Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 21.09.2018, 05:01

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧАЕМ СИСТЕМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ДОУ

Социально-нравственное развитие происходит успешно при усло­вии эмоционально комфортного состояния и положительного отно­шения ребенка к детскому саду, к сверстникам и воспитателям.

Старшая группа детского сада отличается достаточно выраженной системой межличностных отношений, симпатий, антипатий, взаим­ных интересов и привязанностей (Т. А. Репина, М. И.Лисина). Воспи­тателю необходимо знать, какое положение занимает старший до­школьник в системе межличностных отношений в группе, удовлетво­рена ли его потребность в общении, каково отношение сверстников к нему.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей вос­питатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, прояв­ляют к ним симпатию, выражают стремление к общению; для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе склады­вается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, не­интересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе меж­личностных отношений складывается неудовлетворительно для их со­циально-личностного развития.

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может восполь­зоваться известными социометрическими методиками «Секрет» и «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина). Их вариантом может быть игра «Подари открытку».

 

Ситуация выбора «Подари открытку»

Содержание ситуации: Дав ребенку три открытки, воспитатель предлагает: «Подари открытки тем детям, с которыми ты хотел бы дружить и играть вместе. Это будет наш секрет. Вот тебе три конверта, положи в них по одной открытке, а я напишу на конверте имя каждого ребенка, которому ты хочешь сделать свой подарок». Так опрашива­ются все дети, посещающие группу ДОУ. Выбор каждого ребенка за­писывается в сводную таблицу (социометрическую матрицу).

Обработка полученных данных происходит на основе подсчета вы­боров, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выра­жается в его статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением сверстников, их при­нято называть «звездами».

За ними следуют дети, занимающие благополучное положение, так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов.

Низкий социальный статус получают дети с недостаточно благо­получным положением в системе межличностных отношений в груп­пе. Это так называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1—2 выбора, без взаимности), и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного выбора.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприят­ных статусных категорий показывает уровень благополучия взаимоот­ношений в группе (УБВ). Высокий УБВ — если I + II > III + IV; средний — если I + II = III + IV; низкий — если 1 + 11 меньше III + IV, в последнем случае в группе наблюдается преобладание де­тей, находящихся в неблагоприятных статусах.

Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем больше детей связано взаимными выборами (если их выборы совпа­дают и дети выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше показатель удовлетворенности детей взаимо­отношениями со сверстниками.

В игре «Подари открытку» дети действуют в условиях ограничен­ного выбора (не более трех). Дополнительно с целью выявления ши­рокого круга значимого для ребенка общения может быть использо­вана индивидуальная ситуация «Новоселье».

 

Ситуация выбора «Новоселье»

Содержание ситуации. Ребенку предлагаются изображения двух домов: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но малопри­влекательный темно-серый дом. Взрослый говорит ребенку: «Этот кра­сивый розовый дом построен для тебя. В нем много разных интерес­ных игрушек, и ты можешь поселить в свой дом всех, кто тебе нра­вится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть, разговаривать, что-то вместе делать» (записываем до 5—6 «новоселов»).

Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем).

Затем внимание ребенка обращается на другой дом: «Если кого-то ты не хочешь поселить в свой дом и тебе не нравится с ними общаться, для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать» (записываем тех, кого называет ребенок).

Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей, спрашиваем: «А в каком доме будут жить О. В. и Т. Н.?» Выборы каждого ребенка (положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым домами) записываются в таблицу, разделенную на две колонки — «Положительные выборы» и «Отрицательные вы­боры», в которых перечисляются имена людей (отдельно сверстни­ков и взрослых), с которыми хочет или не хочет общаться каждый ребенок.

Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом кого-ни­будь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Анало­гично, если в некрасивый дом ребенок помещает многих детей груп­пы, это показывает, что его отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в широких положительных кон­тактах со сверстниками не удовлетворена.

Сравнение результатов по всем детям группы показывает, каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5—6 выборов от сверстников (их наиболее часто сверстники «поселяют» в лучший дом). Благоприятное положение в межлич­ностных отношениях занимают дети, получившие не менее 3—4 по­ложительных выборов. Они относятся к группе «предпочитаемых» и также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное по­ложение занимают дети, которых большинство сверстников «посе­ляет» в некрасивый дом (отрицательный выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников («изолированные» дети), либо он минимальный — 1—2 выбора (без взаимности).

Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация «Новый детский сад».

 

Ситуация выбора «Новый детский сад»

Содержание ситуации. В разговоре со взрослым ребенку пред­лагают высказаться о том, кого бы он взял с собой, если бы перешел в новый детский сад. Разговор может сопровождаться рас­сматриванием общей фотографии группы. Это поможет ребенку более осознанно сделать выбор сверстников и объяснить свое ре­шение — почему он хочет быть с теми или иными сверстниками в новом детском саду.

Важно отметить, какие мотивы выдвигает ребенок при выборе сверстника, как мотивирует свой отказ в выборе, выражает ли он желание взять с собой в новый детский сад воспитателей. Необходимо обсудить с ребенком, как представляет он свою жизнь в новом детском саду, чем он там намерен заниматься, в какие игры играть, какие у него будут друзья и т. п. Такой непринужденный разговор позволяет выявить интересы и притязания ребенка, его удовлетворенность сло­жившимися обстоятельствами жизни в детском саду.

Следует подчеркнуть, что старшие дошкольники могут достаточно осознанно и просто ответить на прямой вопрос о том, кого из сверс­тников они предпочитают, с кем хотят общаться, а кто не вызывает у них симпатии. Для этого воспитатель может воспользоваться методом вербальных выборов.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 722 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru