Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 23.04.2024, 17:43

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

Дошкольный возраст — это период активного социального разви­тия, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, ос­воения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается пер­вый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными по­ниманию ребенка этическими нормами и правилами.

Социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичных социально-ценностных ориентации, то есть осво­енных ребенком смыслов и построенных на их основе способов по­ведения и общения, которые осознаются как необходимые и социаль­но одобряемые.

В социальном развитии дошкольников особую роль играют взаи­моотношения со сверстниками. В отличие от контактов со взрослыми, в общении со сверстниками ребенок действует на равных, чувствует себя более свободно, учится отстаивать свои позиции и учитывать мнение партнеров. В группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганиза­ции, умение следовать общим правилам.

На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошколь­ников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Как показывают многие исследования (М. И.Лисина, Е.О.Смирнова, С.А.Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Репина, Л. В. Артемова), у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному обще­нию со сверстниками. Нарастает интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Появ­ляется пристальное внимание к сверстнику не только как к участнику общения и совместной деятельности, но и как к личности, обладаю­щей определенными индивидуальными особенностями. Это приводит к укреплению избирательных отношений между детьми, симпатий и дружбы.

Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками стано­вятся более длительными и личностно-обусловленными. Постепенно развивается умение видеть в партнере не просто ситуативные прояв­ления, но и его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении сверстника.

Старшие дошкольники проявляют живой интерес к нормативным основам общения и регуляции взаимоотношений. Апелляция к нор­мам и правилам помогает детям поддерживать устойчивые взаимоот­ношения со сверстниками, добиваться равноправия и справедливости.

Эти особенности позволили рассмотреть старший дошкольный возраст как период установления «моральных инстанций» и «интел­лектуализации аффекта», «соподчинения мотивов» (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Под влиянием воспитания у старших дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность: готовность детей решать задачи общения и сотрудничества, проявлять широкую доброжелательность, стремление к справедливости и взаимопонима­нию во взаимоотношениях со сверстниками.

Опыт взаимодействия со сверстниками, приобретенный в до­школьном возрасте, и связанные с ним эмоциональные переживания (положительные или негативные) оказывают самое непосредственное влияние на дальнейшее развитие детских отношений. Это проявляется в открытости ребенка к новым контактам и стремлении к разнообраз­ному общению или, наоборот, в настороженном отношении к другим и пассивной позиции в общении. В результате, поступив в школу, ребенок либо быстро находит друзей и чувствует себя в новом кол­лективе защищенным и уверенным, либо остается изолированным, переживает чувство одиночества.

Учитывая огромную роль общения в социально-личностном раз­витии ребенка, воспитатель рассматривает задачу формирования со­держательных, доброжелательных, дружеских взаимоотношений стар­ших дошкольников со сверстниками как одну из важнейших в ДОУ. Детские взаимоотношения должны быть постоянно в ракурсе внимания воспитателя. Какова направленность отношений детей друг к другу, развивается ли содержание и форма детских взаимоотношений, на­сколько устойчиво проявляются во взаимоотношениях доброжелатель­ность, дружелюбие, эмоциональная отзывчивость, есть ли в группе изолированные от общения дети, какие трудности возникают в дет­ских контактах? Как формируется нравственное сознание ребенка, какие чувства он испытывает, какие мотивы преобладают в его по­ступках, способен ли он к сознательной регуляции отношений на основе знакомых правил? На эти вопросы отвечают методы педагоги­ческой диагностики взаимоотношений дошкольников со сверстника­ми, которые использует современный воспитатель.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2735 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru