Стимульный материал.
Силуэты лестниц из шести ступенек и
фигурки мальчика или девочки, нарисованные на листе бумаги.
Методика проведения.
Методика начинается с непринужденного разговора о семье
ребенка, его близких родственниках, о друзьях в детском саду. Затем педагог
предлагает посмотреть лесенку.
1 серия.
Педагог показывает лист бумаги с изображением лестницы и
говорит, что если всех детей рассадить на ее шести ступеньках, то на самой
верхней окажутся самые хорошие дети, чуть ниже — просто хорошие, на третьей
ступеньке — средние, но тоже хорошие, еще ниже — не очень хорошие, на
предпоследней ступеньке — плохие, а на самой нижней ступеньке — очень плохие
дети.
После этого ребенку дается фигурка мальчика или девочки
(в соответствии с его полом), и его просят поставить ее на ту ступеньку,
которой соответствует он сам. При этом ребенок должен пояснить, почему он
выбрал именно эту ступеньку.
2 серия.
После этого ребенку предлагают поместить фигурку на ту
ступеньку, куда, по его мнению, его поставит воспитатель, мама, друзья. Можно
спросить ребенка и о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку и кто —
на самую нижнюю. После каждого ответа выясняют, почему ребенок так думает.
Обработка данных. Подсчитываются оценки отдельно по
каждой серии эксперимента. Чем выше ступенька лесенки, тем выше самооценка
ребенка. Для старшего дошкольного возраста нормальным считается, когда ребенок
ставит себя на четвертую—шестую ступеньки.
При ответах на вопросы обращают внимание на следующие
показатели:
^ проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать
о себе, оценивать себя;
^ каким ребенок считает себя и на какую из шести ступенек
ставит себя;
^ может ли ребенок объяснить, почему он поставил себя на
ту или иную ступеньку;
^ каково соотношение между самооценкой ребенка и его
представлениями об оценке его педагогом, близкими.
Более глубоко изучить представления детей о привлекательных
и непривлекательных для него качествах, понять его отношение к себе поможет
вариант методики, представленный ниже.
|