Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 25.09.2018, 00:10

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема ста­новления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной со­ставляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом не только школьного, но и дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравст­венных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспита­ния основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведе­ния, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование пози­тивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содер­жание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как лю­бовь к Родине, к родным местам, родному языку, знания об истории, культуре, традициях своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обы­чаям своего народа.

При этом народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство являются для дошкольников наибо­лее доступными средствами формирования культурной идентичности.

Все это делает актуальным изучение особенностей отношения детей к истории своей страны, ее народной культуре.

Наше исследование показало, что развитие у современных до­школьников представлений о родной стране, отношение к событиям ее прошлого и современности зависят от позиции близких взрослых — родителей и педагогов. Поэтому базовая диагностика в системе вос­питания гражданских чувств у дошкольников включает блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенно­стях своей страны и отношения к ней к основе воспитания граждан­ственности, и блок методик для изучения позиции педагогов и роди­телей по данной проблеме.

Цель базовой диагностики: изучить особенности представлений о стране у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их раз­витие взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи диагностики:

1. Выявить особенности представлений и характер отношения к Родине детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить характер проявления интереса к Родине детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к Родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.

4. Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании интереса к Родине у детей старшего дошколь­ного возраста

Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.

Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Вы­бери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем цент­ре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.

 

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Цель — выявление особенностей представлений старших дошколь­ников о родной стране и отношения к ней.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран. Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам: Как называется город, в котором ты живешь? Как называется страна, в которой ты живешь? Выбери из предложенных герб, флаг своей страны. В каких городах нашей страны ты еще бывал? О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас­сказать о своей стране?

Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

 

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в пони­мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред­варительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

содержание рисунка;

 расположение его на листе;

цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;

комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

 

Инструкция.

Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

Данная методика позволит определить, какую книгу чаше всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной кон­кретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особен­ностями своей страны.

 

Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе сле­дующих критериев:

особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);

характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопреде­ленное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;

проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;

самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Полученные с помощью комплексной методики результаты позво­ляют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень.

Ребенок имеет разнообразные представления о род­ной стране, его представления носят разносторонний характер; с удо­вольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет ак­тивный познавательный интерес к знакомству со страной — задает во­просы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень.

Ребенок имеет некоторые представления о стра­не — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей стра­ны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспери­ментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стра­не, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится пред­лагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.

Низкий уровень.

Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает симво­лики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает однослож­но, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.

Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, воспитания интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения — родителей и педагогов. Поэтому, конструируя педагогический процесс в группах старшего дошкольного возраста, очень важно изучить особенности отношения к этой проблеме взрослых: заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у дошкольников, компетентность педагогов в этой проблеме.

Для выявления заинтересованности родителей в развитии пред­ставлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей.

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос­питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин­терес к ней.

 

Анкетирование родителей

1. Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2. Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?

3. Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?

4. Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5. Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?

7. Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со­циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте­ресны:

— «круглые столы» со специалистами по данной теме;

— совместные экскурсии, походы;

— конкурсы по темам истории и современности России;

— встречи для родителей по проблемам воспитания граждан­ских чувств у современных дошкольников;

— домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж­дение событий из истории страны;

— другое.

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче­стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди­телям нужна помощь.

На этом этапе диагностики важно изучить компетентность пе­дагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошколь­ников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.

 

Анкетирование педагогов

1. Что вы понимаете под воспитанием основ гражданственности в дошкольном возрасте?

2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей гражданские чув­ства?

3. Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ гражданственности у дошкольников?

4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспи­танию патриотических чувств у современных детей?

5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ граж­данственности у дошкольников?

6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодей­ствии с семьей по данной теме?

7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испыты­ваете?

8. В чем их причина:

— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;

— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;

— особенности характера и поведения родителей. Какие?_

— недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимо­действия с семьей.

9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ гражданственности у дошкольников»:

— участвовать в семинаре по проблеме;

— познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);

— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;

— другую.

Анкета содержит два блока вопросов. Первый блок позволяет выявить отношение педагогов к воспитанию основ гражданственно­сти у детей старшего дошкольного возраста, второй блок — опреде­лить компетентность воспитателей по проблеме взаимодействия с родителями при воспитании основ гражданственности у детей стар­шего дошкольного возраста. Ответы педагогов на вторую часть ан­кеты позволят увидеть, с какими проблемами сталкиваются воспи­татели при работе с родителями и причины этих проблем, по мнению педагогов.

Для оценки технологии конструирования педагогического процес­са по воспитанию интереса к родной стране в дополнение к предла­гаемым методам можно провести анализ планирования работы педа­гогов с детьми и анализ развивающей среды группы.

 

Анализ планов воспитательной работы

Критерии:

наличие в плане тем, связанных с воспитанием гражданских чувств у дошкольников;

реализация содержания работы по гражданско-патриотическому воспитанию в различных видах детской деятельности (игровой, художественной, элементарном труде, наблюдениях и др);

планирование разных форм организации деятельности детей по данной теме, групповой, подгрупповой и индивидуальной, со­вместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной детской деятельности;

системность планирования работы, взаимосвязь тем и форм рабо­ты между собой.

 

Анализ развивающей среды в группах старшего возраста

Параметры:

разнообразие содержания представленных материалов по истории города и краеведению: книги о городе, о природе и географии области, произведения фольклора, иллюстративный материал (кар­тинки, карты, схемы), настольно-печатные игры, игрушки;

наличие пособий, предусматривающих разные виды и формы ак­тивности дошкольников (альбомы, книги, игры, карты);

доступность материалов для детей;

эстетичность и привлекательность оформления пособий;

частота пополнения центра новыми материалами.

Результаты второго этапа диагностики дадут возможность увидеть особенности ориентированности педагогического процесса группы дет­ского сада на воспитание основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста, проблемы, которые испытывает педагог при ор­ганизации педагогического процесса и проектировании среды группы.
  • Уничтожить клопов

    Мы сможем уничтожить клопов с гарантией результата! Срочный выезд

    unichtozhenie-klopov.spb.ru

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 3745 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru