Найди лишнюю картинку.
Игровой персонаж Почемучка предлагает ребенку по очереди
карточки с изображениями групп из 5—7 предметов, относящихся к игрушкам,
одежде, обуви, инструментам, мебели. На каждой карточке — одна лишняя картинка,
которую надо найти.
Например, в набор игрушек (кукла, машина, мяч, кубики,
кегли, мишка) ошибочно включена картинка с изображением детской книжки; в
набор картинок, изображающих мебель (диван, шкаф, кресло, сервант, кровать), —
телевизор и т.п. Почемучка просит внимательно рассмотреть картинки на карточке,
назвать их и найти лишнюю, объяснив, почему ребенок так считает. Игровой
персонаж интересуется: «Какие предметы называют игрушками (одеждой, посудой и
пр.)? Какие еще игрушки (обувь, посуду и пр.) ты знаешь?»
Угадай, кого зовут Саша?
На сюжетной картинке нарисованы две девочки и мальчик,
которые играют в игрушки. Ребенку предлагают догадаться, кого из них зовут
Саша, по одежде и обуви. «На ногах у Саши кроссовки. Наташа и Саша в брюках. У
Наташи нарядная красная блузка. Покажи, кого зовут Саша. Почему ты так думаешь?»
Определи время года и найди лишний предмет.
Ребенку предлагают карточку, на которой нарисованы три
группы предметов обуви, среди которых есть один лишний предмет — зонтик. Надо
найти этот предмет, объяснить, почему он лишний, а на место вопросительных
знаков положить картинки, условно обозначающие время года, когда носят эту
обувь.
Рассматривая карточку вместе с ребенком, воспитатель
вначале просит назвать каждый предмет; спрашивает, из чего он сделан, из какого
материала, какие у этого материала свойства и качества. Затем предлагает найти
лишний предмет и обосновать свое предположение. После этого выполняется задание
по определению знака с условным обозначением времени года. Педагог уточняет, из
каких материалов шьют летнюю, осеннюю и зимнюю обувь.
Уровни компетентности ребенка в предметном мире
Низкий уровень.
Ребенок часто ошибается в названии предметов близких
видов. Затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет. Существенные
особенности не вычленяет, задание на группировку предметов по родовым
признакам не принимает.
Средний уровень.
Ребенок правильно называет предметы близких видов,
устанавливает связи между назначением и строением предметов. Группируя
предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный
рассказ составляет с помощью взрослого. В собственной деятельности предметы
используются ребенком по назначению.
Высокий уровень.
Ребенок владеет видовыми и простейшими родовыми
понятиями, имеющими 1—2 существенных признака, легко справляется с заданиями на
группировку данных понятий. Самостоятельно составляет достаточно полный
описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях. Поведение
ребенка характеризует бережное отношение к предметам.
|