Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 06.10.2022, 09:30

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧАЕМ, КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Совместная деятельность открывает большие возможности для изучения состояния детских взаимоотношений. В такой деятельности возникают взаимоотношения дошкольников как по поводу ее пред­метного содержания (например, определения темы и содержания игры, сюжета, игровых действий, ролей, игровых материалов; или из­готовления определенной поделки, отбора материалов, инструментов, процесса создания поделки и т. п.), так и эмоционально-нравственных проявлений детей как партнеров.

Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, про­являть доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в следу­ющих практических ситуациях.

 

Диагностическая ситуация «Обложка для книги»

Цель — выявить особенности взаимоотношений старших до­школьников в совместной деятельности.

Содержание ситуации. В свободное время педагог предлагает детям оформить вдвоем с другом обложку для книги о животных. Каждый ребенок выбирает себе партнера. Для осуществления замысла детям предлагаются листы бумаги, краски, силуэты разных животных, кисти, клей, ножницы. Задача детей — согласовать замысел, продумать общий вид оформления обложки, выполнить задуманное, использо­вать для этого рисование, аппликацию (в зависимости от общего ре­шения).

В ходе наблюдения за взаимоотношениями детей в этой ситуации отмечается:

могут ли дети определить общую цель деятельности и договориться о том, что будет изображено на обложке;

возникает ли предварительное планирование или же оно осущест­вляется по ходу выполнения совместной деятельности;

какие взаимоотношения преобладают в совместной деятельности (доброжелательные, равнодушные, агрессивные);

внимательны ли дети друг к другу, видят ли затруднения, стараются ли помочь;

как дети разрешают споры и находят выход из конфликтных си­туаций;

добиваются ли дети совместно поставленной цели;

какое эмоциональное состояние испытывают после совместной де­ятельности.

Результаты.

Высокий уровень характеризуется способностью учитывать интере­сы сверстника как партнера по совместной деятельности. Присутству­ет частичное предварительное планирование, дальнейшее согласова­ние действий осуществляется по ходу деятельности. Дети положитель­но настроены, внимательны друг к другу, замечают недостатки и вместе их устраняют, проявляют терпение и взаимопонимание. Полу­чают необходимый результат. При этом на обложке прослеживается единый сюжет — все персонажи взаимосвязаны в композиции. Дети дают общее название книге. Оценивают результат как общий и под­черкивают совместные усилия в его достижении: «У нас получилась красивая обложка. Наша книга будет о жизни тигров». Выражают желание в дальнейшем вместе придумать содержание книги.

Средний уровень — дети принимают общую цель деятельности, решают, о каких животных будет их обложка. Но детальное пред­варительное планирование сюжета отсутствует. Попытки согласо­вывать свои действия и обмениваться мнением с партнером воз­никают только в процессе деятельности, что приводит к трудностям в осуществлении общей цели (появляются разногласия в постро­ении композиции на листе, в выборе средств воплощения замысла). Дети проявляют внимание к действиям партнера, пытаются помочь в случае затруднения, но в отдельных случаях излишне категоричны и критически настроены по отношению к партнеру, что приво­дит к нарушению взаимопонимания. Результат оценивают как общий, но при этом больше подчеркивают достоинство своих пред­ложений и изображений на обложке, допускают замечания в адрес партнера.

Низкий уровень характеризуется отсутствием умения согласовывать свои действия с партнером, в работе возникают конфликты интересов, взаимные претензии. В результате обложка не отражает общий замы­сел, выглядит как случайный набор отдельных изображений, деталей узора и пр. Дети не могут рассказать о том, что они хотели изобразить на обложке книги, у каждого свое мнение, дети негативно настроены и не хотят в дальнейшем работать вместе.

Диагностическая ситуация «Сапожки в подарок»

(модификация методики Г. А. Урунтаевой «Рукавички»)

Содержание ситуации. Дети парами сидят за отдельными столами (6—8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстра­ции к сказкам «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Снегурочка».

Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций — новые красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек (трафареты образуют пару сапожек, от­личающихся величиной и формой), бумага двух цветов, цветные ка­рандаши, краски, ножницы.

Педагог объясняет детям, что надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного из персонажей. Сначала надо решить, кому и какие сапожки в подарок вы будете делать, выбрать трафареты, обвес­ти их, вырезать, придумать узор, каким украсить сапожки, и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так, чтобы вдвоем у вас получилась пара — двое одина­ковых сапожек. Сапожки нужно вырезать и подарить тому, кому вы решили: Ивану-царевичу, Снегурочке или Коту в сапогах», — предуп­реждает воспитатель.

Во время работы отмечается, как складываются детские взаимо­отношения: могут ли дети договориться, согласовывают ли действия, обмениваются ли они мнениями, помогают ли друг другу, как преодо­левают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребы­вают. Показателем дружеских взаимоотношений и согласованных дей­ствий являются хорошо выполненные сапожки и положительный эмо­циональный настрой детей.

Результаты.

Высокий уровень взаимоотношений. Принята общая цель, то есть дети едины во мнении, кому будут предназначены сапожки: Ивану-царевичу, Коту или Снегурочке. Сапожки выполнены по единому тра­фарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках согласован в дета­лях: одинаковый, совпадает по цветам и элементам. Дети доброжела­тельны в общении. Эмоциональное состояние детей во время работы и после ее окончания положительное.

Средний уровень взаимоотношений.

Принята общая цель. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Но узор на сапожках совпадает частично, наблюдается несовпадение по от­дельным цветам и элементам. Дети не смогли согласовать все элемен­ты и проявить взаимный контроль. Эмоциональное состояние детей положительное.

Уровень ниже среднего.

Общая цель принимается с задержкой, после спора. Дети едины в окончательном мнении, кому из персона­жей будут предназначены сапожки. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета, но узор отличается по многим элементам. В процессе работы неоднократно возникают взаимные претензии. Сапожки выполнены на одну ногу. Эмоциональное состо­яние детей неустойчиво, во время работы дети часто спорят, не при­слушиваются друг к другу.

Низкий уровень.

Дети расходятся во мнении, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по разным трафаретам, на бумаге одно­го (или разного) цвета. Узор не совпадает как по элементам, так и технике выполнения (один ребенок работал красками, другой — цвет­ными карандашами, один сапожок украшен полосками, другой — кру­жочками и т. п.). Сапожки не образуют пару. Действуют дети индиви­дуально. Эмоциональное состояние детей неустойчиво, дети не выра­жают желания в дальнейшем работать вместе.

 

Диагностическая ситуация «Строители»

Цель — выявить умения поддерживать доброжелательные взаимо­отношения и достигать взаимопонимания в условиях совместной стро­ительной игры.

Содержание ситуации. Педагог предлагает двум детям постро­ить гараж для легковой машины и дает для этого коробку с не­обходимым строительным материалом. На крышке коробки изоб­ражены три вида возможных построек гаража. Задача детей — до­говориться между собой, выбрать одну из построек и вместе возвести гараж.

Когда гараж почти достроен, возникает «препятствие»: приезжает еще одна машина с высоким фургоном, не помещающаяся в данном гараже. Перед детьми возникает задача — найти вместе новый способ преобразования постройки, внести изменения и дополнения в по­стройку, найти необходимые детали и осуществить задуманное.

Для определения осознания детьми способов достижения взаимо­понимания в совместной деятельности проводится индивидуальная беседа.

Вопросы:

Тебе понравилось строить вместе гараж? Почему? Как вы строили (дружно, ссорились)? Расскажи, что делали сначала? Потом? С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному? Почему получилось не совсем правильно? Что необходимо было сделать?

Хочешь ли ты снова вдвоем с N. что-нибудь делать вместе (стро­ить, рисовать, играть)?

Полученные в ситуациях данные дополняются в ходе наблюдений за взаимоотношениями детей в совместных сюжетно-ролевых и теат­рализованных играх, в играх с правилами, в условиях организации сотрудничества детей на занятиях.

В целом высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях.

Умение устанавливать контакт со сверстником — проявляет дру­жеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соот­ветствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты).

 

Умение ориентироваться на партнера с целью согласования позиций в общей деятельности:

признает равенство прав участников;

учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего реше­ния задачи;

замечает эмоциональное состояние партнера, предлагает помощь. Умение вести диалог:

представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнера форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т. п.);

умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял;

проявляет готовность выслушать партнера для согласования мне­ний, проявляет интерес к высказываниям партнера;

использует реплики поддерживающего характера. Поведение в конфликтных ситуациях:

стремится к нахождению справедливого общего решения для пред­отвращения конфликтных ситуаций;

пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции;

договаривается с партнером, с целью устранения конфликта апел­лирует к общим правилам и общим договоренностям. Результат взаимодействия:

проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности;

выражает готовность продолжить общение.

 

Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, педагог отмечает:

какие проявления (положительные или отрицательные) преоблада­ют у ребенка по отношению к сверстникам;

какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуаци­ях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;

какова общая направленность положительных проявлений: широ­кая направленность по отношению к другим детям;

узко-избира­тельная направленность — только по отношению к близким дру­зьям; эгоистическая направленность — проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;

как проявляется самостоятельность положительных действий ре­бенка по отношению к сверстникам: проявляется без напомина­ния, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого;

какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок;

в какой педагогической помощи он нуждается.

Результаты исследования взаимоотношений детей старшего до­школьного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2402 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru