Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 22.09.2018, 00:30

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧАЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ О СВЕРСТНИКЕ, ПРАВИЛАХ И СПОСОБАХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Успешность взаимоотношений во многом определяется тем, как осознаются партнерами правила и способы взаимодействия. Данные об уровне представлений старших дошкольников о правилах и спо­собах взаимоотношений со сверстниками воспитатель получает в бе­седах на темы общения (о дружбе, справедливости, заботе и внима­нии, взаимопомощи, честности, культуре общения), в обсуждении с детьми событий в группе, в наблюдениях за детскими контактами. С этой целью также широко используются различные задания и ус­ловные проблемные ситуации, решая которые дошкольник обнару­живает имеющиеся нравственные представления и оценки взаимо­отношений.

Экспериментальное задание «Разложи картинки»

Цель — выявить представления старших дошкольников о правилах взаимоотношений со сверстниками и умение дать оценку детских по­ступков с моральных позиций.

Материалы.

18 сюжетных картинок с изображением положитель­ных и отрицательных поступков детей по отношению к сверстникам (например, дружная игра детей и ситуация ссоры, заботливое отноше­ние к сверстнику и проявление равнодушия, оказание взаимопомощи и отказ от помощи сверстнику и т. п.).

Содержание задания.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и разложить их так, чтобы с одной стороны лежали хорошие поступки, «которые тебе нравятся», а с другой — плохие поступки, «которые тебе не нравятся». Для ориентировки с каждой стороны соответственно ставятся изображения улыбающегося лица (одобрение) и хмурого лица (неодобрение). После выполнения задания ребенка просят объяснить свое решение.

Вопросы:

Что случилось с детьми на этой картинке? Почему ты положил эту картинку сюда? Чем тебе понравились (не понравились) эти дети? Почему так нужно (не нужно) поступать? Какие правила знают (не знают) эти дети? Откуда ты узнал эти правила?

Результат.

Высокий уровень: все рисунки разложены правильно, выбор обо­снован с позиции моральных требований; ребенок понимает и аде­кватно оценивает ситуации общения, изображенные на картинках, называет правила, определяющие отношения детей друг к другу.

Средний уровень: рисунки разложены правильно, ребенок понимает смысл ситуаций, но обоснование своего решения дает преимущест­венно с позиции личного опыта и конкретной ситуации; общее пра­вило затрудняется сформулировать.

Низкий уровень: ребенок допускает ошибки в распределении по­ступков, оценка отдельных ситуаций неадекватна, ребенок не может обосновать свой выбор с нравственных позиций, мотивирует необхо­димость правильного поведения внешними причинами типа «потому что за это нас воспитатель наказывает», «мама не разрешает», «нельзя драться, потому что можно поставить синяк или шишку».

 

Диагностическая ситуация «Настоящая помощь»

Цель — выявить понимание детьми состояние сверстника, оказав­шегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Содержание ситуации. Оля, Наташа и Катя выполняли задание воспитателя — расписывали красками матрешек для выставки. Оля сразу красиво расписала свою матрешку, а у Наташи никак не полу­чалось. Когда Оля это увидела, она громко засмеялась и сказала: «Ну, как всегда, у тебя ничего не получается!» Но когда Катя увидела, что у Наташи ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Оля. Как ты думаешь, что она сделала?

 

Диагностическая ситуация «Мы вместе»

Цель — выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников, не участвующих в общей деятельности, и найти правиль­ное решение.

Содержание ситуации. На прогулке дети вместе строили крепость из песка, а два новеньких мальчика, Вова и Коля, стояли и наблюдали за ними. Дети заметили, что мальчики грустно стоят в стороне, и они решили....

Вопросы:

Как ты думаешь, что дети решили?

Почему ты так думаешь?

Как бы ты поступил в такой ситуации?

Диагностическая ситуация «Обида»

Цель — выявить представления дошкольников о проявлении эмо­циональной отзывчивости в общении и понимание состояния сверс­тника.

Содержание ситуации. Наташа упала, ушибла ногу, расплакалась. Тут к ней подбежали Катя и Оля со словами: «Что ты тут сидишь одна! Пойдем скорее играть в мяч». Наташа ответила: «Я сейчас не могу, у меня нога болит». Тогда девочки рассердились на Наташу и сказали: «Вот ты какая, мы тебя приглашаем, а ты не хочешь. Мы больше не будем с тобой играть! Мы на тебя обиделись». И ушли.

Вопросы:

Правильно ли поступили Оля и Катя? Почему? Поняли ли девочки состояние Наташи? Как надо было поступить Оле и Кате?

Как ты думаешь, кто по-настоящему обижен — Катя и Оля или Наташа?

 

Диагностическая ситуация «Краски»

Цель — выявить представления старших дошкольников о сущнос­ти проявления дружеских взаимоотношений между детьми.

Содержание ситуации. Нина, Оля, Света и Ксюша всем говорили, что они настоящие друзья. Однажды воспитательница Ирина Петров­на предложила им нарисовать рисунки об осени. Девочки сели за один стол. Воспитательница дала им бумагу, кисточки и поставила баночки с красной, желтой, зеленой и синей красками. Когда воспитательница отошла, Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя краска!» «А вот эта — моя!» — сказала Оля и придвинула к себе зеленую краску. Тогда Ксюша и Света взяли себе синюю и жел­тую краски. Девочки стали рисовать.

Когда Ирина Петровна просмотрела рисунки девочек, она очень удивилась: у Нины весь рисунок был нарисован только красной крас­кой, у Оли только зеленой, у Светы — только желтой, а у Ксюши — только синей: и деревья, и люди, и трава. Покачала головой Ирина Петровна и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить».

Вопросы:

Почему так сказала воспитательница, после того как увидела ри­сунки девочек?

Как поступают настоящие друзья?

 

Диагностическая ситуация «Объясни правильно»

Цель — выявить особенности осознания детьми необходимости проявления внимания к проблемам сверстника и подробного объяс­нения для установления взаимопонимания в общении.

Содержание ситуации. Сережа хотел научиться делать лодочку из бумаги. Он попросил Мишу объяснить и показать, как надо ее делать. Миша сказал: «Очень просто. Возьми бумагу, согни ее пополам, потом еще раз, отогнешь уголки, вот и все!» Ваня стал делать — ничего не получилось.

Вопросы:

Как ты думаешь, почему у Вани не получилась лодочка? Понятно ли объяснил ему Миша?

А как бы ты объяснил, чтобы стало понятно? (Не только расска­зать, но и показать, как надо, пояснить и помочь сделать.)

 

Оценка результатов разрешения детьми условных ситуаций осу­ществляется по следующим показателям:

умение ребенка правильно понять смысл ситуации и дать оценку происходящего;

умение предложить адекватный способ разрешения проблемы;

умение выделить правила взаимоотношений в совместной деятель­ности;

умение прокомментировать предложенное решение.

Для выявления особенностей представлений детей о взаимоотно­шениях в совместной деятельности предлагается решить следующие условные ситуации.

 

Диагностическая ситуация «Веселый хоровод»

Цель — выявить представления детей о правилах и способах друж­ной совместной работы со сверстниками.

Содержание ситуации. Воспитатель предложил тебе вместе с дру­зьями сделать аппликацию «Веселый хоровод вокруг елки» на одном общем листе бумаги. Подумай, как можно вместе выполнить это за­дание? Расскажи, с чего вы начнете? Что будете делать дальше? О чем надо помнить, чтобы всем было хорошо и весело работать вместе?

 

Беседа по картинкам «Строим дом»

Цель — выявить осознание детьми причин, нарушающих взаимо­понимание в совместной деятельности, и представлений о правилах и способах поведения, устраняющих конфликты в общей деятельности.

Содержание беседы. Ребенку поочередно предлагаются две серии картинок (по три картинки) с изображениями детей, строящих дом. Первая серия демонстрирует дружное строительство дома: дети догова­риваются (1 картинка), строят дружно вместе (2 картинка), с удоволь­ствием смотрят на результат — красивый высокий дом (3 картинка). Вторая серия картинок раскрывает аналогичное начало, затем — ситуа­цию ссоры во время строительства, на последней картинке демонстри­руется неутешительный результат, вместо готового дома — разбросан­ные детали, разочарованные дети.

Вопросы:

Что делают дети на этих картинках?

Как они строят дом (строят дружно или ссорятся, внимательны ли друг к другу, помогают или нет)?

Как ты об этом догадался?

Каким детям хорошо вместе, а каким плохо?

Как ты думаешь, что эти дети говорят друг другу во время работы?

Почему этим детям не удалось построить красивый дом? А эти дети построили?

Какие правила дружных ребят забыли эти дети?

Взаимоотношения дошкольников развиваются успешно, если они правильно понимают и учитывают эмоциональное состояние и настро­ение тех, с кем общаются. Для этого старшему дошкольнику нужно научиться «прочитывать эмоцию» по внешним признакам: мимике, пантомимике, интонации голоса.

Для выявления представлений детей о внешнем выражении эмо­циональных состояний может быть использовано задание «Кто в до­мике живет?»

 

Экспериментальное задание «Кто в домике живет?»

Содержание задания. Подбираются 16 карточек, на которых изоб­ражены лица с разной мимикой: радостные, грустные, сердитые и спокойные лица. Ребенку предлагается рассмотреть выражения лиц на карточках и затем поместить их в окна четырех разных домов.

Указывается, что в доме № 1 живут только веселые, радостные люди, в доме №2 — только сердитые, злые люди, в доме №3 в окна смотрят грустные, печальные люди, а в доме № 4 — спокойные, добро­душные люди.

Ребенок последовательно рассматривает карточки и находит им место в окнах соответствующего дома. В процессе выполнения ребенку задаются вопросы: «Почему ты решил, что это веселый (грустный, серди­тый и т. п.) человек?» Это позволяет выявить, на какие признаки опира­ется дошкольник, определяя то или иное эмоциональное состояние.

Все карточки пронумерованы. Если ребенок правильно распределяет карточки, его восприятие внешнего выражения эмоциональных состоя­ний развивается успешно. В противном случае отмечается, какие номера карточек были использованы неправильно (для каждого ребенка). Об­щий анализ по всей группе позволяет увидеть, какие эмоциональные со­стояния воспринимаются детьми неадекватно.

Это задание может в дальнейшем варьироваться: добавляются изо­бражения других эмоций, предлагается дифференциация выражения эмоций по возрастному признаку (дети, взрослые, старики) и т.п.

Дополнительно используется задание «Настроение».

 

Экспериментальное задание «Настроение»

Цель — выявить, как понимают дошкольники чувства и пережи­вания детей в конкретной ситуации общения со сверстниками.

Содержание задания.

Подбираются 6 сюжетных картинок.

Картин­ка №1: мальчик сгреб все игрушки себе; рядом стоят две девочки: одна плачет, другая сердится и грозит ему.

Картинка № 2: дети весело бегут к реке, одна девочка упала и ушиблась.

Картинка №3: дети увлеченно играют с игрушками, а в стороне одиноко стоит расстро­енная девочка.

Картинка №4: девочка уронила в лужу мячик; мальчик пытается палкой подтолкнуть его поближе и достать. Картинка №5: на улице идет дождь; дети весело шагают под зонтиками, а рядом, съежившись от дождя, без зонтика идет маленькая девочка. Картинка № 6: дети играют с мячом, а больной мальчик с завязанным горлом с грустью наблюдает за ними из окна.

Ребенку предлагается рассмотреть каждую картинку, рассказать, что на ней изображено, какие чувства испытывают дети, оценить их действия и высказать свое мнение, как нужно поступить в такой си­туации. Необходимо особо отметить, может ли ребенок предложить вариант положительного развития детских взаимоотношений.

В данном задании выявляется не только способность дошкольника правильно понять и назвать эмоциональное состояние детей исходя из смысла изображенной на картинке ситуации, но и умение дать нравственную оценку их поведения и представить положительный прогноз дальнейших событий.

По результатам выполнения заданий выявляются уровни понимания детьми эмоциональных состояний.

Высокий уровень — ребенок адекватно воспринимает эмоциональ­ные состояния, дифференцирует их, умеет объяснить, на что он ори­ентируется, определяя эмоциональные состояния, владеет соответст­вующей лексикой. Правильно понимает смысл ситуаций, эмоции участников, дает моральную оценку и прогноз положительного разви­тия событий.

Средний уровень — ребенок правильно воспринимает ярко выражен­ные эмоциональные состояния, но путает более сложные эмоции, ори­ентируется в основном на отдельные мимические проявления эмоций (рот, глаза). Правильно оценивает большую часть ситуаций, но не вла­деет лексикой для обозначения всех эмоций, в отдельных ситуациях не дает морально оправданное положительное развитие событий (типа «Девочке надо было взять зонтик с собой, и не промокла бы»).

Низкий уровень — ребенок слабо ориентируется в эмоциональных состояниях людей, путает схожие эмоции, не владеет соответствующей лексикой, представления об эмоциях недостаточно сформированы. В ситуациях затрудняется дать точное определение эмоциональных состояний детей и прогноз положительного развития событий.

Воспитатель не только оценивает уровень нравственных представ­лений детей, но и констатирует, как эти представления отражаются в детских поступках и взаимоотношениях. Примером проверочной си­туации может стать методика «Проигрышная лотерея».

 

Методика «Проигрышная лотерея»

(модификация методики М. Т. Бурке-Бельтран)

Цель — выявить особенности представлений о честности и умение детей следовать в реальном поведении правилам честности.

Содержание.

1 часть.

 Воспитатель беседует с детьми о честности. Какого человека можно назвать правдивым, честным? Всегда ли нужно говорить правду?

Как вы думаете, почему нельзя обманывать других людей? Был ли случай, когда вас обманули? Расскажите о нем. Какие чувства вы переживали в этом случае? А случалось ли кому-нибудь из вас говорить неправду? Расскажите об этом.

Какие чувства вы переживали в этом случае? Что мы скажем детям, которые любят говорить неправду и обма­нывать других?

Обычно старшие дошкольники активно включаются в такой раз­говор и горячо обсуждают проблему честности, приводят примеры обмана и нечестного поведения по отношению к ним других детей. Все приходят к выводу о том, что нужно всегда говорить правду.

После беседы, во второй половине дня, проводится 2 часть ситуа­ции.

2 часть.

Воспитатель предлагает детям поиграть в лотерею. Пока­зывает детям, как выглядит выигрышный билет. По нему можно по­лучить приз — конфету. Воспитатель объясняет детям, что все билеты лежат в коробке. Каждый ребенок подходит, достает билет (все билеты одного цвета, но с разными рисунками), смотрит на него, затем кладет обратно в коробку, перемешивает с другими и после этого сообщает воспитателю и другим детям результат: какой он достал билет — вы­игрышный или нет. Если выигрышный, он получает конфету.

Проблема состоит в том, что в коробке нет ни одного выигрыш­ного билета. По поступку ребенка в игре воспитатель делает вывод о сформированности его морального поведения.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 1121 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru