Характеристика уровней
эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста
Форма музыкально-игровой деятельности
|
Уровень эмоциональной отзывчивости на музыку
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Двигательная импровизация под музьису
|
Соответствие
характеру музыкального произведения
выбранных ребенком танцевальных движений (подскоки,характерные шаги,
плавное кружение и т.д.). Адекватность передачи в жестах акцентов,
пауз, ярких интонационных
оборотов. Уместность мимических и
вокально-речевых реакций ребенка. Увлеченность музыкой и
оригинальность придуманных
игровых сюжетов в рамках музыкальной композиции
|
Несамостоятельность выбора типа движений под музыку (копирование
других детей), невыразительность и недостаточность отражения
в жестах особенностей музыкальной формы. Сдержанность или
отсутствие мимических и вокатьно-речевых реакций. Отсутствие инициативы
и оригинальности в придумывании игровых сюжетов
|
Движен ия, безотноси -тельные к характеру музыкального
произведения (топтание на месте, перебежки из одного конца зала в другой и
т. п.). Отсутствие у ребенка интереса к деталям драматургии произведения.
Эпизодичность внимания к звучащей музыке и переключение на занятия своими
делами. Неуместность мимических и вокально-речевых реакций
|
«Рисование» музыки
|
Использование в рисунке соответствующих характеру музыки
холодных или теплых тонов, ярких, насыщенных или приглушенных оттенков цвета.
Передача эмоционального содержания
музыки через адекватную
выразительность линий (плавные, мягкие или угловатые, резко очерченные и т.д.), создание
композиции, соответствующей музыкальному
образу. Увлеченность заданием, наличие словесных пояснений к рисунку
|
Соответствие
характеру звучания выбранной ребенком холодной
или теплой цветовой гаммы, но при этом однообразие, невыразительность оттенков цветов
и их комбинаций. Невыразительность
линии рисунка (вялость или наоборот прямолинейность), стандартность,
неоригинальность сюжета и композиции в целом. Аккуратность,
старательность, но отсутствие эмоциональной
увлеченности при выполнении
рисунка
|
|
Форма музыкально-игровой деятельности
|
Уровень эмоциональной отзывчивости на музыку
|
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Темброво-шумовой аккомпанемент
|
Соответствие заданному эмоциональному состоянию найденных
ребенком звуковых «красок»-образов
в интонациях голоса, в тембрах
детских инструментов, в шумовых эффектах окружающих предметов. Естественность, гибкость эмоционально-ритмической подстройки при темброво-шумовом аккомпанировании музыкальному звучанию.
Четкое попадание в метроритмическую
сетку, адекватное реагирование на паузы и акценты, на изменение темпа
и динамики звучания
|
Несамостоятельность в выборе инструментов и шумовых эффектов
для воплощения заданных эмоциональных состояний, отсутствие творческого
подхода к подбору звуков-«красок», но при этом выраженный интерес к
звукокрасочным и шумовым эффектам, возникающим в играх со звуками.
Затруднения в процессе аккомпанирования музыке: нечеткость выделения пауз,
акцентов и сильных долей, рассеянность внимания и недостаточная быстрота
реакции на изменение темпа и динамики звучания
|
Произвольный выбор инструмента для игры, не соотносящийся с
заданным эмоциональным состоянием. Желание создать как можно больше шума с
помощью инструмента или, наоборот, боязнь, нежелание извлекать звуки,
отсутствие интереса к звуко-творчеству. Трудности в эмоционально-ритмической
подстройке к звучащей музыке: попадание не в такт, невнимание к паузам,
акцентам, отсутствие реакции на изменения темпа и динамики звучания
|
|
|
|
|
|
Наблюдение в условиях
специально организованного процесса восприятия музыки
Цель — изучить особенности внешнего проявления эмоциональной
отзывчивости детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.
Подготовка исследования. Подобрать 3—4 незнакомых детям музыкальных
произведения разных жанров в соответствии с их возрастом (например:
«Камаринская» М. Глинки, «Марш Фортинбраса» Д. Шостаковича, «Аквариум» К.
Сен-Санса; «Шутка» И.-С. Баха, «Осенняя песнь» П. Чайковского).
Ход наблюдения.
Детям предлагается прослушать контрастные по характеру
музыкальные произведения. Изучают непосредственные реакции детей на музыку.
Музыкальные произведения исполняют или слушают с ребенком с интервалом в 1—2
дня, наблюдая за его мимикой, пантомимикой, речью.
Критериями оценки эмоциональных проявлений ребенка становятся:
желание слушать музыку;
^ сосредоточенность, устойчивость внимания;
^ продолжительность восприятия;
^ двигательная активность, наличие движений, мимических
реакций, вокализация;
^ сила и длительность эмоционального воздействия музыкального
произведения на ребенка.
Результаты.
По уровню экспрессивности в процессе восприятия музыки детей
делят на 3 группы.
1 группа — высокая степень экспрессии в процессе восприятия
музыки;
2 группа — средняя степень экспрессии при восприятии музыки;
3 группа — неэкспрессивное восприятие музыки.
Диагностические игровые ситуации
1. Цель — оценка адекватности восприятия характера музыки ребенком.
Музыкальный материал:
«Шутка» И.-С. Баха, «Осенняя песнь» П. Чайковского.
Ход диагностики. Выбрать игровой персонаж, настроение которого
соответствует характеру исполняемой музыки. Обосновать свой выбор.
2. Цель — выявить представления детей о характере музыки, настроении,
особенности развития умения вербализировать воспринимаемый музыкальный образ.
Ход диагностики. В группе детей проводится конкурс на лучшее
название музыкального произведения. Ребенка просят обосновать выбор названия
прослушанной музыки.
Предлагается несколько контрастных по характеру музыкальных
произведений.
3. Цель — изучение особенностей действенных реакций ребенка на
музыку.
Музыкальный материал:
Д. Кабалевский «Клоуны».
Мотивация: помочь игровому персонажу понять звучащую музыку,
«объяснить» ее, изобразить.
Ход ситуации. Детям предлагается делать под музыку то, что им
хочется делать именно под эту музыку, — рисовать, лепить, двигаться, танцевать
и т. д.
Критерии оценки к диагностическим ситуациям:
^ желание слушать и играть в музыку;
решение ребенком поставленной перед ним задачи;
^ адекватность (правильность) решения;
^ адекватная эмоциональная интерпретация музыкальных произведений.
Беседа с детьми
Цель — выявление общей музыкальной направленности, субкультуры,
информированности ребенка о музыке. Примерные вопросы до прослушивания музыки:
Любишь ли ты слушать музыку? Есть ли у тебя любимая музыка?
Какая? Ты слушаешь музыку дома? Какую? Поешь ли ты с родителями песни? Ты ходил
в театр или на концерт, где слушал музыку? Кто такой композитор? (Как называют
человека, который сочиняет музыку?)
Кто такой Петр Ильич Чайковский? Каких композиторов ты знаешь?
Кто такой музыкант? Кто такой дирижер? Что такое оркестр?
Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Назови их. Что такое
балет? Что такое опера?
Примерные вопросы после прослушивания музыки;
Какое настроение у этой музыки?
Что ты себе представлял, когда слушал музыку?
Что ты чувствовал?
Что ты сейчас слушал: песню, танец или марш? Сколько частей ты
услышал в этой музыке? Всегда ли музыка звучала одинаково, или она менялась?
Какая музыка была по громкости? Как она менялась? Как музыка
изменялась по высоте (регистру)? Звучал оркестр или один инструмент? Какие
музыкальные инструменты ты услышал? |