Предмет диагностики: развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель экспресс-диагностики — выявление уровня освоения ребенком
речевой деятельности в единстве всех ее компонентов. Определение субъектных
проявлений ребенка в речевой деятельности (старший дошкольный возраст).
Установление возрастной соотносительной нормы речевого развития ребенка.
Задачи экспресс-диагностики:
1. Установить наличие динамики в развитии речи детей по сравнению
с началом учебного года.
2. Произвести коррекцию задач по развитию речи детей группы на
оставшийся период учебного года.
3. Определить содержание индивидуального сопровождения процесса
развития речи детей с отставанием и опережением возрастных показателей.
Методика диагностики.
Ведущим методом промежуточной диагностики выступает метод
наблюдения. Целенаправленное наблюдение воспитателя за речевыми и
поведенческими проявлениями ребенка позволит получить необходимую информацию
об успешности освоения речевой деятельности, ее соответствия возрастным
возможностям детей.
Цели наблюдения:
1. Выявить приоритетные мотивы речевой деятельности ребенка и
сравнить их с возрастными показателями.
Младший дошкольный возраст: коммуникативный мотив (1-я младшая
группа), экспрессивный мотив (2-я младшая группа). Средний дошкольный возраст:
побудительный и познавательный мотивы.
Старший дошкольный возраст: информационный, семантический и
прогностический мотивы.
2. Определить характер целеполагания ребенка в речевой деятельности
и сравнить его с возрастными возможностями,
Младший дошкольный возраст: ребенок способен лишь принять цель
речевой деятельности, поставленную взрослым в условиях общения (индивидуального
— в 1-й младшей группе, коллективного — во 2-й младшей группе).
Средний дошкольный возраст: ребенок способен самостоятельно
поставить цель речевой деятельности, но для ее полной качественной реализации
необходима помощь взрослого. Старший дошкольный возраст: ребенок самостоятельно
ставит цель речевой деятельности, реализует ее и соотносит полученный результат
с поставленной целью, оценивая степень ее реализации.
3. Оценить степень обучаемости ребенка новым речевым формам. В
процессе наблюдения за ребенком выявить, освоены ли им те речевые формы
(предложение, описательный, сюжетный рассказы, рассуждение и т.п.), которые
были содержанием работы по развитию речи детей в прошедший период учебного
года, использует ли ребенок эти формы в собственной речи.
Младший дошкольный возраст: полное простое распространенное
предложение, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (возможны ошибки
в использовании союзов или союзных слов); совместный со взрослым (отраженный и
сопряженный) пересказ хорошо знакомого литературного произведения;
самостоятельный рассказ по картинке из 2—3 предложений; самостоятельное чтение
наизусть коротких стихов.
Средний дошкольный возраст: описательный рассказ о предмете
или игрушке; повествовательный рассказ из личного опыта; самостоятельный
пересказ литературного произведения; повествовательный и описательный рассказ
по схеме; первая форма творческого рассказа — «рассказ по аналогии».
Старший дошкольный возраст: описательные рассказы по предмету,
картине, схеме, по представлению; сравнительные рассказы по игрушкам,
предметам; повествовательные рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных
картин, по схеме, по игрушкам, из личного и коллективного опыта; творческие
рассказы по теме, по пословице; придумывание окончания к рассказу, продолжения
и окончания к рассказу; придумывание рассказа по схеме; сочинение сказок по
картам Проппа, сочинение загадок; творческое рассказывание с использованием
приемов ТРИЗа.
Способы фиксации результатов наблюдения.
Для фиксации и анализа результатов наблюдения рационально использовать
диагностические карты, представленные в приложениях 1, 2 и 3.
Для определения качества содержания и полноты использования
средств выразительности речи ребенка необходимо использовать второй метод
экспресс-диагностики — метод эксперимента, который включает выполнение ребенком
экспериментального диагностического задания.
Важнейшим показателем развития речи детей дошкольного возраста
выступает умение ребенка выразить свою мысль логично, последовательно, понятно
для слушателя, то есть уровень развития связной речи. Поэтому диагностическое
задание в экспресс-диагностике направлено на получение и оценку образца
связной речи ребенка. В зависимости от возраста детей будут меняться
содержание, форма предъявления задания, используемый стимульный материал.
Младший дошкольный возраст. В качестве диагностического
задания может быть предложено рассматривание сюжетной одноплановой картины с
1—2 персонажами по вопросам воспитателя. Диагностика проходит в ситуации
индивидуального общения воспитателя с ребенком.
Средний дошкольный возраст. Диагностическое задание — самостоятельное
составление описательного рассказа о предмете или игрушке. Стимульный материал
должен представлять собой предмет (игрушку) с ярко выраженными частями, окраска
предмета должна включать известную детям цветовую гамму, предмет должен быть
знаком ребенку по своему назначению и функциям.
Старший дошкольный возраст. Для детей старшей группы в качестве
диагностического задания можно предложить составление повествовательного
рассказа социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин или по
схеме. При этом ребенок самостоятельно определяет последовательность событий,
выкладывая картинки или карточки схемы, и составляет рассказ.
Для детей подготовительной группы диагностическое задание
должно включать условия для проявления речевого творчества детей. Это может
быть сочинение сказки по картам Проппа, сочинение рассказа по пословице
(«Вместе тесно, а врозь — скучно», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не
поймаешь», «Любишь кататься — люби и саночки возить»), придумывание сюжетного
рассказа по игрушке. Выбор диагностического задания будет зависеть от содержания
работы воспитателя по обучению детей формам творческого рассказывания в
предшествующий диагностике период.
После выбора диагностического задания и подготовки стимульного
материала воспитателю необходимо позаботиться об обстановке проведения
диагностики. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком, ее
результаты фиксируются в протоколе. В протоколе важно указать дату, ФИО
ребенка, возраст на день обследования, определить место для записи детского
рассказа, поведенческих реакций ребенка во время рассказывания, эмоциональных
проявлений ребенка и записи примечаний. Внизу протокола составляется таблица
для анализа детского рассказа с критериями оценки.
Критерии оценки детских
рассказов:
^ самостоятельность речевой деятельности;
^ полнота содержания;
^ логика (структурность) рассказа;
^ достаточность словарного запаса;
^ точность употребления слов и выражений;
^ сложность используемых синтаксических
конструкций (предложений);
^ используемые средства выразительности;
^ наличие грамматических ошибок в речи;
^ наличие сложностей в звукопроизношении;
^ степень проявления творчества.
Для оценки детских рассказов можно ориентироваться на следующие
уровни.
Младший дошкольный возраст.
Высокий уровень. Ребенок отвечает на все 5 вопросов
воспитателя по картинке. Все предметы, объекты и действия называет правильно.
Пользуется преимущественно простыми распространенными предложениями.
Использует эмоциональные средства выразительности (жесты, мимика,
преувеличения, междометия). Не допускает грамматических ошибок в речи.
Звукопроизношение в пределах возрастной нормы.
Средний уровень. Отвечает на 3 вопроса (более половины)
воспитателя по картине. Допускает" 1—2 ошибки в обозначении предметов или
действий. В речи преобладают простые нераспространенные или неполные
предложения. Речь эмоциональна. Допускает 1—2 грамматические ошибки.
Звукопроизношение в пределах возрастной нормы.
Низкий уровень. Отвечает на 1—2 вопроса по картинке. Затрудняется
в обозначении предметов и действий или заменяет названия указательными
местоимениями (тот, такой, вот), жестами. Речь синтаксически и грамматически
не оформлена (произносит отдельные слова, фразы), невнятна.
Средний дошкольный возраст.
Высокий уровень. Самостоятельно подробно описывает предмет,
выделяя не менее 6 признаков. При описании устанавливает связи и выражает их
вербально («У коровы рога, чтобы бодаться»). Правильно и точно называет все
особенности объекта, используя прилагательные, наречия. В рассказе используются
простые распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Использует в речи средства эмоциональной и интонационной выразительности.
Звукопроизношение в пределах возрастной нормы.
Средний уровень. Самостоятельно описывает предмет, выделяя не
менее 5 признаков. Связи устанавливает только при помощи взрослого. Допускает
1—2 ошибки в обозначении признаков предмета (заменяет названием сходных
признаков). Использует 2—3 прилагательных. В рассказе преобладают простые
распространенные предложения. Преобладает использование средств эмоциональной
выразительности. Допускает 1—2 грамматические ошибки. Имеются небольшие нарушения
в звукопроизношении (шипящих, свистящих, сонорных звуков).
Низкий уровень. При самостоятельном описании предмета называет
только 2—3 признака. Затрудняется в обозначении свойств и качеств предмета.
Называет признаки предмета рядоположенно, связей не устанавливает. В рассказе
преобладают простые предложения. В основном использует в речи лишь некоторые
средства эмоциональной выразительности. Допускает разнообразные грамматические
ошибки. Много сложностей в звукопроизношении.
Старший дошкольный возраст.
Высокий уровень. Самостоятельно составляет полный подробный
рассказ, отражая содержание всей серии картинок (или схему). Логика рассказа соответствует
структурным компонентам повествования. Характерна точность обозначений с
использованием разных частей речи. В рассказе присутствуют разные типы
предложений, адекватно отражающих передаваемое содержание. Рассказ содержит
элементы описаний. Используются средства эмоциональной, интонационной и
языковой выразительности. Грамматических ошибок в речи нет. Речь чистая. Рассказ
творческий: придумывает имена героям, оригинальные трактовки сюжета,
присутствует личное отношение к излагаемым событиям.
Средний уровень. Самостоятельно составляет повествовательный
рассказ, отражая содержание серии картинок. Часть картинок серии раскрывается
схематично. Возможны некоторые нарушения логики повествования (пропуск 1—2
структурных компонентов). Точно определяет объекты и действия, мало использует
качественные характеристики. В рассказе преобладают существительные и глаголы.
Использует преимущественно простые формы выражения мысли, присутствуют 2—3
сложных предложения. Использует в основном средства интонационной и эмоциональной
выразительности. Языковая выразительность ограничивается использованием 3—4
эпитетов. Допускает 1—2 грамматических ошибки. Присутствуют некоторые
творческие проявления.
Низкий уровень. Самостоятельно составляет рассказ по серии картинок.
В рассказе отражено содержание не всех картинок серии. Рассказ схематичен —
преобладают перечисления последовательных действий. Возможно существенное
нарушение структуры повествовательного рассказа (отсутствие кульминации,
экспозиции). Преобладают простые предложения. Присутствуют единичные средства
выразительности. Есть грамматические ошибки и сложности звукопроизношения.
Творчества не проявляет.
В результате проведенной промежуточной диагностики воспитатель
должен сделать выводы, ответив на следующие вопросы:
^ Изменилось ли состояние речевой деятельности детей с низкими
уровнями речевого развития к моменту проведения промежуточной диагностики по
сравнению с предыдущим периодом?
^ Какие задачи индивидуального сопровождения процесса развития
речи детей необходимо ставить и решать воспитателю?
^ Какого рода коррекцию задач, содержания и форм работы по развитию
речи следует произвести на оставшийся период учебного года.
Для ответа на эти вопросы воспитатель выявляет соотносительную
возрастную и индивидуальную нормы речевого развития детей. Возрастная норма
ребенка будет соответствовать возрастным возможностям, если в первой части
промежуточной диагностики будут выявлены представленные характеристики освоения
речевой деятельности (мотив, характер целеполагания, обучаемость речевым
формам) и они будут соответствовать возрастным показателям. Например, при первичной
основной диагностике в сентябре месяце Дима К. (4 г.) показал средний уровень
речевого развития по критериям предыдущей младшей группы. Чтобы подвести
ребенка к состоянию готовности освоения, программы средней группы, с ним
необходимо поработать над задачами, решаемыми в младшей группе, то есть к
четырем годам он не достиг возрастных показателей речевого развития. Причиной этого
могут быть индивидуальный темп освоения языка ребенком, недостаточно грамотное
сопровождение развития его речи со стороны взрослого или проявляющаяся речевая
патология. Чтобы установить эту причину и определить стратегию и тактику
дальнейшей педагогической работы с ребенком, в середине года воспитатель
проводит промежуточную диагностику: обобщает результаты своих наблюдений за
речевыми и поведенческими проявлениями ребенка, проводит диагностическое
задание и определяет индивидуальную соотносительную норму речевого развития
ребенка. Для этого полученные результаты диагностики ребенка сравниваются с его
же результатами предыдущей диагностики. Выявляется динамика речевого развития
ребенка.
Пример. Наблюдение в процессе экспресс-диагностики в середине
учебного года за Димой К. (4 г. 5 мес.) показывает: ребенок часто стал
проявлять речевую активность, когда хочет узнать что-то новое для себя. Он
задает довольно много поисковых вопросов (почему? зачем?), пытаясь
устанавливать причинно-следственные связи. Это позволяет сделать вывод об
усилении роли познавательного мотива речевой деятельности. Ребенок проявляет
инициативу в речевом общении как со взрослыми, так и со сверстниками:
привлекает к общению детей, легко включается в разговор. Это свидетельствует о
том, что характер целеполагания речевой деятельности данного ребенка
соответствует возрастным показателям. Наконец, ребенок владеет теми умениями,
которые дети осваивали в первую половину года: он отвечает на вопросы,
используя разные синтаксические формы, может сам сформулировать вопрос, может
описать игрушку, предмет, пересказать хорошо знакомую сказку. Записанный
описательный рассказ Димы К. соответствует среднему уровню. Таким образом, эти
данные позволяют воспитателю сделать вывод о том, что у ребенка наблюдается
хорошая динамика в развитии речи. Показатели его речи соответствуют возрастной
и индивидуальной соотносительной нормам. Однако анализ детского рассказа
свидетельствует о необходимости активизации работы с данным ребенком по звуковой
культуре речи: над постановкой звука /р/ и автоматизацией шипящих звуков.
Таким образом, проведенная промежуточная диагностика позволила воспитателю
ответить на поставленные вопросы, разобраться в проблемах в развитии речи
ребенка, наметить обоснованную коррекцию педагогического взаимодействия с ним.
Критерии оценки детских рассказов можно использовать при проведении
текущей оперативной диагностики.
Оперативная диагностика направлена на оценку качества решения
конкретных речевых задач. Ею может завершаться любое познавательно-речевое
занятие или итоговая беседа по теме.
В содержание педагогической диагностики включается оценка условий
для развития речи детей, созданных в группе ДОУ. Важнейшим условием выступает
организация развивающей среды группы. Характер развивающей среды может
рассматриваться как причина успешности или недостаточности уровня речевого
развития детей группы. Экспресс-оценку условий развивающей среды можно провести
по следующей схеме. |