Дошкольный возраст — это период активного социального
развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения
культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка
дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных,
нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в
соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами.
Социализация приводит к становлению в старшем дошкольном
возрасте первичных социально-ценностных ориентации, то есть освоенных ребенком
смыслов и построенных на их основе способов поведения и общения, которые
осознаются как необходимые и социально одобряемые.
В социальном развитии дошкольников особую роль играют
взаимоотношения со сверстниками. В отличие от контактов со взрослыми, в
общении со сверстниками ребенок действует на равных, чувствует себя более
свободно, учится отстаивать свои позиции и учитывать мнение партнеров. В группе
сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции
и самоорганизации, умение следовать общим правилам.
На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников
со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления
детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения.
Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего
дошкольного возраста. Как показывают многие исследования (М. И.Лисина,
Е.О.Смирнова, С.А.Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Репина, Л. В. Артемова), у
старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих
ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со
сверстниками. Нарастает интерес к внутреннему миру другого человека, к его
чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Появляется пристальное внимание к
сверстнику не только как к участнику общения и совместной деятельности, но и
как к личности, обладающей определенными индивидуальными особенностями. Это
приводит к укреплению избирательных отношений между детьми, симпатий и дружбы.
Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками
становятся более длительными и личностно-обусловленными. Постепенно
развивается умение видеть в партнере не просто ситуативные проявления, но и
его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении
сверстника.
Старшие дошкольники проявляют живой интерес к нормативным
основам общения и регуляции взаимоотношений. Апелляция к нормам и правилам
помогает детям поддерживать устойчивые взаимоотношения со сверстниками,
добиваться равноправия и справедливости.
Эти особенности позволили рассмотреть старший дошкольный
возраст как период установления «моральных инстанций» и «интеллектуализации
аффекта», «соподчинения мотивов» (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б.
Эльконин).
Под влиянием воспитания у старших дошкольников
формируется начальная социально-коммуникативная компетентность: готовность
детей решать задачи общения и сотрудничества, проявлять широкую
доброжелательность, стремление к справедливости и взаимопониманию во взаимоотношениях
со сверстниками.
Опыт взаимодействия со сверстниками, приобретенный в дошкольном
возрасте, и связанные с ним эмоциональные переживания (положительные или
негативные) оказывают самое непосредственное влияние на дальнейшее развитие
детских отношений. Это проявляется в открытости ребенка к новым контактам и
стремлении к разнообразному общению или, наоборот, в настороженном отношении к
другим и пассивной позиции в общении. В результате, поступив в школу, ребенок
либо быстро находит друзей и чувствует себя в новом коллективе защищенным и
уверенным, либо остается изолированным, переживает чувство одиночества.
Учитывая
огромную роль общения в социально-личностном развитии ребенка, воспитатель
рассматривает задачу формирования содержательных, доброжелательных, дружеских
взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками как одну из важнейших в
ДОУ. Детские взаимоотношения должны быть постоянно в ракурсе внимания
воспитателя. Какова направленность отношений детей друг к другу, развивается ли
содержание и форма детских взаимоотношений, насколько устойчиво проявляются во
взаимоотношениях доброжелательность, дружелюбие, эмоциональная отзывчивость,
есть ли в группе изолированные от общения дети, какие трудности возникают в детских
контактах? Как формируется нравственное сознание ребенка, какие чувства он
испытывает, какие мотивы преобладают в его поступках, способен ли он к
сознательной регуляции отношений на основе знакомых правил? На эти вопросы
отвечают методы педагогической диагностики взаимоотношений дошкольников со
сверстниками, которые использует современный воспитатель. |