Социально-нравственное развитие происходит успешно при
условии эмоционально комфортного состояния и положительного отношения ребенка
к детскому саду, к сверстникам и воспитателям.
Старшая группа детского сада отличается достаточно
выраженной системой межличностных отношений, симпатий, антипатий, взаимных
интересов и привязанностей (Т. А. Репина, М. И.Лисина). Воспитателю необходимо
знать, какое положение занимает старший дошкольник в системе межличностных
отношений в группе, удовлетворена ли его потребность в общении, каково
отношение сверстников к нему.
Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей
воспитатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников:
их постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию,
выражают стремление к общению; для каких детей ситуация взаимоотношений со
сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно: они часто играют
в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные,
пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что
положение данных детей в системе межличностных отношений складывается
неудовлетворительно для их социально-личностного развития.
Для более точного анализа и оценки положения каждого
ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может воспользоваться
известными социометрическими методиками «Секрет» и «Выбор в действии» (Я. Л.
Коломинский, Т. А. Репина). Их вариантом может быть игра «Подари открытку».
Ситуация выбора «Подари открытку»
Содержание ситуации: Дав ребенку три открытки,
воспитатель предлагает: «Подари открытки тем детям, с которыми ты хотел бы
дружить и играть вместе. Это будет наш секрет. Вот тебе три конверта, положи в
них по одной открытке, а я напишу на конверте имя каждого ребенка, которому ты
хочешь сделать свой подарок». Так опрашиваются все дети, посещающие группу
ДОУ. Выбор каждого ребенка записывается в сводную таблицу (социометрическую
матрицу).
Обработка полученных данных происходит на основе подсчета
выборов, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выражается в его
статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее
количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее
благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением
сверстников, их принято называть «звездами».
За ними следуют дети, занимающие благополучное положение,
так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов.
Низкий социальный статус получают дети с недостаточно
благополучным положением в системе межличностных отношений в группе. Это так
называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1—2 выбора, без
взаимности), и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного
выбора.
Соотношение суммарных величин благоприятных и
неблагоприятных статусных категорий показывает уровень благополучия взаимоотношений
в группе (УБВ). Высокий УБВ — если I + II > III + IV; средний — если I + II
= III + IV; низкий — если 1 + 11 меньше III + IV, в последнем случае в группе
наблюдается преобладание детей, находящихся в неблагоприятных статусах.
Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем
больше детей связано взаимными выборами (если их выборы совпадают и дети
выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше
показатель удовлетворенности детей взаимоотношениями со сверстниками.
В игре «Подари открытку» дети действуют в условиях
ограниченного выбора (не более трех). Дополнительно с целью выявления широкого
круга значимого для ребенка общения может быть использована индивидуальная
ситуация «Новоселье».
Ситуация выбора «Новоселье»
Содержание ситуации. Ребенку предлагаются изображения
двух домов: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но малопривлекательный
темно-серый дом. Взрослый говорит ребенку: «Этот красивый розовый дом построен
для тебя. В нем много разных интересных игрушек, и ты можешь поселить в свой
дом всех, кто тебе нравится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть,
разговаривать, что-то вместе делать» (записываем до 5—6 «новоселов»).
Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами
своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский
сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем).
Затем внимание ребенка обращается на другой дом: «Если
кого-то ты не хочешь поселить в свой дом и тебе не нравится с ними общаться,
для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот
дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать» (записываем тех, кого
называет ребенок).
Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей,
спрашиваем: «А в каком доме будут жить О. В. и Т. Н.?» Выборы каждого ребенка
(положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым
домами) записываются в таблицу, разделенную на две колонки — «Положительные
выборы» и «Отрицательные выборы», в которых перечисляются имена людей
(отдельно сверстников и взрослых), с которыми хочет или не хочет общаться
каждый ребенок.
Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом
кого-нибудь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом
определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Аналогично, если в
некрасивый дом ребенок помещает многих детей группы, это показывает, что его
отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в
широких положительных контактах со сверстниками не удовлетворена.
Сравнение результатов по всем детям группы показывает,
каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее
благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5—6 выборов от
сверстников (их наиболее часто сверстники «поселяют» в лучший дом).
Благоприятное положение в межличностных отношениях занимают дети, получившие
не менее 3—4 положительных выборов. Они относятся к группе «предпочитаемых» и
также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное положение занимают дети,
которых большинство сверстников «поселяет» в некрасивый дом (отрицательный
выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников
(«изолированные» дети), либо он минимальный — 1—2 выбора (без взаимности).
Для получения дополнительных сведений используется
вербальная ситуация «Новый детский сад».
Ситуация выбора «Новый детский сад»
Содержание ситуации. В разговоре со взрослым ребенку предлагают
высказаться о том, кого бы он взял с собой, если бы перешел в новый детский
сад. Разговор может сопровождаться рассматриванием общей фотографии группы.
Это поможет ребенку более осознанно сделать выбор сверстников и объяснить свое
решение — почему он хочет быть с теми или иными сверстниками в новом детском
саду.
Важно отметить, какие мотивы выдвигает ребенок при выборе
сверстника, как мотивирует свой отказ в выборе, выражает ли он желание взять с
собой в новый детский сад воспитателей. Необходимо обсудить с ребенком, как
представляет он свою жизнь в новом детском саду, чем он там намерен заниматься,
в какие игры играть, какие у него будут друзья и т. п. Такой непринужденный
разговор позволяет выявить интересы и притязания ребенка, его удовлетворенность
сложившимися обстоятельствами жизни в детском саду.
Следует подчеркнуть, что старшие дошкольники могут
достаточно осознанно и просто ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников
они предпочитают, с кем хотят общаться, а кто не вызывает у них симпатии. Для
этого воспитатель может воспользоваться методом вербальных выборов. |