Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 20.09.2018, 15:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧАЕМ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает лучше пони­мать сверстников, проявлять заботу, внимание, желание помочь.

Положительные взаимоотношения старших дошкольников выра­жаются в проявлении устойчивой доброжелательности и участия друг к другу, в умении сопереживать со сверстниками радости и огорчения, в готовности проявить сочувствие, заботу и оказать помощь в ситуации затруднения.

Показателями развития взаимоотношений являются:

постоянство названных выше проявлений в общении детей;

умение детей самостоятельно проявлять доброжелательность по собственной инициативе, на основе правильного понимания со­стояния и проблем сверстника;

широкая направленность доброжелательного отношения к другим детям (сверстникам, малышам).

Педагогическая диагностика доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками осуществляется в процессе наблюдений за детскими взаимоотношениями и в условиях практи­ческих ситуаций. Особую роль в этом плане играют практические ситуации выбора.

В реальной жизни человек постоянно встает перед необходимос­тью сделать выбор: поступить так или иначе, прийти на помощь или проявить безразличие, выполнить обещание или просто забыть о нем. Именно в ситуации выбора проявляются истинные мотивы и установ­ки личности, ее отношение к окружающим людям.

В старшем дошкольном возрасте развивается способность к сопод­чинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Дошкольник уже вполне осознанно может сделать выбор линии поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах, опираясь при этом не только на непосредственные побуждения, но и учитывая мнение окружающих, прошлый опыт, нравственные пред­ставления и оценки.

Способность к соподчинению мотивов свидетельствует о форми­рующейся социальной направленности поведения старших дошколь­ников (С.А.Козлова, Л. В. Артемова, Т.И.Бабаева, Е. О. Смирнова).

Для диагностики доброжелательных взаимоотношений детей ис­пользуются как естественно возникающие в группе ситуации сво­бодного выбора, так и специально созданные ситуации, в которых дети намеренно ставятся перед необходимостью выбрать то или иное действие, поступок, линию поведения по отношению к сверс­тникам.

Задача педагога заранее продумать содержание таких ситуаций и условия их проведения. Эффективность ситуаций выбора определяется борьбой мотивов, которая возникает у детей. Выбирая решение, ребе­нок размышляет о том, как правильнее поступить, эмоционально переживает свой выбор. Педагогу необходимо создать эмоционально окрашенную обстановку, чтобы у детей возникли определенные чув­ства и отношение к происходящему.

Приведем примеры разработанных нами ситуаций выбора, кото­рые можно создать в группе, для того чтобы выявить, как развиваются доброжелательные отношения детей друг к другу.

 

Ситуация выбора «Порадуй друга»

Цель — выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях выбора линии поведения.

Содержание ситуации. Дети красками рисуют на тему «Моя люби­мая сказка». Воспитатель создает атмосферу общей заинтересованно­сти: украсить группу новыми рисунками, «чтобы все видели, какие яркие и красивые рисунки умеют делать наши дети».

После того как дети закончили рисование и любуются рисунками, воспитатель вспоминает, что Оля давно не приходит в детский сад, болеет. Подчеркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она мечтает вернуться скорее в свою группу.

Затем воспитатель предлагает желающим детям послать свой ри­сунок Оле. Те, кто хочет порадовать Олю, отдает рисунок воспитателю, и он вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки висели в группе, складывают их на отдельном столе.

В итоге отмечается: сколько детей в группе с готовностью пред­ложили свои рисунки, сколько отказались это сделать и кто из детей сделал окончательный выбор после колебания. Если ребенок спраши­вает у воспитателя, как поступить, тот не подсказывает ему, а просто отвечает: «Подумай и решай сам».

Поведение в данной ситуации показывает педагогу, насколько от­зывчивы дети по отношению к сверстникам.

 

Ситуация выбора «День рождения»

Цель — выявить проявление эмоциональной отзывчивости и вни­мания детей к сверстнику в ситуации выбора.

Содержание ситуации. Педагог сообщает детям, что в группе ожи­дается радостное событие — день рождения Наташи. (По просьбе вос­питателя в этот день бабушка увела Наташу домой сразу после днев­ного сна, чтобы она не знала о предстоящем разговоре.) Дети вспо­минают, как празднуется день рождения.

Педагог предлагает обрадовать Наташу и сделать для нее сюр­приз — подарки своими руками. Все вместе они обсуждают, какие подарки можно сделать. Детям предлагаются бумага, краски, клей, ножницы, разные трафареты. Можно работать парами или индивиду­ально. Каждый сообщает, какой подарок сделает.

В разгар работы по договоренности входит заведующая и приносит альбом с картинками из мультфильмов. Увидев, что дети работают, она хвалит их за внимание к Наташе и предлагает, после того как они закончат делать свои подарки, рассмотреть картинки и догадаться, из каких они мультфильмов. Заведующая уходит, оставив альбом на сво­бодном столе.

В данной ситуации возникает коллизия между стремлением детей сделать приятное товарищу и непосредственным интересом к содер­жанию альбома.

Педагог отмечает: как дети отнеслись к происходящему, прерыва­лась их деятельность или нет, кто из детей пошел посмотреть альбом, самостоятельно ли вернулся ребенок к работе после перерыва на про­смотр альбома или только после напоминания воспитателя о том, что нужно вернуться к работе и закончить ее. Произошли ли изменения в эмоциональном настрое детей на подготовку подарка ко дню рождения? Каково качество выполнения задуманного? Как оценивают дети свои подарки, отвечая на вопрос педагога: «Посмотрите на свои работы и подумайте, понравятся ли ваши подарки Наташе».

 

Ситуация выбора «Дежурные»

Цель — выявить умение детей проявить внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей.

Содержание ситуации. Закончилось занятие по изобразительной деятельности. Дежурные только начали убирать со столов, протирать их, мыть кисти, баночки из-под краски и т. п. В это время няня со­общает, что всех детей ждут в зале на спектакль кукольного театра. Все дети устремляются к выходу. Но педагог напоминает, что дежур­ные еще не закончили уборку и сразу пойти со всеми не могут. Воз­никает коллизия. Как быть?! Оставить дежурных в группе и самим уйти на спектакль? Но справедливо ли это будет, ведь дежурным тоже хочется посмотреть спектакль. Как поступить? Выбор решения пред­стоит найти детям.

 

Ситуация выбора «Для себя и для других»

Цель — выявить умение ребенка быть справедливым по отношению к сверстникам, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей. Умение поставить себя на место сверстника и понять его желания.

Содержание ситуации. Ребенку предлагается разделить «как он хочет» девять картинок по трем коробкам (коробки одинаковые). В одну коробку он кладет картинки для себя, а в две остальные — картинки для других детей группы (их имена не конкретизируются).

При распределении картинок ребенок обнаруживает, что три кар­тинки по сравнению с другими более явно красочные. Перед ребенком возникает выбор: взять все три лучшие картинки себе, а остальные отдать другим детям; распределить красочные картинки поровну; взять себе две лучшие картинки; не оставлять себе ни одной лучшей кар­тинки; или вообще взять себе большую часть картинок и оставить другим детям по одной.

Все картинки пронумерованы (от №1 до №9). Фиксируется, как каждый ребенок распределил картинки, то есть указываются номера картинок, которые распределил ребенок для себя и для других детей. Этот выбор (для себя и для других) записывается в тетрадь, где отра­жаются результаты по всем детям.

Там же отмечаются особенности поведения ребенка в процессе выбора: делает справедливый выбор без колебаний или после колеба­ния; несколько раз меняет распределение картинок, прежде чем сде­лать окончательный выбор; эмоциональное состояние ребенка в си­туации. После выполнения задания можно попросить ребенка объяс­нить свой выбор: «Почему ты так распределил картинки?»

По результатам проведения всех ситуаций выбора составляется сводная таблица, отражающая особенности выбора и его мотивировок каждым ребенком. Анализ (количественный и качественный) показы­вает уровень доброжелательного отношения детей к сверстникам, уме­ние понять другого и выбрать справедливые и гуманистически оправ­данные действия.

В зависимости от полученных результатов планируется содержание дальнейшей подгрупповой или индивидуальной работы. Особого вни­мания педагога заслуживают дети, которые проявили безразличие к сверстникам как в ситуациях «Порадуй друга», «День рождения», «Де­журные», так и в ситуации «Для себя и для других».

Следует подчеркнуть, что ситуации выбора нужно использовать в детском саду не только для выявления нравственных побуждений и отношений детей друг к другу, но и для формирования опыта добро­желательного и отзывчивого поведения. Поэтому после проведения таких ситуаций, необходимо обсудить с детьми их действия, одобрить и поддержать тех, кто совершил положительный выбор, и выразить уверенность в том, что другие дети тоже не оставят без внимания сверстников. Задача педагога - всегда способствовать справедливому, положительному выбору дошкольников.

Опыт внимательного и справедливого отношения к сверстникам дети могут получить в ситуации выбора «Помогаем друзьям».

 

Ситуация выбора «Помогаем друзьям»

Цель — побудить детей активно проявлять внимание к сверстни­кам, искать справедливые способы решения возникающих в группе проблем.

Содержание ситуации. На занятии по лепке дети получают глину и собираются лепить поделки к выставке для родителей. Но обнару­живается, что у Яны и Димы глины нет. Педагог делает вид, что пытается найти два куска глины, и затем сообщает, что больше глины не осталось. Возникает проблема — как поступить? Воспитатель рас­суждает вслух: «Может, Яну и Диму надо отпустить с занятия, пусть идут играть? В другой раз будут лепить. Но все родители увидят по­делки своих детей, а их родители будуг расстроены! Как же нам быть?»

Дети начинают высказывать свои предложения. Часть детей сове­туют отпустить Яну и Диму играть, но двое ребят, Оля и Саша, вносят предложение — они хотят поделиться своей глиной. Педагог хвалит их за правильное решение («Настоящие друзья, не оставили в трудный момент Яну и Диму, сразу решили помочь»). Остальные дети, услышав эти слова воспитателя, обычно успокаиваются — им кажется, что про­блема решена. Но воспитатель продолжает рассуждать вслух: «Я поду­мала, что, если Оля и Саша поделятся с Яной и Димой, у них оста­нутся маленькие кусочки глины. Разве из такого маленького кусочка получится хорошая поделка?» «Нет!» — отвечают дети. Воспитатель: «Тогда как сделать так, чтобы у Яны и Димы появилась глина, а у Оли и Саши не оставались лишь маленькие кусочки?»

Дети задумываются. Происходит поиск практического решения жизненной проблемы. В результате обсуждения дети приходят к вы­воду о том, что каждый может отделить маленький кусочек глины от своего куска и вместе получится два больших (полноценных) куска глины для Яны и Димы.

Педагог собирает маленькие кусочки, которые дети отделяют от своей глины, и на глазах у всех кусок становится все больше и больше.

В результате у Димы и Яны появляются куски глины, вполне пригод­ные для осуществления замысла поделки. Так в ситуации выбора дети получают конкретный пример справедливого разрешения проблемы и доброжелательного, чуткого отношения друг к другу.

 

Диагностическая ситуация «Поможем малышам»

Цель — выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально значимой задачи: проявить заботу о младших детях в детском саду.

Содержание ситуации. Перед дневным сном в группу приходит воспитатель младших дошкольников. Она обращается к детям и вос­питателю с просьбой помочь подготовить материал к занятию малы­шей по математике. Для этого нужно из бумаги вырезать по готовому контуру кружки и квадратики и разложить их по цвету и форме в конверты. Выдвигается мотивировка: «Вы самые старшие в детском саду и, конечно, сможете помочь малышам. Каждый вырежет фигуры, нарисованные на двух листах бумаги, разложит в конверты. У малы­шей будет много квадратов и кружков для занятия, они с удовольст­вием будут заниматься. Все мы будем вам очень благодарны».

Воспитатель: «Дети, согласны ли вы помочь малышам? Кто хочет по­мочь, поднимите руку! (Обычно желание высказывают все дети.) Но, к со­жалению, сейчас у нас нет времени, нас ждет дневной сон. Давайте после сна займемся этой важной работой. Не забудете?». Воспитатель младшей группы благодарит ребят и оставляет бумагу и конверты на столе.

После сна фиксируется:

какие дети по своей инициативе, самостоятельно, без дополнитель­ного напоминания воспитателя вспомнили о поручении, начали и завершили работу в полном объеме (выраженное стремление к участию в социально значимом деле);

кто начал работу после того, как увидел, что часть детей уже при­ступила к выполнению поручения. Работа завершена в полном объеме (формирующееся стремление к участию вместе со всеми в социально-значимом деле);

кто из детей начал работу и завершил только после напоминания воспитателя (недостаточно выраженное желание участвовать вмес­те со всеми в общем социально значимом деле);

кто формально включился в работу после неоднократных напоми­наний воспитателя и не закончил ее (не выраженное стремление к участию в общем социально значимом деле).

В процессе наблюдения за детьми необходимо отметить особен­ности отношения старших дошкольников к социально значимому по­ручению помочь малышам:

эмоциональный настрой детей: у детей положительный настрой (во время работы рассуждают о том, что малышам будет интересно пользоваться на занятии кружочками и квадратами, показывают друг другу, как аккуратно вырезаны фигуры);

или они не выражают положительных эмоций, действуют нейтрально;

отношение к работе: дети стараются выполнить работу хорошо, проявляют терпение и настойчивость, огорчаются, если случайно вырезали какую-нибудь фигуру неровно, или делают без старания, небрежно, лишь бы поскорее освободиться;

отношение детей друг к другу в процессе работы: дети дружелюбно настроены, интересуются работой друг друга, обмениваются под­бадривающими репликами, проверяют, правильно ли разложены все фигуры по конвертам, или не взаимодействуют, работают ин­дивидуально, допускают замечания в адрес других детей;

результат: задание выполнено в полном объеме, до конца, все фигуры правильно разложены по конвертам; или задание выпол­нено частично, фигуры в конвертах перепутаны;

переживание значимости проделанной работы: обращаются ли де­ти к воспитателю с просьбой оценить, хорошо ли они вырезали и разложили фигуры; обсуждают — будут ли довольны результа­тами их усилий малыши и их воспитатели; высказывают ли де­ти (как самые старшие в детском саду) желание еще чем-нибудь помочь малышам или не выражают эмоций по поводу выполнен­ного дела.

На основе оценки результатов поведения дошкольников в ситуа­циях выбора, в ситуации «Помощь малышам», а также данных наблю­дений за проявлениями внимательного и заботливого отношения детей к сверстниками в повседневном общении составляются харак­теристики доброжелательных взаимоотношений детей.

Высокий уровень доброжелательных взаимоотношений выражается в преобладающем проявлении дружелюбия и внимания к сверстни­кам, в умении учитывать в общении эмоции и чувства других детей, в готовности помочь, поделиться своим опытом, проявить участие к проблемам сверстника, уметь поддерживать в общении эмоциональ­но-положительный тон, следовать культурным требованиям и пра­вилам.  Эти проявления во взаимоотношениях со сверстниками отличаются достаточным постоянством, распространяются на широ­кий круг сверстников. В ситуациях самостоятельно делается спра­ведливый выбор.

Средний уровень: ребенок положительно настроен по отношению к сверстникам. Самостоятельно проявляет доброжелательность избира­тельно — по отношению к близким друзьям и тем, к кому в настоящее время испытывает интерес и симпатию. По отношению к остальным детям допускает отдельные негативные действия (неуступчивость, конфликтность и т. п.), но понимает неоправданность таких действий, прислушивается к советам воспитателя и стремится к примирению. В ситуациях выбора делает справедливый выбор, следуя примеру дру­гих детей.

Низкий уровень: проявляется в неустойчивости доброжелательного отношения ребенка к сверстникам, с выраженными эгоистическими тенденциями и нежеланием учитывать интересы других детей. В си­туациях выбора преобладает личный интерес, неумение поставить себя на место сверстника, понять его проблемы. Наблюдаются частая кон­фликтность, отсутствие самостоятельности и инициативы в проявле­нии участия и помощи сверстникам (только после напоминания и побуждения воспитателя).

Полученные данные дополняются изучением особенностей взаи­моотношений детей со сверстниками в разных видах совместной дея­тельности.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 2062 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru