Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 21.09.2018, 05:03

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Каким образом должен быть организован мониторинг в детском саду?

Определение мониторинга как постоянного наблюдения, слежения за развитием ребенка может ошибочно сформировать представление у воспитателей, что чем чаще проводятся измерения, тем лучше. Однако частые замеры оправданы в случае материальных или биологических систем. В социальных системах, к которым и относятся образователь­ные системы, при частых измерениях возможен эффект привыкания респондентов к методикам измерения (вопросам, заданиям, тестам), что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит, к иска­жению результатов. Кроме того, каждое измерение требует определен­ных ресурсных затрат. Поэтому в «Федеральных государственных тре­бованиях к структуре основной общеобразовательной программы до­школьного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга дости­жения детьми планируемых результатов освоения Программы» указы­вается, что «периодичность мониторинга устанавливается образователь­ным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к пере­утомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса».

На наш взгляд, наиболее оптимальным режимом организации сис­темы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагнос­тических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (ис­ходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в со­трудничестве с психологом и педагогам и специалистами формулиру­ется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддерж­ки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится основная ито­говая диагностика, по результатам которой оценивается степень реше­ния сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеаль­ной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей (для старшей группы — характе­ристика достижений ребенка 6 лет).

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные пробле­мы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тес­товые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогичес­кой диагностики является оценка правильности выбранной в отноше­нии ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, пе­дагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Рекомендации по проведению основной первичной диагностики.

Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики (иде­альный результат), которые должны быть точными, однозначными, объективными.

Далее определяются методы педагогической диагностики. Выбор методов зависит от цели диагностирования. Вместе с тем педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс-диагностика. Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения. Он является незаме­нимым при определении первичного диагноза и дает возможность уви­деть общую картину эмоционально-психологического климата в группе, определить уровень общего развития и освоения детьми отдельных видов деятельности, выявить особенности поведения каждого ребенка.

Данный материал может помочь педагогу-практику провести ос­новную первичную диагностику, на основе которой и будет спроек­тирована работа с детьми. Основная диагностика решает задачу выяв­ления фактического состояния диагностируемого объекта, его специ­фических особенностей и тенденций развития (прогноз развития). Основной метод проведения данной диагностики — метод включен­ного наблюдения, дополненный рядом других методов.

На основе этой диагностики воспитателями в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз, оп­ределяются задачи работы, и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Для проведения основной первичной диагностики понадобятся:

^ отрывной блокнот небольшого формата на липкой основе;

^ карандаш или ручка для записи;

^ большой лист-экран (можно расчертить ватман), на котором вос­питатель будет фиксировать листки с записями из блокнота;

^ описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы);

^ критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика.

 

Лист-экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).

Описание диагностируемого качества (в нашем случае — пример­ная характеристика развития) нужно взять из научной и методической литературы, из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста.

Такое описание служит идеальной моделью, идеальной нормой, с которой будет сравниваться реальная характеристика конкретного ре­бенка. Помните, что идеальная норма — лишь ориентир в образова­тельной работе. Она помогает определять направления развития ре­бенка, выделять его достижения или возможные проблемы. Она не используется для дифференцирования детей на группы низкого или высокого уровня развития.

Первичная диагностика проводится в сентябре, в период адап­тации к детскому саду. В это время проявляются и проблемы, и позитивные моменты в развитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качества требуют поддержки, какие об­разовательные задачи актуальны для каждого ребенка группы.

Первый этап — ,предварительный, предположительный диа­гноз — требует преимущественного использования метода наблю­дения. Наблюдение за поведением детей в разных видах детской деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная дея­тельность и т.д.) дает возможность увидеть общую картину эмо­ционально-психологического климата в группе, определить специ­фику развития и особенности взаимодействия ребенка со сверст­никами и взрослыми.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм дей­ствий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.

1. Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить пове­дение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.)- Опре­деление тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

2. Определите 3—5 детей, за которыми будет вестись наблюде­ние в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день не­обходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспи­тателя.

3. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообраз­но наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, ви­деокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов.

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

 

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны по­лучать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики долж­ны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны вос­питателю, чтобы правильно построить образовательную работу, по­нять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблю­дений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы на­блюдения.

3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно прово­диться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, вос­питатель может получить информацию о ребенке из бесед с роди­телями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях об­щения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, про­водится второй этап диагностики.

Второй этап — уточняющий диагноз — опирается на допол­няющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятель­ности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и роди­телей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методы диагностики, позволяю­щие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и ин­теллектуального или физического развития, креативности и твор­ческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д.

Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну-две недели.

Третий этап — окончательный диагноз — заключается не толь­ко в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них опреде­ленного заключения называется их интерпретацией. Преимущест­венно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики инфор­мацию.

Результатом совместного обсуждения будет заполненная диа­гностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

Цвет можно выби­рать произвольно, мы предлагаем выбрать цвета светофора:

^ зеленый: показатель проявляется ярко, это — достижение ре­бенка;

^ желтый — показатель проявляется нестабильно, неустойчиво, тре­буется поддержка ребенку в данном проявлении;

^ красный: показатель почти не проявляется, необходима помощь ребенку в данном направлении.

Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «уви­деть» общую ситуацию развития конкретного ребенка. Вертикаль­ные ячейки отражают картину группы в целом.

По результатам педагогической диагностики проводится проектиро­вание педагогического процесса. В практике образования сложились требования, которые предусматривают обязательное наличие в плане-проекте работы педагога четырех составляющих: характеристики исход­ного состояния, обоснования целей деятельности, описания системы предполагаемых действий и анализа достигнутых результатов.

Во-первых, с точки зрения диагностичности (а по сути — техно­логичности), проект должен предусматривать выделение этапов его реализации. В этом отношении он приближается к программе, для которой этапность характерна.

Во-вторых, каждый этап должен предусматривать достижение вполне определенных диагностируемых изменений в конкретном объ­екте (у детей, в педагогическом процессе, у родителей и т.п.) при конкретных обстоятельствах. В этом отношении проект приближается к описанию педагогической технологии.

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохране­ния, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентри­ровать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.

Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.

1. В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно оп­ределить как достижение ребенка?

2. Чего мы хотим достичь за несколько недель? (Будьте конкрет­ными и реалистичными в постановке задач.)

3. Какая специальная работа может помочь решению проблем и поддержке достижений? (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулиру­ются рекомендации семье.)

Диагностическая карта отражает также общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом, педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной ра­боты с детьми.

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (10.03.2014)
Просмотров: 2786 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru