В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает лучше понимать
сверстников, проявлять заботу, внимание, желание помочь.
Положительные взаимоотношения старших дошкольников выражаются
в проявлении устойчивой доброжелательности и участия друг к другу, в умении
сопереживать со сверстниками радости и огорчения, в готовности проявить
сочувствие, заботу и оказать помощь в ситуации затруднения.
Показателями развития взаимоотношений являются:
постоянство названных выше проявлений в общении детей;
умение детей самостоятельно проявлять доброжелательность
по собственной инициативе, на основе правильного понимания состояния и проблем
сверстника;
широкая направленность доброжелательного отношения к
другим детям (сверстникам, малышам).
Педагогическая диагностика доброжелательных
взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками осуществляется в процессе
наблюдений за детскими взаимоотношениями и в условиях практических ситуаций.
Особую роль в этом плане играют практические ситуации выбора.
В реальной жизни человек постоянно встает перед
необходимостью сделать выбор: поступить так или иначе, прийти на помощь или
проявить безразличие, выполнить обещание или просто забыть о нем. Именно в
ситуации выбора проявляются истинные мотивы и установки личности, ее отношение
к окружающим людям.
В старшем дошкольном возрасте развивается способность к
соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих
действий. Дошкольник уже вполне осознанно может сделать выбор линии поведения в
тех или иных жизненных обстоятельствах, опираясь при этом не только на
непосредственные побуждения, но и учитывая мнение окружающих, прошлый опыт,
нравственные представления и оценки.
Способность к соподчинению мотивов свидетельствует о
формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников
(С.А.Козлова, Л. В. Артемова, Т.И.Бабаева, Е. О. Смирнова).
Для диагностики доброжелательных взаимоотношений детей используются
как естественно возникающие в группе ситуации свободного выбора, так и
специально созданные ситуации, в которых дети намеренно ставятся перед
необходимостью выбрать то или иное действие, поступок, линию поведения по
отношению к сверстникам.
Задача педагога заранее продумать содержание таких
ситуаций и условия их проведения. Эффективность ситуаций выбора определяется
борьбой мотивов, которая возникает у детей. Выбирая решение, ребенок
размышляет о том, как правильнее поступить, эмоционально переживает свой выбор.
Педагогу необходимо создать эмоционально окрашенную обстановку, чтобы у детей
возникли определенные чувства и отношение к происходящему.
Приведем примеры разработанных нами ситуаций выбора, которые
можно создать в группе, для того чтобы выявить, как развиваются
доброжелательные отношения детей друг к другу.
Ситуация выбора «Порадуй друга»
Цель — выявить умение детей проявить внимание к
сверстнику в условиях выбора линии поведения.
Содержание ситуации. Дети красками рисуют на тему «Моя
любимая сказка». Воспитатель создает атмосферу общей заинтересованности:
украсить группу новыми рисунками, «чтобы все видели, какие яркие и красивые
рисунки умеют делать наши дети».
После того как дети закончили рисование и любуются
рисунками, воспитатель вспоминает, что Оля давно не приходит в детский сад,
болеет. Подчеркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она
мечтает вернуться скорее в свою группу.
Затем воспитатель предлагает желающим детям послать свой
рисунок Оле. Те, кто хочет порадовать Олю, отдает рисунок воспитателю, и он
вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки
висели в группе, складывают их на отдельном столе.
В итоге отмечается: сколько детей в группе с готовностью
предложили свои рисунки, сколько отказались это сделать и кто из детей сделал
окончательный выбор после колебания. Если ребенок спрашивает у воспитателя,
как поступить, тот не подсказывает ему, а просто отвечает: «Подумай и решай
сам».
Поведение в данной ситуации показывает педагогу,
насколько отзывчивы дети по отношению к сверстникам.
Ситуация выбора «День рождения»
Цель — выявить проявление эмоциональной отзывчивости и
внимания детей к сверстнику в ситуации выбора.
Содержание ситуации. Педагог сообщает детям, что в группе
ожидается радостное событие — день рождения Наташи. (По просьбе воспитателя в
этот день бабушка увела Наташу домой сразу после дневного сна, чтобы она не
знала о предстоящем разговоре.) Дети вспоминают, как празднуется день
рождения.
Педагог предлагает обрадовать Наташу и сделать для нее
сюрприз — подарки своими руками. Все вместе они обсуждают, какие подарки можно
сделать. Детям предлагаются бумага, краски, клей, ножницы, разные трафареты.
Можно работать парами или индивидуально. Каждый сообщает, какой подарок
сделает.
В разгар работы по договоренности входит заведующая и
приносит альбом с картинками из мультфильмов. Увидев, что дети работают, она
хвалит их за внимание к Наташе и предлагает, после того как они закончат делать
свои подарки, рассмотреть картинки и догадаться, из каких они мультфильмов.
Заведующая уходит, оставив альбом на свободном столе.
В данной ситуации возникает коллизия между стремлением
детей сделать приятное товарищу и непосредственным интересом к содержанию
альбома.
Педагог отмечает: как дети отнеслись к происходящему,
прерывалась их деятельность или нет, кто из детей пошел посмотреть альбом,
самостоятельно ли вернулся ребенок к работе после перерыва на просмотр альбома
или только после напоминания воспитателя о том, что нужно вернуться к работе и
закончить ее. Произошли ли изменения в эмоциональном настрое детей на подготовку
подарка ко дню рождения? Каково качество выполнения задуманного? Как оценивают
дети свои подарки, отвечая на вопрос педагога: «Посмотрите на свои работы и
подумайте, понравятся ли ваши подарки Наташе».
Ситуация выбора «Дежурные»
Цель — выявить умение детей проявить внимание к
сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей.
Содержание ситуации. Закончилось занятие по
изобразительной деятельности. Дежурные только начали убирать со столов,
протирать их, мыть кисти, баночки из-под краски и т. п. В это время няня сообщает,
что всех детей ждут в зале на спектакль кукольного театра. Все дети
устремляются к выходу. Но педагог напоминает, что дежурные еще не закончили
уборку и сразу пойти со всеми не могут. Возникает коллизия. Как быть?!
Оставить дежурных в группе и самим уйти на спектакль? Но справедливо ли это
будет, ведь дежурным тоже хочется посмотреть спектакль. Как поступить? Выбор
решения предстоит найти детям.
Ситуация выбора «Для себя и для других»
Цель — выявить умение ребенка быть справедливым по
отношению к сверстникам, учитывать не только свои интересы, но и интересы других
детей. Умение поставить себя на место сверстника и понять его желания.
Содержание ситуации. Ребенку предлагается разделить «как он
хочет» девять картинок по трем коробкам (коробки одинаковые). В одну коробку он
кладет картинки для себя, а в две остальные — картинки для других детей группы
(их имена не конкретизируются).
При распределении картинок ребенок обнаруживает, что три
картинки по сравнению с другими более явно красочные. Перед ребенком возникает
выбор: взять все три лучшие картинки себе, а остальные отдать другим детям;
распределить красочные картинки поровну; взять себе две лучшие картинки; не
оставлять себе ни одной лучшей картинки; или вообще взять себе большую часть
картинок и оставить другим детям по одной.
Все картинки пронумерованы (от №1 до №9). Фиксируется,
как каждый ребенок распределил картинки, то есть указываются номера картинок,
которые распределил ребенок для себя и для других детей. Этот выбор (для себя и
для других) записывается в тетрадь, где отражаются результаты по всем детям.
Там же отмечаются особенности поведения ребенка в
процессе выбора: делает справедливый выбор без колебаний или после колебания; несколько
раз меняет распределение картинок, прежде чем сделать окончательный выбор;
эмоциональное состояние ребенка в ситуации. После выполнения задания можно
попросить ребенка объяснить свой выбор: «Почему ты так распределил картинки?»
По результатам проведения всех ситуаций выбора
составляется сводная таблица, отражающая особенности выбора и его мотивировок
каждым ребенком. Анализ (количественный и качественный) показывает уровень
доброжелательного отношения детей к сверстникам, умение понять другого и
выбрать справедливые и гуманистически оправданные действия.
В зависимости от полученных результатов планируется
содержание дальнейшей подгрупповой или индивидуальной работы. Особого внимания
педагога заслуживают дети, которые проявили безразличие к сверстникам как в
ситуациях «Порадуй друга», «День рождения», «Дежурные», так и в ситуации «Для
себя и для других».
Следует подчеркнуть, что ситуации выбора нужно
использовать в детском саду не только для выявления нравственных побуждений и
отношений детей друг к другу, но и для формирования опыта доброжелательного и
отзывчивого поведения. Поэтому после проведения таких ситуаций, необходимо
обсудить с детьми их действия, одобрить и поддержать тех, кто совершил
положительный выбор, и выразить уверенность в том, что другие дети тоже не
оставят без внимания сверстников. Задача педагога - всегда способствовать
справедливому, положительному выбору дошкольников.
Опыт внимательного и справедливого отношения к
сверстникам дети могут получить в ситуации выбора «Помогаем друзьям».
Ситуация выбора «Помогаем друзьям»
Цель — побудить детей активно проявлять внимание к
сверстникам, искать справедливые способы решения возникающих в группе проблем.
Содержание ситуации. На занятии по лепке дети получают
глину и собираются лепить поделки к выставке для родителей. Но обнаруживается,
что у Яны и Димы глины нет. Педагог делает вид, что пытается найти два куска
глины, и затем сообщает, что больше глины не осталось. Возникает проблема — как
поступить? Воспитатель рассуждает вслух: «Может, Яну и Диму надо отпустить с
занятия, пусть идут играть? В другой раз будут лепить. Но все родители увидят
поделки своих детей, а их родители будуг расстроены! Как же нам быть?»
Дети начинают высказывать свои предложения. Часть детей советуют
отпустить Яну и Диму играть, но двое ребят, Оля и Саша, вносят предложение —
они хотят поделиться своей глиной. Педагог хвалит их за правильное решение
(«Настоящие друзья, не оставили в трудный момент Яну и Диму, сразу решили
помочь»). Остальные дети, услышав эти слова воспитателя, обычно успокаиваются —
им кажется, что проблема решена. Но воспитатель продолжает рассуждать вслух:
«Я подумала, что, если Оля и Саша поделятся с Яной и Димой, у них останутся
маленькие кусочки глины. Разве из такого маленького кусочка получится хорошая
поделка?» «Нет!» — отвечают дети. Воспитатель: «Тогда как сделать так, чтобы у
Яны и Димы появилась глина, а у Оли и Саши не оставались лишь маленькие
кусочки?»
Дети задумываются. Происходит поиск практического решения
жизненной проблемы. В результате обсуждения дети приходят к выводу о том, что
каждый может отделить маленький кусочек глины от своего куска и вместе
получится два больших (полноценных) куска глины для Яны и Димы.
Педагог собирает маленькие кусочки, которые дети отделяют
от своей глины, и на глазах у всех кусок становится все больше и больше.
В результате у Димы и Яны появляются куски глины, вполне
пригодные для осуществления замысла поделки. Так в ситуации выбора дети
получают конкретный пример справедливого разрешения проблемы и
доброжелательного, чуткого отношения друг к другу.
Диагностическая ситуация «Поможем малышам»
Цель — выявить отзывчивость и умение детей объединяться
для выполнения социально значимой задачи: проявить заботу о младших детях в
детском саду.
Содержание ситуации. Перед дневным сном в группу приходит
воспитатель младших дошкольников. Она обращается к детям и воспитателю с
просьбой помочь подготовить материал к занятию малышей по математике. Для
этого нужно из бумаги вырезать по готовому контуру кружки и квадратики и
разложить их по цвету и форме в конверты. Выдвигается мотивировка: «Вы самые
старшие в детском саду и, конечно, сможете помочь малышам. Каждый вырежет
фигуры, нарисованные на двух листах бумаги, разложит в конверты. У малышей
будет много квадратов и кружков для занятия, они с удовольствием будут
заниматься. Все мы будем вам очень благодарны».
Воспитатель: «Дети, согласны ли вы помочь малышам? Кто
хочет помочь, поднимите руку! (Обычно желание высказывают все дети.) Но, к сожалению,
сейчас у нас нет времени, нас ждет дневной сон. Давайте после сна займемся этой
важной работой. Не забудете?». Воспитатель младшей группы благодарит ребят и
оставляет бумагу и конверты на столе.
После сна фиксируется:
какие дети по своей инициативе, самостоятельно, без
дополнительного напоминания воспитателя вспомнили о поручении, начали и
завершили работу в полном объеме (выраженное стремление к участию в социально
значимом деле);
кто начал работу после того, как увидел, что часть детей
уже приступила к выполнению поручения. Работа завершена в полном объеме
(формирующееся стремление к участию вместе со всеми в социально-значимом деле);
кто из детей начал работу и завершил только после
напоминания воспитателя (недостаточно выраженное желание участвовать вместе со
всеми в общем социально значимом деле);
кто формально включился в работу после неоднократных
напоминаний воспитателя и не закончил ее (не выраженное стремление к участию в
общем социально значимом деле).
В процессе наблюдения за детьми необходимо отметить
особенности отношения старших дошкольников к социально значимому поручению
помочь малышам:
эмоциональный настрой детей: у детей положительный
настрой (во время работы рассуждают о том, что малышам будет интересно
пользоваться на занятии кружочками и квадратами, показывают друг другу, как
аккуратно вырезаны фигуры);
или они не выражают положительных эмоций, действуют
нейтрально;
отношение к работе: дети стараются выполнить работу
хорошо, проявляют терпение и настойчивость, огорчаются, если случайно вырезали
какую-нибудь фигуру неровно, или делают без старания, небрежно, лишь бы
поскорее освободиться;
отношение детей друг к другу в процессе работы: дети
дружелюбно настроены, интересуются работой друг друга, обмениваются подбадривающими
репликами, проверяют, правильно ли разложены все фигуры по конвертам, или не
взаимодействуют, работают индивидуально, допускают замечания в адрес других
детей;
результат: задание выполнено в полном объеме, до конца,
все фигуры правильно разложены по конвертам; или задание выполнено частично,
фигуры в конвертах перепутаны;
переживание значимости проделанной работы: обращаются ли
дети к воспитателю с просьбой оценить, хорошо ли они вырезали и разложили
фигуры; обсуждают — будут ли довольны результатами их усилий малыши и их
воспитатели; высказывают ли дети (как самые старшие в детском саду) желание
еще чем-нибудь помочь малышам или не выражают эмоций по поводу выполненного
дела.
На основе оценки результатов поведения дошкольников в
ситуациях выбора, в ситуации «Помощь малышам», а также данных наблюдений за
проявлениями внимательного и заботливого отношения детей к сверстниками в
повседневном общении составляются характеристики доброжелательных
взаимоотношений детей.
Высокий уровень доброжелательных взаимоотношений
выражается в преобладающем проявлении дружелюбия и внимания к сверстникам, в
умении учитывать в общении эмоции и чувства других детей, в готовности помочь,
поделиться своим опытом, проявить участие к проблемам сверстника, уметь
поддерживать в общении эмоционально-положительный тон, следовать культурным
требованиям и правилам. Эти проявления
во взаимоотношениях со сверстниками отличаются достаточным постоянством,
распространяются на широкий круг сверстников. В ситуациях самостоятельно
делается справедливый выбор.
Средний уровень: ребенок положительно настроен по
отношению к сверстникам. Самостоятельно проявляет доброжелательность избирательно
— по отношению к близким друзьям и тем, к кому в настоящее время испытывает
интерес и симпатию. По отношению к остальным детям допускает отдельные
негативные действия (неуступчивость, конфликтность и т. п.), но понимает
неоправданность таких действий, прислушивается к советам воспитателя и стремится
к примирению. В ситуациях выбора делает справедливый выбор, следуя примеру других
детей.
Низкий уровень: проявляется в неустойчивости
доброжелательного отношения ребенка к сверстникам, с выраженными эгоистическими
тенденциями и нежеланием учитывать интересы других детей. В ситуациях выбора
преобладает личный интерес, неумение поставить себя на место сверстника, понять
его проблемы. Наблюдаются частая конфликтность, отсутствие самостоятельности и
инициативы в проявлении участия и помощи сверстникам (только после напоминания
и побуждения воспитателя).
Полученные данные дополняются изучением особенностей взаимоотношений
детей со сверстниками в разных видах совместной деятельности.
|