Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 23.09.2018, 07:25

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Дошкольный возраст — это период активного социального разви­тия, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, ос­воения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается пер­вый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными по­ниманию ребенка этическими нормами и правилами.

Социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичных социально-ценностных ориентации, то есть осво­енных ребенком смыслов и построенных на их основе способов по­ведения и общения, которые осознаются как необходимые и социаль­но одобряемые.

В социальном развитии дошкольников особую роль играют взаи­моотношения со сверстниками. В отличие от контактов со взрослыми, в общении со сверстниками ребенок действует на равных, чувствует себя более свободно, учится отстаивать свои позиции и учитывать мнение партнеров. В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганиза­ции, умение следовать общим правилам.

На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошколь­ников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Как показывают многие исследования (М. И.Лисина, Е.О.Смирнова, С.А.Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Репина, Л. В. Артемова), у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному обще­нию со сверстниками. Нарастает интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Появ­ляется пристальное внимание к сверстнику не только как к участнику общения и совместной деятельности, но и как к личности, обладаю­щей определенными индивидуальными особенностями. Это приводит к укреплению избирательных отношений между детьми, симпатий и дружбы.

Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками стано­вятся более длительными и личностно-обусловленными. Постепенно развивается умение видеть в партнере не просто ситуативные прояв­ления, но и его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении сверстника.

Старшие дошкольники проявляют живой интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений. Апелляция к нор­мам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоот­ношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.

Эти особенности позволили рассмотреть старший дошкольный возраст как период установления «моральных инстанций» и «интел­лектуализации аффекта», «соподчинения мотивов» (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Под влиянием воспитания у старших дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность: готовность детей решать задачи общения и сотрудничества, проявлять широкую доброжелательность, стремление к справедливости и взаимопонима­нию во взаимоотношениях со сверстниками.

Опыт взаимодействия со сверстниками, приобретенный в до­школьном возрасте, и связанные с ним эмоциональные переживания (положительные или негативные) оказывают самое непосредственное влияние на дальнейшее развитие детских отношений. Это проявляется в открытости ребенка к новым контактам и стремлении к разнообраз­ному общению или, наоборот, в настороженном отношении к другим и пассивной позиции в общении. В результате, поступив в школу, ребенок либо быстро находит друзей и чувствует себя в новом кол­лективе защищенным и уверенным, либо остается изолированным, переживает чувство одиночества.

Учитывая огромную роль общения в социально-личностном раз­витии ребенка, воспитатель рассматривает задачу формирования со­держательных, доброжелательных, дружеских взаимоотношений стар­ших дошкольников со сверстниками как одну из важнейших в ДОУ. Детские взаимоотношения должны быть постоянно в ракурсе внимания воспитателя. Какова направленность отношений детей друг к другу, развивается ли содержание и форма детских взаимоотношений, на­сколько устойчиво проявляются во взаимоотношениях доброжелатель­ность, дружелюбие, эмоциональная отзывчивость, есть ли в группе изолированные от общения дети, какие трудности возникают в дет­ских контактах? Как формируется нравственное сознание ребенка, какие чувства он испытывает, какие мотивы преобладают в его по­ступках, способен ли он к сознательной регуляции отношений на основе знакомых правил? На эти вопросы отвечают методы педагоги­ческой диагностики взаимоотношений дошкольников со сверстника­ми, которые использует современный воспитатель.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 1954 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.0/2
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru