Характерные проявления ребенка-сочинителя
Критерии детского творчества
|
Варианты детских проявлений, реакций, поведения
|
Интерес к сочинительству, творчеству
|
Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, придумывает,
концентрируется на творческих, созидательных задачах, поглощен самим процессом,
что всегда проявляется внешне и имеет яркую эмоциональную выраженность. Он
постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует известные движения в новый
танец, подбирает на детских музыкальных инструментах знакомые мелодии и
пытается импровизировать, создает новые мелодии
|
Направленность мотивов
художественной деятельности на ее результат (относительно новый продукт)
|
Помимо интереса к самому творческому процессу, огромный
интерес у ребенка вызывает его результат: он всегда знает, что получится в
конце творческого акта (новый музыкальный образ, новая мелодия или песенка,
новый танец и т.д.), и с легкостью готов рассказать об этом. Еще на этапе
рождения замысла у дошкольника появляются представления об окончательном
продукте, ребенок как будто бы дирижирует творческим процессом. Целостность,
последовательность действий в достижении цели отличает ребенка-сочинителя.
Также он с удовольствием включается в художественную деятельность других
детей, рассуждая вслух: «Если бы добавить этому птенцу скорлупку — как будто
юбочку, а сверху
|
Критерии детского творчества
|
Варианты детских проявлений, реакций, поведения
|
|
скорлупку — как будто шапочку, то получится настоящий
танцовщик из музыки» (о воплощенном в рисунке музыкальном образе «Балета
невылупившихся птенцов» М. Мусоргского) или «Ты играй на металлофоне, а здесь
необходимо ударить в барабан, тогда получится красивый марш» и т.д.
|
Качество способов творческих действий
|
Ребенок-сочинитель прекрасно владеет умениями передавать
музыкальный образ средствами художественной выразительности и особыми
средствами музыкальной выразительности, адекватно использует их в передаче
образа. Он самостоятельно готов изменять, дополнять, комбинировать известные
элементы, применять умения в новых условиях, новых ситуациях, предлагать
новые варианты решения типовых задач. В совокупности характер умений
формирует индивидуальный почерк творческого воплощения дошкольника, который
всегда проявляется в художественной деятельности: рисунки, аппликация, лепка,
танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, пение, игры
такого ребенка всегда ярко отличаются от результатов художественной
деятельности других детей
|
Качество продукции
|
Продукцию детей-сочинителей всегда отличают: субъективная
новизна продукта, которая заключается в открытии нового для себя ребенком о
мире и о себе (не знал до творческого акта, а теперь знает, имеет
представление; никогда не сочинял песенки на знакомые детские стихи, а теперь
делает это прекрасно, порождая новые песенки для своих друзей и т.п.),
элементарность, простота, неповторимость, разнообразие и изобразительность
созданного продукта
|
Импровизация
|
Наблюдается непосредственность детских творческих
высказываний и действий ребенка; демонстрация виртуозной легкости владения
умениями; импульсивность внезапного творческого озарения в звуках, звуковых
экспромтах и сразу в законченном виде
|
Рассмотрим пример описания позиции «ребенок-сочинитель» по
результатам педагогической диагностики.
Даша Л. (6 лет)
Больше всего девочка любит создавать художественные образы в
рисунках и музыке. Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны в
личном опыте ребенка, несмотря на разницу средств выразительности. Созданный
на бумаге образ ребенок пытается самостоятельно оживить с помощью мелодии или
песенки, которая рождается в результате голосовой звуковой импровизации или в
комбинировании знакомых песенок в одну, например, запев из одной песни, куплет
из другой, а припев из третьей, но в целом получается гармоничное законченное
вокальное произведение, очень интересное. Качество создаваемого продукта
высокое, наблюдается соответствие художественного образа в рисунке и
художественно-музыкального образа.
Даша с удовольствием принимает участие в создании оригинальных
мелодических фраз и песенок на предлагаемые музыкальным педагогом тексты. В
самостоятельной деятельности наблюдалась попытка создания музыкальной арии
Госпожи Метелицы из одноименной сказки, которой были увлечены дети на
протяжении долгого времени, готовясь к ее постановке. Необходимо отметить, что
девочка точно знала, какой образ она хочет создать и как это выразить с помощью
музыки и движения.
Ребенка привлекают музыкальные игры, очень часто она
становится их организатором в самостоятельной детской деятельности: свободно
придумывает музыкальные образы и сюжетные ходы, подбирает необходимые
атрибуты, импровизирует в их использовании в игровом процессе. |