Педагогическая диагностика успешности вхождения ребенка в
предметный мир в старшем дошкольном возрасте направлена на выявление владения
более сложными родовыми понятиями, имеющими 2—3 существенных признака, а также
дифференцировку понятий: одежда — мужская, женская, детская, зимняя,
демисезонная; посуда — чайная, столовая, кухонная; транспорт — городской,
наземный, воздушный, водный, грузовой, пассажирский и пр., а также умение
описывать предметы сходного вида.
Найди лишнюю картинку
Ребенку предлагают набор из 7 картинок, на которых
изображены: грузовая машина, пароход, самолет, эскалатор метрополитена, лошадь
со всадником или везущая воз хвороста, пушка с большими колесами, стреляющая
ядрами. «Какая картинка лишняя, почему? Что такое транспорт?»
Назови одним словом
Ребенок получает набор из 9 предметных картинок: пианино,
скрипка, барабан (музыкальные инструменты); рубанок, пила, топор (столярные
инструменты); швейная машина, ножницы, спицы (швейные инструменты). «Как все
эти предметы можно назвать одним словом? Почему их так можно сгруппировать?
Придумай для каждой группы предметов свое условное обозначение».
Разложи по полочкам
Ребенок получает набор из 10 силуэтных картинок,
изображающих: кофейник, чашку с блюдцем, сахарницу, вазочку с фруктами,
сковороду, кастрюлю, утюг, пакет молока, кусок колбасы, рыбу, а также
картинку-макет кухни со столом, посудной полкой, холодильником.
После рассматривания предметных картинок ребенку
предлагают разложить все по своим местам (поставить на стол, убрать на посудную
полку или в холодильник) и найти одну лишнюю картинку, объяснив,' почему она
лишняя. Завершается выполнение контрольного задания рассказом ребенка о том,
что и где лежит на его кухне, что позволяет выявить умение ориентироваться на
плоскости листа бумаги.
Уровни компетентности ребенка в предметном мире
Низкий уровень.
Существенные родовые особенности предметов ребенок
вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на
несущественные, но привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа
неполно отражает особенности предметов (материалов); средства языковой
выразительности не используются.
Средний уровень.
Ребенок вычленяет существенные родовые признаки и
осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. Составление
описательного рассказа требует помощи для отражения в рассказе особенностей
предмета. Бережное отношение к предметному миру не осознано.
Высокий уровень.
Ребенок доказывает правильность обобщений, самостоятельно
группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный
описательный рассказ о предмете, речь выразительна, богата эпитетами,
сравнениями. Осознанное бережное отношение к предметному миру.
|