Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 20.09.2018, 15:29

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Изучение развития творчес­ких и эстетических способностей детей
Дополнительно, при более детальном изучении развития творчес­ких и эстетических способностей детей, можно использовать следую­щие часто применяемые диагностические методики.

Способности

Варианты диагностических методик

Источники

Творческие

Диагностические задания и тесты, по­зволяющие выявить особенности разви­тия воображения, творческих способно­стей:

Д.Гилфорда, П.Торренса, Е.Е.Туник, О. М.Дьяченко и др. («Эскизы», «Дори­совка элементов», «Кляксы», «Несуще­ствующее животное»)

Е. Е. Туник.  Природа  и  диагностика творческих способностей (методические рекомендации для психологов и педаго­гов).- СПб, 1992-

Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Се­рия «Мир вашего ребенка» / Состав. Т.А.Барышева, В.А. Шекалов и др.— Ростов-на-Дону, 2004. О.М.Дьяченко   «Дорисовывание   фи гур»: Рекомендации по выявлению ум­ственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О.М.Дьяченко, А. И.Булычевой. — М., 1996. Варианты  представлены  в  пособиях: Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства.  — СПб.:  Речь, 2006; Речинская Е. Г., Сошина Е. А. Раз­витие творческош воображения млад­ших школьников в условиях нормаль­ного и нарушения слуха: Учебно-мето­дическое пособие. — М.: Владос, 1999

Эстетические

Диагностические задания на выявление, способностей опознавать выразитель­ность формы: «Ветки», «Раковины-цве­ты», «Джоконда»;

на развитие способности к синестезии: «Громкий-тихий», «Храбрые портные»; на развитие способности одушевления и преображения форм: «Кубики», «Клее»; на развитие способности воспринимать и создавать   эстетическую   выразитель­ность художественной формы: «Пейза­жи», «Матисс», задание «Царевичи»; на определение эмоционально-эстетиче­ских предпочтений: «Слова», «Бабочки», «Ван Гог» (Е. М.Торшилова)

Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова Разви­тие эстетических способностей детей 3—7 лет (теория и диагностика). — М.: Деловая книга,  2001. «Как провести педагогическую  диагностику   ребенка 3—7 лет: Методические рекомендации / Составители    С. С. Белых    и    др. — Сыктывкар, 2003.

Далее представлены возможные задания, позволяющие изучить особенности педагогических условий художествен но-эстетического раз­вития дошкольников, существующих в практике дошкольных образо­вательных учреждений.

Анкетирование родителей

Цель — выявить представления по проблеме художественно-эсте­тического развития дошкольников.

Уважаемые родители_(имя ребенка)/

Просим ответить на представленные вопросы анкеты. Ваши искренние ответы помогут наиболее глубоко изучить проблему и наметить пути совершенствования педагогического процесса детского сада.

Как вы считаете, с какого возраста необходимо начинать целена­правленное художественно-эстетическое развитие ребенка?

Выберите более соответствующее вашему мнению утверждение: Художественно-эстетическое развитие и образование

— необходимо для развития умений чувствовать красоту, откли­каться на прекрасное;

— необходимо для развития эстетических, эмоциональных спо­собностей;

—. необходимо для развития сенсорных и познавательных спо­собностей;

— досуг, развлечение;

— ознакомление с культурой;

— способствует подготовке к школе (развивается моторика, ос­ваивается пространство листа);

— развивает ребенка;

— позволяет формировать некоторые искусствоведческие знания;

— способствует овладению детьми продуктивной деятельностью (лепкой, рисованием, апплицированием);

— другой вариант.

Выберите более соответствующее вашему мнению утверждение: Художественно-эстетическое развитие и образование детей в боль­шей мере должно быть направлено на:

— развитие умений чувствовать красоту, откликаться на пре­красное;

— формирование некоторых искусствоведческих знаний;

— развитие интереса к искусству;

— развитие интереса к творческому досугу, ремеслам (вышивка, плетение, конструирование);

— овладение продуктивными деятельностями (лепка, рисова­ние, апплицирование);

— самовыражение, проявление эмоций, чувств;

— опыт творчества;

— опыт деятельности с разными материалами (песок, глина, сангина, уголь и т. п.), экспериментирование с ними;

— развитие некоторых качеств (самостоятельность, организо­ванность, умение планировать деятельность);

— другой вариант.

Пометьте символом «+» виды детской продуктивной деятельности, которые в большей степени интересны вашему ребенку, а символом «V» те, которые вы считаете обязательными для посещения занятий:

— рисование;

— лепка;

— аппликация;

— художественный труд (вышивка, плетение...);

— конструирование и дизайн.

 

Анализ планирования педагогической работы

Цель — выявление особенностей организации педагогического процесса по художественному развитию и образованию детей.

Фиксируются:

^ содержание работы по художественному развитию и образованию дошкольников;

^ единство решаемых педагогических задач в процессе организации данной работы;

^ усложнение, системность и последовательность работы по данному направлению;

^ адекватность целей работы, содержания, форм организации дет­ской деятельности возрастным возможностям.

 

Анализ предметно-развивающей среды группы детского сада

Цель — выявление ориентированности предметно-развивающей среды на активизацию процесса художественно-эстетического раз­вития.

Фиксируются:

^ количество, содержание, соответствие психолого-педагогическим требованиям материалов, способствующих художественному разви­тию дошкольников:

— эстетических объектов — продуктов художественного творче­ства (репродукций произведений, предметов декоративно-при­кладного искусства, станковой скульптуры), детской иллюстри­рованной книги;

— объектов быта (предметного мира), природы, игрушек;

— изобразительных материалов и инструментов;

— материалов, активизирующих интерес детей к освоению ис­кусства и детской изобразительной деятельности: каталоги раз­личных музеев и выставок, фотографии зданий, детские художе­ственные иллюстрированные энциклопедии, СD-диски с запи­сями экскурсий, игр эстетической направленности;

— материалы, обеспечивающие отражение «детских успехов» (персональные альбомы, файлы для хранения работ; стена/стенд для выставки детских работ);

— при наличии мини-музея в группе детского сада — материа­лы, способствующие организации коллекционирования;

V организация данных материалов — наличие и особенности распо­ложения материалов в центре творчества и других центрах, наличие мини-музея художествен но-эстетической направленности в группе детского сада; способы систематизации и организации мате­риалов);

V привлекательность материалов — эстетическая и познавательная привлекательность, соответствие интересам современных дошколь­ников и детей группы;

^ временная сменяемость «наполненности» центра творчества и воз­можность пространственной его динамики.

Анализ анкетирования следует проводить через обобщение ответов воспитателей (родителей) по каждому вопросу. Анкетирование роди­телей позволяет уточнить полученные данные об особенностях худо­жественно-эстетического развития их детей.

 

Анализ планирования педагогического процесса по проблеме и ос­нащения предметно-развивающей среды осуществляется по представ­ленным параметрам, возможно использование принятой балльной системы оценки: 0—1—2 балла (представлена в едином ключе оценки результатов). На основании качественного их анализа можно наметить направления их совершенствования (внесение дополнений в содержа­ние плана; обогащение среды недостающими материалами).

Обобщенный анализ полученных данных может осуществляться в нескольких направлениях.

1-я линия — обобщения полученных данных.

Для этого можно выделить подгруппы детей, с разным уровнем ус­пешности выполнения заданий (анализ проводится по столбцам прото­колов). По результатам заполнения частных таблиц, детей можно ус­ловно разделить на 5 подгрупп.

 

Распределение детей по уровням художественно-эстетического развития

Средние показатели баллов по заданиям (в протоколах указаны в последней строке)

Уровень

Дети, у которых наблюдается преобладание 2 баллов по большинству показателей

Высокий уровень

Дети, у которых наблюдается приблизительно одинаковое число 1 и 2 баллов по показателям

Средне-высокий

Дети, у которых наблюдается преобладание 1 балла по большинству по­казателей

Средний

Дети, у которых наблюдается приблизительно одинаковое число 0 и 1 балла по показателям

Ниже среднего

Дети, у которых наблюдается преобладание 0 баллов по большинству показателей

Низкий

 

Выделение данных уровней при проведении контрольных (повтор­ных) диагностик позволит увидеть динамику опыта у детей всей груп­пы, выделить детей, у которых произошли наиболее значимые изме­нения (переход на несколько уровней), или детей, у которых измене­ний результатов не произошло.

Для обобщенного анализа полученных данных в помощь воспита­телю возможно составление сводной таблицы.

Результаты выполнения диагностических заданий детьми

Название задании

Имена детей

 

 

Саша Т.

Катя П.

Наблюдение за проявлением эстетического отношения у детей дошкольного возраста

Уровень ниже среднего

Высокий уровень

Экспериментальная ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы)

Средний уровень

Средне-высокий уровень

Экспериментальная ситуация «Что люб­лю—о том и говорю»

Уровень ниже среднего

Средне -высокий уровень

Экспериментальная ситуация «Научи рисо­вать!» (анализ продуктивной деятельнос­ти — процесса и результата)

Уровень ниже среднего

Средне-высокий уровень

Тестовое задание «Кто есть кто»

Уровень ниже среднего

Средне-высокий уровень

Тестовое задание «Малюма — Текете»

Уровень ниже среднего

Средне высокий уровень

Тестовое задание «Царевичи»

Уровень ниже среднего

Средне-высокий уровень

Общий уровень художественно-эстетическо­го развития

Ниже среднего

Средне-высокий

2-я линия — обобщения полученных данных.

Качественный анализ таблиц каждого задания позволяет выделить типичные затруднения детей и проектировать направления, по которым можно корректировать содержание педагогической работы. В данном случае анализу подвергаются строки (горизонтали) каждого протокола. Например, наиболее низкие баллы у большинства детей по показателям «обращает внимание на эстетически привлекательные предметы быта и повседневной жизни, предметного мира (одежду окружающих, аксес­суары, детали)»- определяют необходимость активизации данных умений (рассматривание «красивых» предметов в группе, обсуждение их при­влекательных особенностей, использование упражнений «Найдем самое красивое, цветное», «Кто больше назовет, чем красив...»). При снижен­ных результатах при ответе на вопрос «Кому ты хотел бы показывать свои работы? Когда мама или воспитатель смотрят твои работы, что обычно говорят?», при отказе большинства детей показывать работы, приведении негативных проявлений («ругает», «говорит, что у меня не­аккуратно») следует обратить внимание на создание благоприятной об­становки, способствующей преодолению страха перед возможной не­удачей, поддержке проявлений каждого ребенка. При недостаточных показателях развития «ручной умелости» (технических умениях) — на­метить упражнения на развитие моторики и тренировочных упражне­ний (например, рисование — штрихование с разной силой нажима, длинными и короткими линиями) и т. п.

3-я линия — обобщения полученных данных.

  • forsad

    Структура, информация о членстве, предоставляемых услугах

    forsad.ru

  • stroitelstvo63

    Профнастил - спрос и предложение, продавцы и покупатели

    stroitelstvo63.ru

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 5291 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru