Беседа-интервью
Цель — выявление интересов ребенка.
Содержание беседы. Для проведения данной методики
необходим игрушечный микрофон. «Корреспондент» должен вжиться в роль и сохранять
заданные условия игровой ситуации. В ходе интервью могу! возникнуть спонтанные
вопросы, несколько изменив ход беседы.
Вначале проведения методики ребенку задается вопрос: «Кем
бы ты хотел быть, когда вырастешь?» Далее дается следующая инструкция:
«Представь, что ты стал известным человеком (указывается та профессия, которую
назвал ребенок). И вот пришел корреспондент брать у тебя интервью, чтобы
написать статью о твоем детстве. Он будет задавать вопросы, а ты отвечай
по-честному».
Вопросы:
Уважаемый(-ая) (называется ребенок по имени и отчеству),
что вы любили больше всего делать в детстве? Чем любили заниматься?
Расскажите, пожалуйста, какие у вас были любимые игры,
игрушки?
С кем вы играли в детском саду? А кто составлял вам
компанию в играх дома?
А за цветами и домашними животными вы ухаживали в
детстве? Что вы с ними делали?
Что вы любили в детстве смотреть по телевизору?
Вы любили слушать сказки, истории, отгадывать загадки?
Назовите, пожапуйста, вашу любимую сказку.
Если бы с вами захотел познакомиться какой-то новый
человек, что бы вы ему рассказали о себе: какой вы?
В завершение нашего интервью скажите, пожалуйста, хотите
ли вы быть на кого-нибудь похожим? На кого?
Подобные беседы способствуют выявлению содержания совокупности
опыта, интересов, отношения к творчеству и других особенностей детей. Беседы
предполагают диалоговое общение с ребенком, в ходе которого ему предлагается
занять позицию субъекта, равного партнера, что дает дошкольнику возможность
размышлять, высказывать свою точку зрения, не испытывая негативных эмоций
из-за боязни ошибиться.
Ситуация выбора предпочитаемой деятельности
Цель — определение предпочтений ребенка в выборе вида
деятельности.
Содержание ситуации. Перед ребенком раскладываются пять
листов с сериями тематических картинок: «изобразительная деятельность»,
«музыкальная деятельность», «экспериментирование», «литературная деятельность»
и «игровая деятельность».
Инструкция: посмотри внимательно на эти картинки и
выбери, пожалуйста, то занятие, которым тебе хотелось бы больше всего заниматься.
После того как ребенок сделал выбор, экспериментатор
откладывает выбранную картинку и повторяет ту же инструкцию относительно
оставшихся картинок.
Для того чтобы выявить, является ли предпочтение
определенного вида деятельности устойчивым, рекомендуется использовать данный
метод не менее трех раз в течение недели.
Таким образом, можно проранжировать предпочитаемые
ребенком виды деятельности (от наиболее предпочитаемого к менее предпочитаемому).
Это позволит спроектировать варианты интегрированных занятий, учитывая интересы
детей.
Анкетирование родителей
Цель — изучение интересов детей; изучение отношения
родителей к творчеству.
Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, данную анкету.
С вашей помощью мы сможем лучше узнать вашего ребенка. Полученные результаты
будут способствовать улучшению организации педагогического процесса.
1. Укажите фамилию и имя вашего ребенка_
2. Отметьте (подчеркните), что наиболее увлекает вашего
ребенка: рисование, лепка, аппликация, музыка, книги, животные, растения,
конструирование, игры (подвижные, настольные, сюжетно-ролевые), эксперименты и
опыты или что-то другое (укажите, что)_
3. Что рисует ваш ребенок чаще всего (подчеркните):
людей, войну, принцесс, здания, технику, животных, космос, природу или что-то
другое (укажите, что)____
Чем рисует ваш ребенок чаще всего (подчеркните):
красками, мелками, тушью, карандашами, фломастерами, другими материалами (укажите,
какими)__________________
4. Какую музыку чаще слушает ваш ребенок (подчеркните):
популярную, детскую, классическую или какую-то другую (укажите,
какую)___________
Если у вашего ребенка есть любимая песня, то укажите ее
Любит ли танцевать (да / нет — подчеркните)?
Сочиняет ли музыку (да / нет — подчеркните)?
Любит ли петь (да / нет — подчеркните)?
5. Какую литературу предпочитает ваш ребенок
(подчеркните): сказки, приключения, рассказы о природе, комиксы, стихи или
что-то
другое (укажите, что)__
Если у вашего ребенка есть любимое литературное
произведение, то укажите, какое_
6. Привлекают ли вашего ребенка лужи, снег, вода, песок,
магниты, камни, палки и другие предметы (укажите, какие) в целях игры,
эксперимента? Если — да, нужное подчеркните. Насколько сильно привлекают
(обведите цифру): 0 1 2 3 (0 — абсолютно не привлекают, 1 — привлекают редко, 2
— привлекают время от времени, 3 — очень часто привлекают)?
7. В какой мере вы считаете активным своего ребенка
(обведите цифру): 0 1 2 3 (0 — абсолютно не активен, 1 — активен в редких
случаях, 2 — время от времени активен, 3 — очень активен). Какой характер носит
активность: физическая или интеллектуальная (подчеркните).
8. В какой мере вы считаете самостоятельным своего
ребенка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 — абсолютно ничего сам сделать не может,
1 — самостоятельность проявляет редко, 2 — что-то может сделать самостоятельно,
3 — постоянно проявляет самостоятельность).
9. Как вы реагируете на «внештатные» ситуации, связанные
с фантазией и экспериментами вашего ребенка? Подчеркните наиболее близкое вам
утверждение: 1 — мне это очень не нравится, я не понимаю смысла в бесполезном
выдумывании и фантазировании, иногда ругаю ребенка в подобных ситуациях; 2 —
стараюсь относиться к данным ситуациям спокойно, но не всегда получается; 3 —
иногда мы с ребенком вместе что-нибудь сочиняем и экспериментируем. Возможная
дополнительная информация_
10. Какое из направлений развития вашего ребенка вы
считаете наиболее значимым (подчеркните): интеллектуальное,
социально-нравственное, эстетическое, физическое, развитие творчества?
11. Подчеркните 5 наиболее подходящих, по вашему мнению,
характеристик для определения творческого человека:
— активность; — авантюризм; — безответственность; — веселость;
— впечатлительность; — горячность; — гордость; — избалованность; —
инициативность; — индивидуализм; — мрачность; — мечтательность; —
находчивость; — независимость; — нелюдимость; — неуправляемость; —
общительность; — поверхностность; — практичность; — предприимчивость; —
самостоятельность; — смелость; — усердие; — целеустремленность; —
чувствительность. Возможные дополнительные характеристики творческого человека
(укажите) _
12. В какой мере вы считаете себя человеком творческим
(обведите цифру): 0 1 2 3 (0 — абсолютно не творческий, 1 — чуть-чуть творческий,
2 — творческий в меру, 3 — очень творческий).
13. В какой мере вы можете назвать своего ребенка
творческим человеком (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 — абсолютно не творческий, 1
— чуть-чуть творческий, 2 — творческий в меру, 3 — очень творческий).
14. Хотели бы вы, чтобы у вас был творческий ребенок (да
/ нет — подчеркните)?
Вопросы 9, 10, 11, 14 направлены на отношение родителей к
творчеству, вопросы 2, 3, 4, 5 направлены на изучение индивидуальных
особенностей ребенка (интересов) — анализ качественный. Вопросы 6, 7, 8, 13
определяют уровень креативности (по личностным характеристикам детей) — мнение
родителей. Анализ количественный: О— 3 — низкий, 4—7 — средний, 8—12 — высокий.
Беседа о творчестве
Цель — выявление отношения к творчеству (вопросы 3, 4, 5)
и представления ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).
Вопросы:
1. Как ты думаешь, что такое фантазия? А что такое
творчество?
2. Кто может сочинять, придумывать, фантазировать?
3. Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал?
Что?
4. Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
5. Хотел бы ты придумывать, сочинять?
Вопросы 1, 2, 4 (представление) обрабатываются следующим
образом: 0 — ребенок не отвечает; 1 — отвечает примерно; 2 — дает развернутый
ответ. Если ребенок набирает 0—2 баллов, его уровень представлений о творчестве
низкий, 3—4 балла — средний, 5—6 баллов — высокий.
За каждый утвердительный ответ на вопросы 3, 4, 5
(отношение) — 1 балл. Если ребенок набирает 3 балла, его уровень отношения высокий,
2 — средний, 0—1 — низкий.
|