Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 26.09.2018, 01:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧАЕМ, КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Совместная деятельность открывает большие возможности для изучения состояния детских взаимоотношений. В такой деятельности возникают взаимоотношения дошкольников как по поводу ее пред­метного содержания (например, определения темы и содержания игры, сюжета, игровых действий, ролей, игровых материалов; или из­готовления определенной поделки, отбора материалов, инструментов, процесса создания поделки и т. п.), так и эмоционально-нравственных проявлений детей как партнеров.

Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, про­являть доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в следу­ющих практических ситуациях.

 

Диагностическая ситуация «Обложка для книги»

Цель — выявить особенности взаимоотношений старших до­школьников в совместной деятельности.

Содержание ситуации. В свободное время педагог предлагает детям оформить вдвоем с другом обложку для книги о животных. Каждый ребенок выбирает себе партнера. Для осуществления замысла детям предлагаются листы бумаги, краски, силуэты разных животных, кисти, клей, ножницы. Задача детей — согласовать замысел, продумать общий вид оформления обложки, выполнить задуманное, использо­вать для этого рисование, аппликацию (в зависимости от общего ре­шения).

В ходе наблюдения за взаимоотношениями детей в этой ситуации отмечается:

могут ли дети определить общую цель деятельности и договориться о том, что будет изображено на обложке;

возникает ли предварительное планирование или же оно осущест­вляется по ходу выполнения совместной деятельности;

какие взаимоотношения преобладают в совместной деятельности (доброжелательные, равнодушные, агрессивные);

внимательны ли дети друг к другу, видят ли затруднения, стараются ли помочь;

как дети разрешают споры и находят выход из конфликтных си­туаций;

добиваются ли дети совместно поставленной цели;

какое эмоциональное состояние испытывают после совместной де­ятельности.

Результаты.

Высокий уровень характеризуется способностью учитывать интере­сы сверстника как партнера по совместной деятельности. Присутству­ет частичное предварительное планирование, дальнейшее согласова­ние действий осуществляется по ходу деятельности. Дети положитель­но настроены, внимательны друг к другу, замечают недостатки и вместе их устраняют, проявляют терпение и взаимопонимание. Полу­чают необходимый результат. При этом на обложке прослеживается единый сюжет — все персонажи взаимосвязаны в композиции. Дети дают общее название книге. Оценивают результат как общий и под­черкивают совместные усилия в его достижении: «У нас получилась красивая обложка. Наша книга будет о жизни тигров». Выражают желание в дальнейшем вместе придумать содержание книги.

Средний уровень — дети принимают общую цель деятельности, решают, о каких животных будет их обложка. Но детальное пред­варительное планирование сюжета отсутствует. Попытки согласо­вывать свои действия и обмениваться мнением с партнером воз­никают только в процессе деятельности, что приводит к трудностям в осуществлении общей цели (появляются разногласия в постро­ении композиции на листе, в выборе средств воплощения замысла). Дети проявляют внимание к действиям партнера, пытаются помочь в случае затруднения, но в отдельных случаях излишне категоричны и критически настроены по отношению к партнеру, что приво­дит к нарушению взаимопонимания. Результат оценивают как общий, но при этом больше подчеркивают достоинство своих пред­ложений и изображений на обложке, допускают замечания в адрес партнера.

Низкий уровень характеризуется отсутствием умения согласовывать свои действия с партнером, в работе возникают конфликты интересов, взаимные претензии. В результате обложка не отражает общий замы­сел, выглядит как случайный набор отдельных изображений, деталей узора и пр. Дети не могут рассказать о том, что они хотели изобразить на обложке книги, у каждого свое мнение, дети негативно настроены и не хотят в дальнейшем работать вместе.

Диагностическая ситуация «Сапожки в подарок»

(модификация методики Г. А. Урунтаевой «Рукавички»)

Содержание ситуации. Дети парами сидят за отдельными столами (6—8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстра­ции к сказкам «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Снегурочка».

Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций — новые красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек (трафареты образуют пару сапожек, от­личающихся величиной и формой), бумага двух цветов, цветные ка­рандаши, краски, ножницы.

Педагог объясняет детям, что надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного из персонажей. Сначала надо решить, кому и какие сапожки в подарок вы будете делать, выбрать трафареты, обвес­ти их, вырезать, придумать узор, каким украсить сапожки, и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так, чтобы вдвоем у вас получилась пара — двое одина­ковых сапожек. Сапожки нужно вырезать и подарить тому, кому вы решили: Ивану-царевичу, Снегурочке или Коту в сапогах», — предуп­реждает воспитатель.

Во время работы отмечается, как складываются детские взаимо­отношения: могут ли дети договориться, согласовывают ли действия, обмениваются ли они мнениями, помогают ли друг другу, как преодо­левают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребы­вают. Показателем дружеских взаимоотношений и согласованных дей­ствий являются хорошо выполненные сапожки и положительный эмо­циональный настрой детей.

Результаты.

Высокий уровень взаимоотношений. Принята общая цель, то есть дети едины во мнении, кому будут предназначены сапожки: Ивану-царевичу, Коту или Снегурочке. Сапожки выполнены по единому тра­фарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках согласован в дета­лях: одинаковый, совпадает по цветам и элементам. Дети доброжела­тельны в общении. Эмоциональное состояние детей во время работы и после ее окончания положительное.

Средний уровень взаимоотношений.

Принята общая цель. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Но узор на сапожках совпадает частично, наблюдается несовпадение по от­дельным цветам и элементам. Дети не смогли согласовать все элемен­ты и проявить взаимный контроль. Эмоциональное состояние детей положительное.

Уровень ниже среднего.

Общая цель принимается с задержкой, после спора. Дети едины в окончательном мнении, кому из персона­жей будут предназначены сапожки. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета, но узор отличается по многим элементам. В процессе работы неоднократно возникают взаимные претензии. Сапожки выполнены на одну ногу. Эмоциональное состо­яние детей неустойчиво, во время работы дети часто спорят, не при­слушиваются друг к другу.

Низкий уровень.

Дети расходятся во мнении, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по разным трафаретам, на бумаге одно­го (или разного) цвета. Узор не совпадает как по элементам, так и технике выполнения (один ребенок работал красками, другой — цвет­ными карандашами, один сапожок украшен полосками, другой — кру­жочками и т. п.). Сапожки не образуют пару. Действуют дети индиви­дуально. Эмоциональное состояние детей неустойчиво, дети не выра­жают желания в дальнейшем работать вместе.

 

Диагностическая ситуация «Строители»

Цель — выявить умения поддерживать доброжелательные взаимо­отношения и достигать взаимопонимания в условиях совместной стро­ительной игры.

Содержание ситуации. Педагог предлагает двум детям постро­ить гараж для легковой машины и дает для этого коробку с не­обходимым строительным материалом. На крышке коробки изоб­ражены три вида возможных построек гаража. Задача детей — до­говориться между собой, выбрать одну из построек и вместе возвести гараж.

Когда гараж почти достроен, возникает «препятствие»: приезжает еще одна машина с высоким фургоном, не помещающаяся в данном гараже. Перед детьми возникает задача — найти вместе новый способ преобразования постройки, внести изменения и дополнения в по­стройку, найти необходимые детали и осуществить задуманное.

Для определения осознания детьми способов достижения взаимо­понимания в совместной деятельности проводится индивидуальная беседа.

Вопросы:

Тебе понравилось строить вместе гараж? Почему? Как вы строили (дружно, ссорились)? Расскажи, что делали сначала? Потом? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Почему получилось не совсем правильно? Что необходимо было сделать?

Хочешь ли ты снова вдвоем с N. что-нибудь делать вместе (стро­ить, рисовать, играть)?

Полученные в ситуациях данные дополняются в ходе наблюдений за взаимоотношениями детей в совместных сюжетно-ролевых и теат­рализованных играх, в играх с правилами, в условиях организации сотрудничества детей на занятиях.

В целом высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях.

Умение устанавливать контакт со сверстником — проявляет дру­жеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соот­ветствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты).

 

Умение ориентироваться на партнера с целью согласования позиций в общей деятельности:

признает равенство прав участников;

учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего реше­ния задачи;

замечает эмоциональное состояние партнера, предлагает помощь. Умение вести диалог:

представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнера форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т. п.);

умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял;

проявляет готовность выслушать партнера для согласования мне­ний, проявляет интерес к высказываниям партнера;

использует реплики поддерживающего характера. Поведение в конфликтных ситуациях:

стремится к нахождению справедливого общего решения для пред­отвращения конфликтных ситуаций;

пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции;

договаривается с партнером, с целью устранения конфликта апел­лирует к общим правилам и общим договоренностям. Результат взаимодействия:

проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности;

выражает готовность продолжить общение.

 

Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, педагог отмечает:

какие проявления (положительные или отрицательные) преоблада­ют у ребенка по отношению к сверстникам;

какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуаци­ях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;

какова общая направленность положительных проявлений: широ­кая направленность по отношению к другим детям;

узко-избира­тельная направленность — только по отношению к близким дру­зьям; эгоистическая направленность — проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;

как проявляется самостоятельность положительных действий ре­бенка по отношению к сверстникам: проявляется без напомина­ния, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого;

какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок;

в какой педагогической помощи он нуждается.

Результаты исследования взаимоотношений детей старшего до­школьного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 968 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru