можно провести анализ планирования работы педагогов с детьми и анализ
развивающей среды группы.
Анализ планов воспитательной работы
Критерии:
наличие в плане тем, связанных с воспитанием гражданских
чувств у дошкольников;
реализация содержания работы по
гражданско-патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности
(игровой, художественной, элементарном труде, наблюдениях и др);
планирование разных форм организации деятельности детей
по данной теме, групповой, подгрупповой и индивидуальной, совместной
деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной детской деятельности;
системность планирования работы, взаимосвязь тем и форм
работы между собой.
Анализ развивающей среды в группах старшего возраста
Параметры:
разнообразие содержания представленных материалов по
истории города и краеведению: книги о городе, о природе и географии области,
произведения фольклора, иллюстративный материал (картинки, карты, схемы),
настольно-печатные игры, игрушки;
наличие пособий, предусматривающих разные виды и формы активности
дошкольников (альбомы, книги, игры, карты);
доступность материалов для детей;
эстетичность и привлекательность оформления пособий;
частота пополнения центра новыми материалами.
Результаты
второго этапа диагностики дадут возможность увидеть особенности
ориентированности педагогического процесса группы детского сада на воспитание
основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, проблемы,
которые испытывает педагог при организации педагогического процесса и
проектировании среды группы. |