Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 16.04.2024, 14:58

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССОВ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ, СОДЕЙСТВИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Беседа с использованием проективных заданий «Зазеркалье» (адаптированная методика Е. И. Изотовой)

Цель — изучить особенности представлений об эмоциях и чувствах старших дошкольников.

Материалы: зеркало, конверт с письмом, листы бумаги, цветные карандаши.

Организация диагностической процедуры. Беседа проводится инди­видуально с ребенком. Инструкция.

1. Экспериментатор сообщает ребенку, что в детский сад пришло письмо из Зазеркалья, читает его, создается проблемная ситуация: «В этой стране разбилось Зеркало Настроений, и все настроения рас­терялись. Хотел бы ты помочь?»

Затем ребенку предлагается ответить на ряд вопросов, направлен­ных на изучение контекстных и свободных представлений об эмоциях, показать их.

Какие ты знаешь настроения? Назови их.

Что такое радость? Когда человек радуется? Представь, что жители Зазеркалья тебя видят, попробуй показать им радость, в этом нам поможет волшебное зеркало {ребенок показывает настроение зеркалу, отвечая на этот и последующие вопросы).

Что такое грусть? Когда ты грустишь?

Когда бывает стыдно?

Что такое страх?

Когда человеку бывает больно?

Чему человек удивляется?

Как ты думаешь, что почувствует человек, если с ним никто не захочет играть?

2. Создается ситуация выбора, в которой ребенку предлагается на­рисовать настроение.

Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты смог бы сам дарить всем любые настроения...

а) Какое бы настроение ты подарил маме? Нарисуй его.

б) Какое бы ты хотел иметь настроение всегда? Нарисуй его.

в) Нарисуй настроение, которое бы ты никому никогда не подарил?

г) Какое у тебя сейчас настроение? Нарисуй его. Анализ результатов проводится по следующим критериям:

наличие эмоционального отклика на ситуацию, желание самосто­ятельно выразить свои чувства;

наличие знаний об эмоциях и причинах их появления (эмоциогенные ситуации);

наличие знаний об экспрессивных значениях эмоций;

использование различных средств при выражении эмоций (вер­бальных, невербальных);

передача в рисунке собственных и чужих эмоций путем изображе­ния адекватных лицевых экспрессии;

наличие связи эмоций с ситуацией.

 

Проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья»

(адаптированная методика Е. И. Изотовой)

Цель — изучить особенности сопереживания и сочувствия старших дошкольников.

Материалы: пиктографические карточки с изображениями гноми­ков с разным настроением (например, радостный, грустный, удивлен­ный; испуганный); сюжетные картинки, в которых представлены дан­ные настроения (соответственно 4 варианта).

Организация диагностической процедуры. Проводится индивиду­ально.

Инструкция.

1. Ты помог вернуть настроения в Зазеркалье, и сегодня к нам пришли гости из этой страны. Хочешь познакомиться с ними? Это гномики. У каждого из них есть настроение, так же как у тебя, у меня и у всех людей.

Экспериментатор показывает детям карточки, идет обсуждение каждого персонажа. После обсуждения карточку с изображением героя убирают и задают вопросы для обсуждения.

Как ты думаешь, какое настроение у первого гномика?

У тебя бывает такое настроение? Когда?

У кого еще ты часто замечаешь такое настроение?

Как ты думаешь, почему?

 

Ответы ребенка оцениваются по следующим критериям:

вербальное обозначение эмоционального состояния с опорой на лицевую экспрессию (пиктограммы);

выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмо­ций;

установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией . из личного опыта.

2. Создание проблемной ситуации: «Так случилось, что по дороге к нам в гости наши новые знакомые поссорились. Хотел бы ты их помирить? Давай попробуем.

Гномики разбежались, и каждый из них спрятал свое настроение в картинках. Я тебе сейчас покажу эти картинки, а ты на них внима­тельно посмотри и попробуй найти все настроения».

По очереди предъявляются картинки и задаются вопросы для об­суждения.

Как ты думаешь, что чувствуют персонажи? Почему они радуются, грустят и т.д.?

Представь, что ты оказался рядом, что бы ты почувствовал? Представь, что ты можешь изменить одну из этих ситуаций, какую ты выберешь?

Что бы ты сделал, чтобы ее изменить?

Ребенку предлагается проверить, удалось ли помирить гномиков, для этого все картинки переворачиваются, и из них ребенок склады­вает пиктограмму с изображением радости.

Оценка результатов.

Высказывания ребенка, его эмоциональные проявления фиксиру­ются и затем анализируются по следующим критериям:

наличие эмоционального отклика на ситуацию;

установление связей, соотнесение эмоций с конкретной ситуацией;

выделение ситуации, являющейся причиной возникновения эмо­ций;

желание выразить свои чувства, переживания в речи (действии, деятельности), делиться своими переживаниями с другими;

обозначение совокупности признаков, которые являются опорой при восприятии эмоций;

понимание и интерпретация характера собственных проявлений и чувств в контексте заданной ситуации;

использование личного эмоционального опыта при восприятии, интерпретации и прогнозировании ситуаций (при сопоставлении с результатами предыдущего диагностического задания).

 

Включенное наблюдение за поведением детей в экспериментальных ситуациях

Цель — изучение особенностей эмпатийных проявлений ребенка в проблемных ситуациях диагностического характера, представленных в трех модальностях: устный рассказ, рассказ с опорой на сюжетные кар­тинки, разыгрывание содержания ситуации в театрализованной игре.

Материалы. Два конверта и небольшая коробка, на которых разме­щаются знакомые детям изображения гномиков, тексты нескольких ко­ротких рассказов, в содержании которых представлена проблемная си­туация.

К одному из рассказов прилагаются иллюстративный материал в виде сюжетной картинки и несколько вариантов решения данной про­блемной ситуации. Сюжет одного из рассказов предполагает разыгры­вание с помощью кукол би-ба-бо.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (07.03.2014)
Просмотров: 1881 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru