Дополнительно, при более детальном изучении развития творческих
и эстетических способностей детей, можно использовать следующие часто
применяемые диагностические методики.
Способности
|
Варианты диагностических методик
|
Источники
|
Творческие
|
Диагностические задания и тесты, позволяющие выявить
особенности развития воображения, творческих способностей:
Д.Гилфорда, П.Торренса, Е.Е.Туник, О. М.Дьяченко и др.
(«Эскизы», «Дорисовка элементов», «Кляксы», «Несуществующее животное»)
|
Е. Е. Туник.
Природа и диагностика творческих способностей
(методические рекомендации для психологов и педагогов).- СПб, 1992-
Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих
способностей / Серия «Мир вашего ребенка» / Состав. Т.А.Барышева, В.А.
Шекалов и др.— Ростов-на-Дону, 2004. О.М.Дьяченко «Дорисовывание фи гур»: Рекомендации по выявлению умственно
одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, А. И.Булычевой.
— М., 1996. Варианты представлены в
пособиях: Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью
искусства. — СПб.: Речь, 2006; Речинская Е. Г., Сошина Е. А.
Развитие творческош воображения младших школьников в условиях нормального
и нарушения слуха: Учебно-методическое пособие. — М.: Владос, 1999
|
Эстетические
|
Диагностические задания на выявление, способностей
опознавать выразительность формы: «Ветки», «Раковины-цветы», «Джоконда»;
на развитие способности к синестезии: «Громкий-тихий»,
«Храбрые портные»; на развитие способности одушевления и преображения форм:
«Кубики», «Клее»; на развитие способности воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы:
«Пейзажи», «Матисс», задание «Царевичи»; на определение
эмоционально-эстетических предпочтений: «Слова», «Бабочки», «Ван Гог» (Е.
М.Торшилова)
|
Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова Развитие эстетических
способностей детей 3—7 лет (теория и диагностика). — М.: Деловая книга, 2001. «Как провести педагогическую диагностику ребенка 3—7 лет: Методические рекомендации
/ Составители С. С. Белых и
др. — Сыктывкар, 2003.
|
Далее представлены возможные задания, позволяющие изучить
особенности педагогических условий художествен но-эстетического развития
дошкольников, существующих в практике дошкольных образовательных учреждений.
Анкетирование родителей
Цель — выявить представления по проблеме художественно-эстетического
развития дошкольников.
Уважаемые родители_(имя ребенка)/
Просим ответить на представленные вопросы анкеты. Ваши
искренние ответы помогут наиболее глубоко изучить проблему и наметить пути
совершенствования педагогического процесса детского сада.
Как вы считаете, с какого возраста необходимо начинать целенаправленное
художественно-эстетическое развитие ребенка?
Выберите более соответствующее вашему мнению утверждение:
Художественно-эстетическое развитие и образование
— необходимо для развития умений чувствовать красоту, откликаться
на прекрасное;
— необходимо для развития эстетических, эмоциональных способностей;
—. необходимо для развития сенсорных и познавательных способностей;
— досуг, развлечение;
— ознакомление с культурой;
— способствует подготовке к школе (развивается моторика, осваивается
пространство листа);
— развивает ребенка;
— позволяет формировать некоторые искусствоведческие знания;
— способствует овладению детьми продуктивной деятельностью
(лепкой, рисованием, апплицированием);
— другой вариант.
Выберите более соответствующее вашему мнению утверждение:
Художественно-эстетическое развитие и образование детей в большей мере должно
быть направлено на:
— развитие умений чувствовать красоту, откликаться на прекрасное;
— формирование некоторых искусствоведческих знаний;
— развитие интереса к искусству;
— развитие интереса к творческому досугу, ремеслам (вышивка,
плетение, конструирование);
— овладение продуктивными деятельностями (лепка, рисование,
апплицирование);
— самовыражение, проявление эмоций, чувств;
— опыт творчества;
— опыт деятельности с разными материалами (песок, глина,
сангина, уголь и т. п.), экспериментирование с ними;
— развитие некоторых качеств (самостоятельность, организованность,
умение планировать деятельность);
— другой вариант.
Пометьте символом «+» виды детской продуктивной деятельности,
которые в большей степени интересны вашему ребенку, а символом «V» те, которые
вы считаете обязательными для посещения занятий:
— рисование;
— лепка;
— аппликация;
— художественный труд (вышивка, плетение...);
— конструирование и дизайн.
Анализ планирования
педагогической работы
Цель — выявление особенностей организации педагогического
процесса по художественному развитию и образованию детей.
Фиксируются:
^ содержание работы по художественному развитию и образованию
дошкольников;
^ единство решаемых педагогических задач в процессе
организации данной работы;
^ усложнение, системность и последовательность работы по
данному направлению;
^ адекватность целей работы, содержания, форм организации детской
деятельности возрастным возможностям.
Анализ
предметно-развивающей среды группы детского сада
Цель — выявление ориентированности предметно-развивающей среды
на активизацию процесса художественно-эстетического развития.
Фиксируются:
^ количество, содержание, соответствие
психолого-педагогическим требованиям материалов, способствующих художественному
развитию дошкольников:
— эстетических объектов — продуктов художественного творчества
(репродукций произведений, предметов декоративно-прикладного искусства,
станковой скульптуры), детской иллюстрированной книги;
— объектов быта (предметного мира), природы, игрушек;
— изобразительных материалов и инструментов;
— материалов, активизирующих интерес детей к освоению искусства
и детской изобразительной деятельности: каталоги различных музеев и выставок,
фотографии зданий, детские художественные иллюстрированные энциклопедии, СD-диски с записями
экскурсий, игр эстетической направленности;
— материалы, обеспечивающие отражение «детских успехов»
(персональные альбомы, файлы для хранения работ; стена/стенд для выставки
детских работ);
— при наличии мини-музея в группе детского сада — материалы,
способствующие организации коллекционирования;
V организация данных материалов — наличие и особенности расположения
материалов в центре творчества и других центрах, наличие мини-музея художествен
но-эстетической направленности в группе детского сада; способы систематизации и
организации материалов);
V привлекательность материалов — эстетическая и познавательная
привлекательность, соответствие интересам современных дошкольников и детей
группы;
^ временная сменяемость «наполненности» центра творчества и
возможность пространственной его динамики.
Анализ анкетирования следует проводить через обобщение ответов
воспитателей (родителей) по каждому вопросу. Анкетирование родителей позволяет
уточнить полученные данные об особенностях художественно-эстетического
развития их детей.
Анализ планирования педагогического процесса по проблеме и оснащения
предметно-развивающей среды осуществляется по представленным параметрам,
возможно использование принятой балльной системы оценки: 0—1—2 балла
(представлена в едином ключе оценки результатов). На основании качественного их
анализа можно наметить направления их совершенствования (внесение дополнений в
содержание плана; обогащение среды недостающими материалами).
Обобщенный анализ полученных данных может осуществляться в
нескольких направлениях.
1-я линия — обобщения полученных данных.
Для этого можно выделить подгруппы детей, с разным уровнем успешности
выполнения заданий (анализ проводится по столбцам протоколов). По результатам
заполнения частных таблиц, детей можно условно разделить на 5 подгрупп.
Распределение детей по
уровням художественно-эстетического развития
Средние показатели баллов по заданиям (в протоколах указаны
в последней строке)
|
Уровень
|
Дети, у которых наблюдается преобладание 2 баллов по
большинству показателей
|
Высокий уровень
|
Дети, у которых наблюдается приблизительно одинаковое число
1 и 2 баллов по показателям
|
Средне-высокий
|
Дети, у которых наблюдается преобладание 1 балла по
большинству показателей
|
Средний
|
Дети, у которых наблюдается приблизительно одинаковое число
0 и 1 балла по показателям
|
Ниже среднего
|
Дети, у которых наблюдается преобладание 0 баллов по
большинству показателей
|
Низкий
|
Выделение данных уровней при проведении контрольных (повторных)
диагностик позволит увидеть динамику опыта у детей всей группы, выделить
детей, у которых произошли наиболее значимые изменения (переход на несколько
уровней), или детей, у которых изменений результатов не произошло.
Для обобщенного анализа полученных данных в помощь воспитателю
возможно составление сводной таблицы.
Результаты выполнения
диагностических заданий детьми
Название задании
|
Имена детей
|
|
Саша Т.
|
Катя П.
|
Наблюдение за проявлением эстетического отношения у детей
дошкольного возраста
|
Уровень ниже среднего
|
Высокий уровень
|
Экспериментальная ситуация «Интервью с художником» (на
основе беседы)
|
Средний уровень
|
Средне-высокий уровень
|
Экспериментальная ситуация «Что люблю—о том и говорю»
|
Уровень ниже среднего
|
Средне -высокий уровень
|
Экспериментальная ситуация «Научи рисовать!» (анализ
продуктивной деятельности — процесса и результата)
|
Уровень ниже среднего
|
Средне-высокий уровень
|
Тестовое задание «Кто есть кто»
|
Уровень ниже среднего
|
Средне-высокий уровень
|
Тестовое задание «Малюма — Текете»
|
Уровень ниже среднего
|
Средне высокий уровень
|
Тестовое задание «Царевичи»
|
Уровень ниже среднего
|
Средне-высокий уровень
|
Общий уровень художественно-эстетического развития
|
Ниже среднего
|
Средне-высокий
|
2-я линия — обобщения
полученных данных.
Качественный анализ таблиц каждого задания позволяет выделить
типичные затруднения детей и проектировать направления, по которым можно
корректировать содержание педагогической работы. В данном случае анализу
подвергаются строки (горизонтали) каждого протокола. Например, наиболее низкие
баллы у большинства детей по показателям «обращает внимание на эстетически
привлекательные предметы быта и повседневной жизни, предметного мира (одежду
окружающих, аксессуары, детали)»- определяют необходимость активизации данных
умений (рассматривание «красивых» предметов в группе, обсуждение их привлекательных
особенностей, использование упражнений «Найдем самое красивое, цветное», «Кто
больше назовет, чем красив...»). При сниженных результатах при ответе на
вопрос «Кому ты хотел бы показывать свои работы? Когда мама или воспитатель
смотрят твои работы, что обычно говорят?», при отказе большинства детей
показывать работы, приведении негативных проявлений («ругает», «говорит, что у
меня неаккуратно») следует обратить внимание на создание благоприятной обстановки,
способствующей преодолению страха перед возможной неудачей, поддержке
проявлений каждого ребенка. При недостаточных показателях развития «ручной
умелости» (технических умениях) — наметить упражнения на развитие моторики и
тренировочных упражнений (например, рисование — штрихование с разной силой
нажима, длинными и короткими линиями) и т. п.
3-я линия — обобщения полученных данных. |