Цель второго направления диагностики — изучить
своеобразие отношения взрослых (педагогов и родителей) к воспитанию этнотолерантности
у детей 5—7 лет.
Задачи:
1. Определить отношение взрослых (педагогов и родителей)
к проявлению этнотолерантности к людям различных рас (национальностей).
2. Определить отношение взрослых (педагогов и родителей)
к проблеме воспитания этнотолерантности у детей 5—7 лет в условиях детского
сада.
3. Изучить знания взрослых (педагогов и родителей) о
необходимости, задачах, средствах и методах воспитания этнотолерантности у
детей 5—7 лет в детском саду.
Для их реализации проводятся следующие задания:
анкетирование родителей и педагогов, беседа с родителями и беседа с педагогами.
Беседа с педагогами
Цель — изучить знания педагогов о необходимости, задачах,
средствах и методах воспитания этнотолерантности у детей 5—7 лет.
Вопросы:
Что значит для вас понятие «этнотолерантность»? Кому принадлежит
ведущая роль в воспитании этнотолерантности детей?
Каким образом осуществляется адаптация ребенка другой
национальности в группе детского сада? Какие мероприятия предпринимаются для
безболезненного входа ребенка в новый коллектив?
Учитываются ли культурные, национальные, религиозные
особенности ребенка другой национальности при планировании педагогического
процесса в группе? Каким образом?
Каким образом решается проблема общения ребенка другой
национальности со сверстниками в условиях плохого владения им русским языком?
Осуществляется ли в группе «культурный обмен» между
родителями, детьми и педагогами? Каким образом?
Какие мероприятия осуществляются в работе с родителями по
формированию правильного отношения к детям другой национальности, находящимся
в группе? Какие проблемы существуют в данном направлении работы?
Считаете ли вы необходимым и важным направлять внимание
детей на культурные, расовые, национальные, религиозные особенности
сверстников и людей в целом? Способствует ли такая работа становлению
доброжелательного и уважительного отношения к людям другой национальности?
Какие мероприятия осуществляются в рамках данного направления?
Беседа с родителями
Цель — определить отношение родителей к проблеме
этнического воспитания детей 5—7 лет. Вопросы:
1. Считаете ли вы важным и необходимым рассказывать
ребенку про страну, в которой он живет?
2. Считаете ли вы важным и необходимым говорить ребенку
про его национальную принадлежность?
3. В каком возрасте ваш ребенок впервые узнал о своей
национальной принадлежности?
4. В каком возрасте ваш ребенок впервые узнал о других
национальностях?
5. Что значит для вас понятие «этнотолерантность»?
6. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании
этнотолерантности детей?
7. Считаете ли вы возможным пребывание в одной группе
детского сада с вашим ребенком детей: разных рас / разных национальностей /
разных вероисповеданий и атеистов?
Анкеты для воспитателей и родителей должны содержать
идентичные вопросы, направленные на выявление личного отношения взрослых к
людям различных рас, национальностей и вероисповеданий. При этом в анкете для
воспитателей больше внимания уделяется определению отношения воспитателей к
проблеме воспитания этнотоле-рантности у детей с позиции педагогической работы
и практики, а анкета для родителей имеет большую направленность на определение
их знаний о необходимости воспитания этнотолерантности у старших дошкольников в
условиях семейного и общественного воспитания.
Совокупный анализ анкет и бесед с воспитателями и
родителями позволяет объяснить особенности проявления этнотолерантности у детей
старшего дошкольного возраста.
В социальном отношении дошкольный период является решающим
для ребенка, так как, с одной стороны, он изначально толерантен, а с другой —
именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и
расовых предрассудков и конфликтов. При этом взрослый человек преднамеренно
(целенаправленно) или непреднамеренно (спонтанно, бессознательно) демонстрирует
свои знания, оценки, отношения, поступки, которые служат ребенку образцами для
подражания.
Степень влияния взрослых различна. В зависимости от
частоты контактов, эмоциональной насыщенности и информативности общения
выделяются четыре группы людей. Первую группу составляют родители и близкие
родственники, с которыми у ребенка налажено постоянное общение. При этом
ведущее место занимает эмоциональный контакт, так как именно в семье ребенок
учится сопереживать, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вторую
группу составляют воспитатели и педагоги, которые достаточно часто общаются с
ребенком, при этом повышается роль информативного общения, которое является
важной частью целенаправленного педагогического процесса. Другие (реальные и
нереальные) люди менее значимы в процессе социализации дошкольника.
Таким образом, именно семья и педагоги детского сада
имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в
становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Отсюда особую остроту приобретает необходимость
разработки комплексной технологии воспитания этнотолерантности у дошкольников
в условиях детского сада, а также повышения собственного уровня толерантности у
педагогов и родителей и их компетентности в области организации совместной
работы с детьми в этом направлении.
|