Самоанкетирование
Цель — определение отношения педагога к творчеству,
уровня представлений о творчестве, самооценка способности «видеть» ребенка в
образовательном процессе, определять его творческий потенциал.
Инструкция: заполните анкету, а потом сравните свои
результаты с предложенными ответами. Если вас заинтересовала тема развития
творчества, то ознакомьтесь с литературой, а потом заполните анкету еще раз и
сравните свои первые результаты с нынешними.
Вопросы:
1. Что такое творчество, по вашему мнению?
2. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать
творческий человек? Подчеркните 5 наиболее подходящих, по вашему мнению,
характеристик для определения творческого человека: активность; авантюризм; безответственность;
веселость; впечатлительность; горячность; гордость; избалованность;
инициативность; индивидуализм; мрачность; мечтательность; находчивость;
независимость; нелюдимость; неуправляемость; общительность; поверхностность;
практичность; предприимчивость; самостоятельность; смелость; усердие;
целеустремленность; чувствительность. Возможные дополнительные характеристики
творческого человека (укажите)
3. Считаете ли вы себя человеком творческим
(да/нет/частично — подчеркните)?
4. Как вы относитесь к нововведениям, экспериментам в
педагогической деятельности? Подчеркните: мне интересны новые современные
тенденции в педагогике, некоторые идеи и технологии пытаюсь внедрить в свою
педагогическую деятельность / я внедряю в свою педагогическую деятельность
лишь проверенные опытом идеи и технологии.
5. Что, по вашему мнению, больше способствует развитию
творчества? Подчеркните: форма организации занятия / содержание занятия /
специальные приемы и методы.
6. Важно ли, на ваш взгляд, предоставлять
самостоятельность ребенку (да/нет — подчеркните)? В какой мере?
7. Возможно ли в построении современного педагогического
процесса учитывать индивидуальность ребенка: его интересы, социокультурный
опыт, различный уровень развития творчества и другое (да/нет — подчеркните)?
Если — нет, то что мешает этому?
8. Можно ли, по вашему мнению, научиться творчеству
(да/нет — подчеркните)?
9. Способны ли дети к творчеству (да/нет/только некоторые
— подчеркните)?
10. Как себя ведет творческий ребенок?
11. Трудно ли работать с творческими детьми? Если да, то
почему?
12. Много ли у вас в группе творческих детей (да/нет —
подчеркните)? Укажите имена детей наиболее творческих, по вашему мнению.
Подсказки:
1 — есть три основных подхода к определению данного понятия:
творчество как деятельность, творчество как общая способность и творчество как
личностная характеристика человека.
2 — все вышеперечисленные характеристики могут иметь
отношение к человеку творческому, но, на мой взгляд, основными являются: активность,
самостоятельность, инициативность, высокая чувствительность, смелость и
усердие.
4 — интерес к новому и желание действовать в изменяющемся
мире — показатели развития творчества.
5 — все вышеперечисленное может способствовать развитию
творчества, но в большей степени — специальные приемы и методы.
6 — очень важно (в той мере, которая не угрожает здоровью
ребенка).
7 — трудно, по возможно (см. современные педагогические
исследования по вопросам развития творчества).
8 — да (не только можно, но и необходимо).
9 — да, каждый ребенок (в той или иной степени).
10 — он активен, самостоятелен, инициативен, выходит за
рамки предложенных заданий, у него много идей и вопросов, он очень чувствителен
к новому, проявляет высокую избирательность.
Самоанализ деятельности по содействию в развитии
творчества детей
Цель — выявление специфики собственной педагогической деятельности.
Самоанализ производится по следующим критериям:
как часто проводятся занятия, включающие задачу развития
детского творчества (ежедневно, 2—3 раза в неделю, реже);
на каких занятиях ставятся задачи развития творчества,
достаточное ли количество таких занятий;
прослеживается ли возможность учета индивидуальных эмоционально-субъектных
и деятельностно-субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в
творчестве. Сделав этот анализ, педагог может скорректировать свои планы,
введя, например, занятия по развитию творчества, попробовать на различных
занятиях реализовать задачи развития творчества, создать более комфортные
условия для развития творчества детей.
Самоанализ создания условий для развития творчества детей
Цель — определение степени создания условий для развития
творчества детей.
Самоанализ осуществляется по следующим критериям:
наиболее часто используемая форма работы (коллективная,
подгрупповая, индивидуальная);
наиболее часто используемые методы, приемы (в целом и с
разными детьми);
отношение к субъектным проявлениям ребенка (активность,
самостоятельность, инициативность);
учет индивидуальных эмоционально-субъектных и
деятельностно-субъектных особенностей детей;
включенность всех детей в деятельность;
дифференцирование творческих заданий по уровню сложности;
отношение педагога к продуктам детского творчества;
демонстрирование педагогом творческого поведения.
Для эффективного развития творчества детей необходимо,
чтобы формы работы были распределены примерно в равном соотношении (и
коллективная, и подгрупповая, и индивидуальная). Методы и приемы должны
стимулировать и поощрять активность ребенка (преимущественно косвенные методы,
создание проблемных ситуаций). Отношение к субъектным проявлениям ребенка
должно быть уважительное (поддерживать активность, поощрять самостоятельность
и инициативность). Индивидуальные особенности необходимо знать и учитывать.
Следует следить за тем, чтобы на занятиях все дети были включены в
деятельность. Творческие задания необходимо дифференцировать по уровню
сложности (для кого-то более сложные, для кого-то самые простые). К продуктам
детского творчества необходимо относиться с уважением (обсуждать работы,
хвалить детей за лучшие работы, устраивать выставки). Педагог должен сам быть
живым примером творческого поведения для детей.
Анализ развивающих возможностей среды группы
Цель — оценка развивающих возможностей среды группы
педагогом.
Анализ проводится по следующим критериям:
наличие изобразительных материалов и инструментов;
наличие музыкальных инструментов и техники (магнитофон);
наличие литературы (сказки, стихи, приключенческая литература);
наличие предметов для опытно-экспериментальной
деятельности
(магниты, различные емкости, трубочки, сыпучие вещества и
т.д.);
наличие творческих игр;
свободен ли доступ к вышеперечисленным предметам, часто
ли предоставляется возможность действовать с вышеперечисленными предметами.
|