Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 27.04.2024, 01:11

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Экспресс-диагностика развития речи

Предмет диагностики: развитие речи детей дошкольного возраста.

Цель экспресс-диагностики — выявление уровня освоения ребен­ком речевой деятельности в единстве всех ее компонентов. Определе­ние субъектных проявлений ребенка в речевой деятельности (старший дошкольный возраст). Установление возрастной соотносительной нор­мы речевого развития ребенка.

 

Задачи экспресс-диагностики:

1. Установить наличие динамики в развитии речи детей по срав­нению с началом учебного года.

2. Произвести коррекцию задач по развитию речи детей группы на оставшийся период учебного года.

3. Определить содержание индивидуального сопровождения про­цесса развития речи детей с отставанием и опережением возрастных показателей.

Методика диагностики.

Ведущим методом промежуточной диагностики выступает метод наблюдения. Целенаправленное наблюдение воспитателя за речевыми и поведенческими проявлениями ребенка позволит получить необхо­димую информацию об успешности освоения речевой деятельности, ее соответствия возрастным возможностям детей.

Цели наблюдения:

1. Выявить приоритетные мотивы речевой деятельности ребенка и сравнить их с возрастными показателями.

Младший дошкольный возраст: коммуникативный мотив (1-я младшая группа), экспрессивный мотив (2-я младшая группа). Средний дошкольный возраст: побудительный и познаватель­ный мотивы.

Старший дошкольный возраст: информационный, семантиче­ский и прогностический мотивы.

2. Определить характер целеполагания ребенка в речевой деятель­ности и сравнить его с возрастными возможностями,

Младший дошкольный возраст: ребенок способен лишь принять цель речевой деятельности, поставленную взрослым в условиях общения (индивидуального — в 1-й младшей группе, коллектив­ного — во 2-й младшей группе).

Средний дошкольный возраст: ребенок способен самостоятель­но поставить цель речевой деятельности, но для ее полной ка­чественной реализации необходима помощь взрослого. Старший дошкольный возраст: ребенок самостоятельно ставит цель речевой деятельности, реализует ее и соотносит полученный результат с поставленной целью, оценивая степень ее реализации.

3. Оценить степень обучаемости ребенка новым речевым формам. В процессе наблюдения за ребенком выявить, освоены ли им те ре­чевые формы (предложение, описательный, сюжетный рассказы, рас­суждение и т.п.), которые были содержанием работы по развитию речи детей в прошедший период учебного года, использует ли ребенок эти формы в собственной речи.

 

Младший дошкольный возраст: полное простое распространен­ное предложение, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (возможны ошибки в использовании союзов или союзных слов); совместный со взрослым (отраженный и сопря­женный) пересказ хорошо знакомого литературного произведе­ния; самостоятельный рассказ по картинке из 2—3 предложе­ний; самостоятельное чтение наизусть коротких стихов.

 

Средний дошкольный возраст: описательный рассказ о предмете или игрушке; повествовательный рассказ из личного опыта; самостоятельный пересказ литературного произведения; повест­вовательный и описательный рассказ по схеме; первая форма творческого рассказа — «рассказ по аналогии».

 

Старший дошкольный возраст: описательные рассказы по пред­мету, картине, схеме, по представлению; сравнительные расска­зы по игрушкам, предметам; повествовательные рассказы по сю­жетной картине, по серии сюжетных картин, по схеме, по иг­рушкам, из личного и коллективного опыта; творческие рассказы по теме, по пословице; придумывание окончания к рассказу, продолжения и окончания к рассказу; придумывание рассказа по схеме; сочинение сказок по картам Проппа, сочи­нение загадок; творческое рассказывание с использованием при­емов ТРИЗа.

 

Способы фиксации результатов наблюдения.

Для фиксации и анализа результатов наблюдения рационально ис­пользовать диагностические карты, представленные в приложениях 1, 2 и 3.

Для определения качества содержания и полноты использования средств выразительности речи ребенка необходимо использовать второй метод экспресс-диагностики — метод эксперимента, который включает выполнение ребенком экспериментального диагностического задания.

Важнейшим показателем развития речи детей дошкольного возрас­та выступает умение ребенка выразить свою мысль логично, последо­вательно, понятно для слушателя, то есть уровень развития связной речи. Поэтому диагностическое задание в экспресс-диагностике на­правлено на получение и оценку образца связной речи ребенка. В за­висимости от возраста детей будут меняться содержание, форма предъ­явления задания, используемый стимульный материал.

Младший дошкольный возраст. В качестве диагностического задания может быть предложено рассматривание сюжетной одноплановой карти­ны с 1—2 персонажами по вопросам воспитателя. Диагностика проходит в ситуации индивидуального общения воспитателя с ребенком.

Средний дошкольный возраст. Диагностическое задание — самосто­ятельное составление описательного рассказа о предмете или игрушке. Стимульный материал должен представлять собой предмет (игрушку) с ярко выраженными частями, окраска предмета должна включать известную детям цветовую гамму, предмет должен быть знаком ребен­ку по своему назначению и функциям.

Старший дошкольный возраст. Для детей старшей группы в каче­стве диагностического задания можно предложить составление пове­ствовательного рассказа социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин или по схеме. При этом ребенок самостоя­тельно определяет последовательность событий, выкладывая картинки или карточки схемы, и составляет рассказ.

Для детей подготовительной группы диагностическое задание должно включать условия для проявления речевого творчества детей. Это может быть сочинение сказки по картам Проппа, сочинение рас­сказа по пословице («Вместе тесно, а врозь — скучно», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», «Любишь катать­ся — люби и саночки возить»), придумывание сюжетного рассказа по игрушке. Выбор диагностического задания будет зависеть от содержа­ния работы воспитателя по обучению детей формам творческого рас­сказывания в предшествующий диагностике период.

После выбора диагностического задания и подготовки стимульного материала воспитателю необходимо позаботиться об обстановке про­ведения диагностики. Диагностика проводится индивидуально с каж­дым ребенком, ее результаты фиксируются в протоколе. В протоколе важно указать дату, ФИО ребенка, возраст на день обследования, оп­ределить место для записи детского рассказа, поведенческих реакций ребенка во время рассказывания, эмоциональных проявлений ребенка и записи примечаний. Внизу протокола составляется таблица для ана­лиза детского рассказа с критериями оценки.

Критерии оценки детских рассказов:

^ самостоятельность речевой деятельности;

^ полнота содержания;

^ логика (структурность) рассказа;

^ достаточность словарного запаса;

^ точность употребления слов и выражений;

^ сложность используемых синтаксических конструкций (предложе­ний);

^ используемые средства выразительности;

^ наличие грамматических ошибок в речи;

^ наличие сложностей в звукопроизношении;

^ степень проявления творчества.

 

Для оценки детских рассказов можно ориентироваться на следую­щие уровни.

 

Младший дошкольный возраст.

Высокий уровень. Ребенок отвечает на все 5 вопросов воспитателя по картинке. Все предметы, объекты и действия называет правильно. Поль­зуется преимущественно простыми распространенными предложения­ми. Использует эмоциональные средства выразительности (жесты, ми­мика, преувеличения, междометия). Не допускает грамматических оши­бок в речи. Звукопроизношение в пределах возрастной нормы.

 

Средний уровень. Отвечает на 3 вопроса (более половины) воспита­теля по картине. Допускает" 1—2 ошибки в обозначении предметов или действий. В речи преобладают простые нераспространенные или не­полные предложения. Речь эмоциональна. Допускает 1—2 граммати­ческие ошибки. Звукопроизношение в пределах возрастной нормы.

 

Низкий уровень. Отвечает на 1—2 вопроса по картинке. Затрудня­ется в обозначении предметов и действий или заменяет названия ука­зательными местоимениями (тот, такой, вот), жестами. Речь синтак­сически и грамматически не оформлена (произносит отдельные слова, фразы), невнятна.

 

Средний дошкольный возраст.

Высокий уровень. Самостоятельно подробно описывает предмет, выделяя не менее 6 признаков. При описании устанавливает связи и выражает их вербально («У коровы рога, чтобы бодаться»). Правильно и точно называет все особенности объекта, используя прилагательные, наречия. В рассказе используются простые распространенные, слож­носочиненные и сложноподчиненные предложения. Использует в речи средства эмоциональной и интонационной выразительности. Звукопроизношение в пределах возрастной нормы.

 

Средний уровень. Самостоятельно описывает предмет, выделяя не менее 5 признаков. Связи устанавливает только при помощи взросло­го. Допускает 1—2 ошибки в обозначении признаков предмета (заме­няет названием сходных признаков). Использует 2—3 прилагательных. В рассказе преобладают простые распространенные предложения. Преобладает использование средств эмоциональной выразительности. Допускает 1—2 грамматические ошибки. Имеются небольшие наруше­ния в звукопроизношении (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

 

Низкий уровень. При самостоятельном описании предмета называет только 2—3 признака. Затрудняется в обозначении свойств и качеств предмета. Называет признаки предмета рядоположенно, связей не ус­танавливает. В рассказе преобладают простые предложения. В основ­ном использует в речи лишь некоторые средства эмоциональной вы­разительности. Допускает разнообразные грамматические ошибки. Много сложностей в звукопроизношении.

 

Старший дошкольный возраст.

Высокий уровень. Самостоятельно составляет полный подробный рассказ, отражая содержание всей серии картинок (или схему). Логика рассказа соответствует структурным компонентам повествования. Ха­рактерна точность обозначений с использованием разных частей речи. В рассказе присутствуют разные типы предложений, адекватно отража­ющих передаваемое содержание. Рассказ содержит элементы описаний. Используются средства эмоциональной, интонационной и языковой выразительности. Грамматических ошибок в речи нет. Речь чистая. Рас­сказ творческий: придумывает имена героям, оригинальные трактовки сюжета, присутствует личное отношение к излагаемым событиям.

 

Средний уровень. Самостоятельно составляет повествовательный рас­сказ, отражая содержание серии картинок. Часть картинок серии раскры­вается схематично. Возможны некоторые нарушения логики повествова­ния (пропуск 1—2 структурных компонентов). Точно определяет объек­ты и действия, мало использует качественные характеристики. В рассказе преобладают существительные и глаголы. Использует преимущественно простые формы выражения мысли, присутствуют 2—3 сложных предло­жения. Использует в основном средства интонационной и эмоциональ­ной выразительности. Языковая выразительность ограничивается ис­пользованием 3—4 эпитетов. Допускает 1—2 грамматических ошибки. Присутствуют некоторые творческие проявления.

 

Низкий уровень. Самостоятельно составляет рассказ по серии кар­тинок. В рассказе отражено содержание не всех картинок серии. Рас­сказ схематичен — преобладают перечисления последовательных дей­ствий. Возможно существенное нарушение структуры повествователь­ного рассказа (отсутствие кульминации, экспозиции). Преобладают простые предложения. Присутствуют единичные средства выразитель­ности. Есть грамматические ошибки и сложности звукопроизношения. Творчества не проявляет.

 

В результате проведенной промежуточной диагностики воспита­тель должен сделать выводы, ответив на следующие вопросы:

^ Изменилось ли состояние речевой деятельности детей с низкими уровнями речевого развития к моменту проведения промежуточной диагностики по сравнению с предыдущим периодом?

^ Какие задачи индивидуального сопровождения процесса развития

речи детей необходимо ставить и решать воспитателю?

^ Какого рода коррекцию задач, содержания и форм работы по раз­витию речи следует произвести на оставшийся период учебного года.

Для ответа на эти вопросы воспитатель выявляет соотносительную возрастную и индивидуальную нормы речевого развития детей. Воз­растная норма ребенка будет соответствовать возрастным возможнос­тям, если в первой части промежуточной диагностики будут выявлены представленные характеристики освоения речевой деятельности (мотив, характер целеполагания, обучаемость речевым формам) и они будут соответствовать возрастным показателям. Например, при пер­вичной основной диагностике в сентябре месяце Дима К. (4 г.) пока­зал средний уровень речевого развития по критериям предыдущей младшей группы. Чтобы подвести ребенка к состоянию готовности освоения, программы средней группы, с ним необходимо поработать над задачами, решаемыми в младшей группе, то есть к четырем годам он не достиг возрастных показателей речевого развития. Причиной этого могут быть индивидуальный темп освоения языка ребенком, недостаточно грамотное сопровождение развития его речи со стороны взрослого или проявляющаяся речевая патология. Чтобы установить эту причину и определить стратегию и тактику дальнейшей педагоги­ческой работы с ребенком, в середине года воспитатель проводит про­межуточную диагностику: обобщает результаты своих наблюдений за речевыми и поведенческими проявлениями ребенка, проводит диа­гностическое задание и определяет индивидуальную соотносительную норму речевого развития ребенка. Для этого полученные результаты диагностики ребенка сравниваются с его же результатами предыдущей диагностики. Выявляется динамика речевого развития ребенка.

 

Пример. Наблюдение в процессе экспресс-диагностики в середине учебного года за Димой К. (4 г. 5 мес.) показывает: ребенок часто стал проявлять речевую активность, когда хочет узнать что-то новое для себя. Он задает довольно много поисковых вопросов (почему? зачем?), пытаясь устанавливать причинно-следственные связи. Это позволяет сделать вывод об усилении роли познавательного мотива речевой деятель­ности. Ребенок проявляет инициативу в речевом общении как со взрос­лыми, так и со сверстниками: привлекает к общению детей, легко вклю­чается в разговор. Это свидетельствует о том, что характер целеполагания речевой деятельности данного ребенка соответствует возрастным показателям. Наконец, ребенок владеет теми умениями, ко­торые дети осваивали в первую половину года: он отвечает на вопросы, используя разные синтаксические формы, может сам сформулировать вопрос, может описать игрушку, предмет, пересказать хорошо знакомую сказку. Записанный описательный рассказ Димы К. соответствует сред­нему уровню. Таким образом, эти данные позволяют воспитателю сде­лать вывод о том, что у ребенка наблюдается хорошая динамика в развитии речи. Показатели его речи соответствуют возрастной и ин­дивидуальной соотносительной нормам. Однако анализ детского рассказа свидетельствует о необходимости активизации работы с данным ребен­ком по звуковой культуре речи: над постановкой звука /р/ и автомати­зацией шипящих звуков. Таким образом, проведенная промежуточная диагностика позволила воспитателю ответить на поставленные вопро­сы, разобраться в проблемах в развитии речи ребенка, наметить обосно­ванную коррекцию педагогического взаимодействия с ним.

Критерии оценки детских рассказов можно использовать при про­ведении текущей оперативной диагностики.

Оперативная диагностика направлена на оценку качества решения конкретных речевых задач. Ею может завершаться любое познаватель­но-речевое занятие или итоговая беседа по теме.

В содержание педагогической диагностики включается оценка ус­ловий для развития речи детей, созданных в группе ДОУ. Важнейшим условием выступает организация развивающей среды группы. Харак­тер развивающей среды может рассматриваться как причина успеш­ности или недостаточности уровня речевого развития детей группы. Экспресс-оценку условий развивающей среды можно провести по сле­дующей схеме.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 9712 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.4/5
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru