Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 06.10.2022, 09:09

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧАЕМ СИСТЕМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ДОУ

Социально-нравственное развитие происходит успешно при усло­вии эмоционально комфортного состояния и положительного отно­шения ребенка к детскому саду, к сверстникам и воспитателям.

Старшая группа детского сада отличается достаточно выраженной системой межличностных отношений, симпатий, антипатий, взаим­ных интересов и привязанностей (Т. А. Репина, М. И.Лисина). Воспи­тателю необходимо знать, какое положение занимает старший до­школьник в системе межличностных отношений в группе, удовлетво­рена ли его потребность в общении, каково отношение сверстников к нему.

Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей вос­питатель может выявить, какие дети пользуются популярностью у сверстников: их постоянно приглашают в общие игры и дела, прояв­ляют к ним симпатию, выражают стремление к общению; для каких детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе склады­вается недостаточно благоприятно: они часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, не­интересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе меж­личностных отношений складывается неудовлетворительно для их со­циально-личностного развития.

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе педагог может восполь­зоваться известными социометрическими методиками «Секрет» и «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина). Их вариантом может быть игра «Подари открытку».

 

Ситуация выбора «Подари открытку»

Содержание ситуации: Дав ребенку три открытки, воспитатель предлагает: «Подари открытки тем детям, с которыми ты хотел бы дружить и играть вместе. Это будет наш секрет. Вот тебе три конверта, положи в них по одной открытке, а я напишу на конверте имя каждого ребенка, которому ты хочешь сделать свой подарок». Так опрашива­ются все дети, посещающие группу ДОУ. Выбор каждого ребенка за­писывается в сводную таблицу (социометрическую матрицу).

Обработка полученных данных происходит на основе подсчета вы­боров, которые получает каждый ребенок от сверстников, что выра­жается в его статусной категории. Высокий статус занимают дети, получившие наибольшее количество выборов от сверстников (от 6 и более). Данные дети занимают наиболее благоприятное положение в группе, пользуются симпатией и расположением сверстников, их при­нято называть «звездами».

За ними следуют дети, занимающие благополучное положение, так называемые «предпочитаемые», получившие от 3 до 5 выборов.

Низкий социальный статус получают дети с недостаточно благо­получным положением в системе межличностных отношений в груп­пе. Это так называемые «принятые», получившие минимальное число выборов (1—2 выбора, без взаимности), и «изолированные» дети, не получившие от сверстников ни одного выбора.

Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприят­ных статусных категорий показывает уровень благополучия взаимоот­ношений в группе (УБВ). Высокий УБВ — если I + II > III + IV; средний — если I + II = III + IV; низкий — если 1 + 11 меньше III + IV, в последнем случае в группе наблюдается преобладание де­тей, находящихся в неблагоприятных статусах.

Важно выявить наличие взаимных выборов между детьми. Чем больше детей связано взаимными выборами (если их выборы совпа­дают и дети выражают взаимную симпатию, стремление к общению друг с другом), тем выше показатель удовлетворенности детей взаимо­отношениями со сверстниками.

В игре «Подари открытку» дети действуют в условиях ограничен­ного выбора (не более трех). Дополнительно с целью выявления ши­рокого круга значимого для ребенка общения может быть использо­вана индивидуальная ситуация «Новоселье».

 

Ситуация выбора «Новоселье»

Содержание ситуации. Ребенку предлагаются изображения двух домов: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но малопри­влекательный темно-серый дом. Взрослый говорит ребенку: «Этот кра­сивый розовый дом построен для тебя. В нем много разных интерес­ных игрушек, и ты можешь поселить в свой дом всех, кто тебе нра­вится, с кем бы ты хотел быть рядом, играть, разговаривать, что-то вместе делать» (записываем до 5—6 «новоселов»).

Если ребенок, делая выбор, ограничивается только членами своей семьи, ему предлагается подумать, кого из детей, посещающих с ним детский сад, он хотел бы поселить в свой красивый дом (записываем).

Затем внимание ребенка обращается на другой дом: «Если кого-то ты не хочешь поселить в свой дом и тебе не нравится с ними общаться, для них у нас есть другой, вот этот серый дом. Кого бы ты поселил в него? Этот дом стоит далеко, и его жильцы тебе не будут мешать» (записываем тех, кого называет ребенок).

Если ребенок забыл поселить в дома воспитателей, спрашиваем: «А в каком доме будут жить О. В. и Т. Н.?» Выборы каждого ребенка (положительный и отрицательный выбор в соответствии с красивым и некрасивым домами) записываются в таблицу, разделенную на две колонки — «Положительные выборы» и «Отрицательные вы­боры», в которых перечисляются имена людей (отдельно сверстни­ков и взрослых), с которыми хочет или не хочет общаться каждый ребенок.

Если ребенок не желает поселить в свой нарядный дом кого-ни­будь из членов своей семьи или воспитателей, это является сигналом определенного неблагополучия в отношениях со взрослыми. Анало­гично, если в некрасивый дом ребенок помещает многих детей груп­пы, это показывает, что его отношения в детском саду складываются не лучшим образом и его потребность в широких положительных кон­тактах со сверстниками не удовлетворена.

Сравнение результатов по всем детям группы показывает, каково положение каждого ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее благоприятное положение занимают дети, получившие не менее 5—6 выборов от сверстников (их наиболее часто сверстники «поселяют» в лучший дом). Благоприятное положение в межлич­ностных отношениях занимают дети, получившие не менее 3—4 по­ложительных выборов. Они относятся к группе «предпочитаемых» и также занимают лучший дом. Недостаточно благоприятное по­ложение занимают дети, которых большинство сверстников «посе­ляет» в некрасивый дом (отрицательный выбор). Они либо вообще не имеют положительного выбора от сверстников («изолированные» дети), либо он минимальный — 1—2 выбора (без взаимности).

Для получения дополнительных сведений используется вербальная ситуация «Новый детский сад».

 

Ситуация выбора «Новый детский сад»

Содержание ситуации. В разговоре со взрослым ребенку пред­лагают высказаться о том, кого бы он взял с собой, если бы перешел в новый детский сад. Разговор может сопровождаться рас­сматриванием общей фотографии группы. Это поможет ребенку более осознанно сделать выбор сверстников и объяснить свое ре­шение — почему он хочет быть с теми или иными сверстниками в новом детском саду.

Важно отметить, какие мотивы выдвигает ребенок при выборе сверстника, как мотивирует свой отказ в выборе, выражает ли он желание взять с собой в новый детский сад воспитателей. Необходимо обсудить с ребенком, как представляет он свою жизнь в новом детском саду, чем он там намерен заниматься, в какие игры играть, какие у него будут друзья и т. п. Такой непринужденный разговор позволяет выявить интересы и притязания ребенка, его удовлетворенность сло­жившимися обстоятельствами жизни в детском саду.

Следует подчеркнуть, что старшие дошкольники могут достаточно осознанно и просто ответить на прямой вопрос о том, кого из сверс­тников они предпочитают, с кем хотят общаться, а кто не вызывает у них симпатии. Для этого воспитатель может воспользоваться методом вербальных выборов.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 1604 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru