Методика оценки уровня развития творческого мышления (Е.
Торранс, модификация Е. Е. Туник)
Цель — оценка уровня развития творческого мышления.
Методика включает в себя четыре теста: два теста,
направленных на диагностику вербального творческого мышления («Использование
предметов» и «Словесная ассоциация»), и два теста, направленных на диагностику
образного творческого мышления («Составление изображений» и «Спрятанная
форма»). Процедура тестирования проходит следующим образом: ребенку предлагается
поиграть в несколько игр.
Тест-игра № 1. «Использование предметов».
Задача ребенка заключается в перечислении как можно
большего количества способов использования предмета (например, газеты),
отличающихся от обычных.
Время выполнения теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного
числа ответов (беглость) и числа ответов с необычным способом использования
предмета. В данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на
выборке 50 человек; за каждый оригинальный ответ присваивалось 5 баллов
(показатель оригинальности).
Тест-игра №2. «Словесная ассоциация».
Задача ребенка заключается в приведении как можно
большего количества определений для общеупотребительных слов (например, для слова «книга»). Время выполнения
теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного
числа ответов (показатель беглости) и числа ответов с необычным определением,
в данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке 50
человек; за каждый оригинальный ответ присваивается 5 баллов (показатель
оригинальности).
Тест-игра №3. «Спрятанная форма».
Задача ребенка заключается в поиске различных фигур,
скрытых в сложном, малоструктурированном изображении.
Время выполнения теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного
числа ответов (показатель беглости) и числа оригинальных, редких ответов. В
данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке 50
человек, за каждый оригинальный ответ присваивается 5 баллов (показатель
оригинальности).
Как дополнение к данной методике можно использовать наблюдение
за детьми в процессе выполнения заданий по следующим критериям:
реакция ребенка на творческое задание;
принятие задачи;
быстрота включения в деятельность;
увлеченность, захваченность деятельностью;
отношение к результату своей деятельности.
Анализ способов действия и анализ продуктов детского
творчества
Цель — оценка качества способов действия и продуктов
детского творчества.
Для реализации этого метода необходимо выбрать один из
видов детской деятельности, например изобразительную деятельность (рисование),
так как данный вид деятельности является наиболее интересным и доступным для
детей данного возраста. Детям дается следующая инструкция: «Нарисуй фантазию.
Что-нибудь необычное и яркое».
После рисования ребенку предлагается рассказать о том,
что он нарисовал и почему именно это. При анализе рисунков учитывались
комментарии детей, их интерпретация собственного рисунка, а также интерпретация
рисуночных проективных тестов.
Анализ способов действия и анализ продуктов детского
творчества производится по следующим критериям:
отношение (реакция на задание: положительная реакция — 1
балл, отношение к результату деятельности: положительное — 1 балл);
самостоятельность (самостоятельный замысел — 1 балл,
самостоятельная реализация замысла: выбор материалов, средств выразительности
— 1 балл);
оригинальность (кардинально отличающаяся идея — 2 балла,
оригинальная идея — 1 балл, повседневные темы рисунков — 0 баллов);
выбор оптимальных средств выразительности для отражения
замысла (цвет — 1 балл, линия — 1 балл, композиция — 1 балл). В результате
анализа можно получить 3 уровня развития творчества (0—3 — низкий, 4—6 —
средний, 7—9 — высокий).
Наблюдение за ребенком
Цель — определение способности к творчеству у детей.
Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на
занятиях примерно в течение педели.
Наблюдение осуществляется по следующим критериям:
активность (интенсивность действий во время различных
видов деятельности);
самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо
задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников);
инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
руководящая роль в каком-либо действии);
нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия,
которые отличаются, выделяются на общем фойе группы);
упорство в достижении результата (настойчивость в решении
задач различного рода);
любознательность (активность, направленная на познание
окружающего мира; вопросы «Почему», «Что это» и т. д.);
сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность
(выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к
определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам);
качество продуктов деятельности (показатели по содержанию
и форме продуктов деятельности).
Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за
ребенком, фиксируются в специальных картах-бланках.
Карта наблюдения за ребенком
Ф. И. ребенка_
Критерии наблюдения (баллы):
— активность (интенсивность действий во время различных
видов деятельности; может быть физической и интеллектуальной);
— самостоятельность (выполнение действий, решение
каких-либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или
сверстников);
— инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
руководящая роль в каком-либо действии);
— нестандартность, оригинальность (поведение, идеи,
действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
— упорство в достижении результата (настойчивость и
решении задач различного рода);
— любознательность (активность, направленная на познания
окружающего мира; может проявляться в вопросах «Почему», «Что это» и т. д.);
— сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность
(выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к
определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам);
— качество продуктов деятельности (показатели по
содержанию и форме продуктов деятельности).
Дополнительные критерии:
предпочитаемые партнеры в различных видах деятельности;
— наиболее часто предпочитаемый вид детской деятельности;
— наиболее приемлемая для ребенка форма работы:
коллективная, подгрупповая, индивидуальная (в какой форме ребенок проявляет
большую активность, эмоциональную удовлетворенность, продуктивность).
Дополнительные сведения.
Обработка результатов по первым восьми критериям
осуществляется количественная: за каждое «высокая» (-ий, -ая) — 2 балла, «средняя»
(-ий, -ая) — 1 балл, «низкая» (-ий, -ая) — 0 баллов. Дети, набравшие 12—16
баллов, могут считаться (условно) наиболее способными к творческой
деятельности, 6—11 — способности к творчеству средние, 0—5 — наименее способные
к творчеству.
Обработка результатов качественная.
|