Мишкин чемодан
В ходе индивидуальной игры с ребенком из чемодана
игрового персонажа по очереди появляются картинки (не более 10) с изображениями
сходных предметов. Это могут быть: чашка — кружка — стакан; носки — гольфы —
чулки — колготки; кастрюля — сковорода; плащ — пальто — шуба; брюки — шорты;
свитер — кофта. Взрослый спрашивает: «Что это? Как называется этот предмет? Как
ты узнал, что это чулки? А Мишка думает, что это колготки. Почему он не прав?»
Угадай, кого как зовут
Ребенку предлагают сюжетную картинку с изображениями двух
девочек или мальчиков, одетых в разную одежду. Взрослый дает простейший
описательный рассказ и просит угадать их имена. Например: «На этой картинке
нарисованы Катя и Наташа. Угадай, кого как зовут, если Катя одета в зеленое
платье и на голове у нее платочек, а Наташа в голубой кофточке, с синей юбочке
и панамке. Как ты догадался?» Если ребенок определяет правильно, ему разрешают
раскрасить картинку.
Что не так?
Взрослый показывает ребенку по очереди 2—3 картинки с
изображениями несложных сюжетов. Например, ребенок играет в мяч около стола,
на котором стоит большая красивая ваза; книга оставлена на скамеечке под
дождем; ребенок в трусиках и панамке играет на снегу в куличики. Ребенку
предлагается объяснить игровому персонажу, что и почему он нарисовал
неправильно.
Мастер Умелкин
Мастер Умелкин сделал разные столы: письменный стол,
обеденный стол, кухонный стол, журнальный столик, детский столик, стол для
настольного тенниса. На картинке нарисованы все эти столы. Педагог просит
назвать их и рассказать, как каждый стол используется человеком. Как ребенок
догадался, что мастер Умелкин в этот раз смастерил только столы? Какие части у
столов могут быть разными? Без какой части стол существовать не может?
Маша и варежки
Воспитатель читает стихотворение Н. Саконской:
Маша варежку надела:
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал.
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
И предлагает ребенку помочь художнику Карандашкину нарисовать
иллюстрацию к этому стихотворению. Нужно объяснить художнику, что он должен
нарисовать, — описать варежку. Карандашкин сделал 3 наброска, какой из них
самый лучший, почему? (Педагог показывает ребенку сразу 3 предметные картинки,
где нарисованы перчатки, рукавицы и детские варежки.)
Уровни компетентности ребенка в предметном мире
Низкий уровень.
Не владея видовыми понятиями, ребенок путает сходные
предметы ближайшего окружения. Слова, обозначающие предметы, их качества и
свойства, составляют его пассивный словарь.
Средний уровень.
Ребенок правильно называет предметы ближайшего
окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и
их назначение. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и
свойствами.
Высокий уровень.
Ребенок устанавливает связи между назначением предмета,
его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов
взрослого может объяснить, почему предмет таков. Поведение ребенка
характеризуется бережным отношением к предметам.
|