Диагностические игровые ситуации
Цель — определить особенности знаний детьми музыкального репертуара.
Вариант
1. Игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»
Игровой материал: шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими
содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название
песни).
Ход диагностики.
В шкатулку помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают
карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение. Песни
исполняются без музыкального сопровождения всеми детьми или индивидуально, по
желанию ребенка.
Вариант 2. Диагностическая ситуация «Волшебная стрелка»
Диагностический материал: на планшете располагаются иллюстрации к песням, в
центре — вращающаяся стрелка; аудиозаписи песен из мультфильмов и кинофильмов,
магнитофон.
Ход диагностики
Вариант 1. Песня звучит в записи. Ребенок указывает стрелкой
на соответствующую иллюстрацию и называет песню или говорит, из какого она
мультфильма или кинофильма.
Вариант 2. Ребенок-ведущий указывает на какую-либо картинку,
остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Вариант 3. Диагностическая ситуация «Музыкальный магазин»
Игровой материал, магнитофон, кассеты с иллюстрациями к знакомым детям песням.
Ход диагностики.
«Покупатель» просит прослушать ту или иную песню. «Продавец»
напевает ее самостоятельно. От того, как он споет песню, будет зависеть, купят
кассету с песней или нет.
Вариант 4. Диагностическая ситуация «Музыкальное лото»
Диагностический материал: карточки-картинки (по числу играющих детей),
иллюстрирующие содержание знакомых песен, аудиозаписи песен, фишки,
магнитофон.
Ход диагностики. Детям раздают по 3—4 карточки. Исполняется
песня в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку.
Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
Вариант 5. Диагностическая ситуация «Угадай название песенки»
Диагностический материал: кассеты с детскими песнями, магнитофон.
Ход диагностики. Педагог ставит прослушать знакомые детям песни.
Задача для ребенка — правильно назвать их. За каждый правильный ответ ребенок
получает очко. Выигрывает тот, кто получит большее количество очков.
Индивидуальная беседа
Цель — изучить особенности музыкальной эрудиции старших дошкольников.
Вопросы беседы:
Как называют человека, который пишет музыку? Какие композиторы
тебе известны?
Какие музыкальные произведения этих композиторов ты знаешь? На
чем можно исполнить музыку?
Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Какие из них тебе
нравятся?
Как можно назвать одним словом музыкантов, исполняющих на
разных инструментах одновременно одно и то же музыкальное произведение?
(Оркестр.)
Диагностические
ситуации. Ситуация «Узнай и назови»
Ход ситуации.
Игровой персонаж объясняет ребенку, что все кассеты с
музыкальными записями перепутались. Предлагается на слух узнать музыкальное
произведение или его фрагмент.
Предлагаемая детям музыка входит в программу музыкальных занятий
старшей группы:
^ П. Чайковский «Осенняя песнь»;
^ Н. Римский-Корсаков «Белка» (из оперы «Сказка о царе
Салтане»);
^ М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»);
^ Д. Кабалевский «Клоуны»;
^ Р. Шуман «Сельский праздник».
Дополнительный музыкальный материал:
^ В. Калинников «Грустная песенка»;
^ И.-С. Бах «Шутка».
Ситуация «Выставка портретов известных композиторов»
Ход ситуации.
Игровой персонаж объясняет ребенку, что готовит выставку, но
не знает, как разместить таблички под портретами композиторов. Предлагается
узнать портреты композиторов: Н. Римского-Корсакова, П.Чайковского, В.-А.
Моцарта, М.Мусоргского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Р. Шумана.
Критерии определения музыкальной эрудиции ребенка:
^ познавательный интерес, общее отношение к музыке, к теме беседы;
^ знание композиторов, их музыкальных произведений;
^умение узнавать на слух ранее слышанные музыкальные произведения;
^ знание различных музыкальных инструментов, умение узнавать
их по звучанию;
^ знание особенностей исполнения музыки (вокальное и инструментальное
исполнение; сольное/ хоровое пение, инструментальное / оркестровое исполнение);
^ наличие представлений о жанрах музыки.
В соответствии с критериями возможно выделение 4 групп детей.
Первая группа. Познавательный интерес, увлеченность темой беседы,
положительное отношение к музыке у детей не выражены. Отсутствуют знания о
композиторах, их музыке, а также умение на слух узнавать ранее слышанные
музыкальные произведения.
Редко узнают по звучанию музыкальные инструменты, путают или
совсем не могут вспомнить их названия, не всегда узнают по Сражению.
Отсутствуют представления о существовании сольного и хорового исполнения
музыки, инструментального и оркестрового и различных жанрах музыки.
Вторая группа. Дети иногда проявляют интерес к знакомству со
сведениями о музыке, к беседе о музыке. Отсутствует устойчивое положительное
отношение к данному виду искусства. Имеют представление о том, кто такой
композитор, знают одного композитора, но знание музыкальных произведений,
написанных им. отсутствует. Узнают на слух очень ограниченное количество ранее
слышанных музыкальных произведений (не более одного-двух из шести), узнают по
звучанию несколько музыкальных инструментов, но называют их не всегда
правильно и нередко путают на картинках. Наличествуют представления об
особенностях исполнения музыки (сольное/ хоровое и
инструментальное/оркестровое), но эти представления поверхностны, неглубоки.
Дети знают об одном-двух жанрах музыки, но само понятие им, как правило,
незнакомо.
Третья группа. Дети проявляют интерес к знакомству с данным
видом искусства, к теме беседы. Есть знания о деятельности композитора. Могут
узнать и назвать несколько имен выдающихся композиторов, узнают на слух
три-четыре музыкальных произведения, слышанных ранее. Определяют по звучанию
большинство из предложенных музыкальных инструментов, правильно называют их и
находят на картинке. Знают об основных особенностях исполнения музыки, имеют
представление о том, что такое жанр музыки, знают несколько жанров, могут
рассказать о них.
Четвертая группа. Дети имеют ярко выраженный познавательный
интерес к музыке, проявляют заинтересованность в беседе на тему музыки. Имеют
устойчивые знания о деятельности композитора, называют большое количество имен
выдающихся композиторов, узнают на слух все предложенные музыкальные
произведения, с которыми знакомились ранее. Определяют по звучанию предложенные
музыкальные инструменты, могут их назвать и правильно показать на картинках.
Хорошо знают особенности исполнения музыки (в сольном и хоровом,
инструментальном и оркестровом исполнении), знают основные жанры музыки,
знакомы с самим понятием «жанр музыки». |