Цель - изучить особенности ценностного отношения детей
старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому
образу жизни.
Для достижения обозначенной цели используется методика
«Неоконченные предложения».
Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает
предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.
1. Здоровый человек — это...
2. Мое здоровье...
3. Иногда я болею, потому что...
4. Когда я болею, мне помогают...
5. Когда у человека что-то болит, то он...
6. Я хочу, чтобы у меня было много здоровья, потому
что...
7. Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...
8. Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...
9. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы
загадал...
10. Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию,
то...
11. Когда мои друзья болеют, то я...
12. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...
Контент-анализ детских высказываний направлен на
понимание осознания ребенком смысла здоровья и здорового образа жизни,
отношения к ним. Такой анализ позволяет выявить, сколько признаков, качеств,
свойств, действий, правил здоровья и здорового образа жизни знает ребенок и как
к ним относится, как понимает их. Рассказы детей позволяют сделать вывод о
ценностном или отрицательно ценностном отношении дошкольников к здоровью и
жизни человека, установить, понимают ли дети взаимную зависимость между этими
понятиями. Обратите внимание на творчество ребенка в процессе сочинения истории
или рассказа, так как образы здоровья, их ассоциативность и оригинальность
подскажут истинность отношения ребенка к изучаемому предмету.
Так же как и с детьми младшего—среднего дошкольного
возраста, хорошей иллюстрацией к отношению детей шестого, седьмого годов жизни
будет наблюдение за поведением ребенка в течение некоторого времени (от
нескольких дней до 1—2 недель). В ходе наблюдения фиксируются:
^ устойчивость и направленность любых действий и
деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни;
^ бережное, уважительное и заботливое отношение к близким
людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру;
^ мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья
окружающих
людей, сверстников и взрослых, общества в целом;
^ свободное оперирование своими возможностями и верой в
собственные силы в решении здоровьесберегающих задач;
^ осознание и принятие нравственных эталонов
жизнедеятельности (гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности,
справедливости, трудолюбия и др.);
^ осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни.
Результаты наблюдения также рекомендуется оформить в
таблицу, составленную по аналогии с таблицами наблюдения за детьми младшего и
среднего дошкольного возраста.
Отношение ребенка _(лет, мес) к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)
Критерии
|
Проявляется
|
Не
проявляется
|
Проявляется избирательно
|
Примечания
|
Устойчивость и направленность любых действий и
деятельности дошкольника на ценность здоровья и человеческой жизни
|
|
|
|
|
Бережное, уважительное и заботливое отношение к близким
людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру
|
|
|
|
|
Мотивация к сбережению своего здоровья и здоровья
окружающих людей, сверстников и взрослых, общества в целом
|
|
|
|
|
Свободное оперирование своими возможностями и верой в
собственные силы в решении здоровьесберегающих задач
|
|
|
|
|
Осознание и принятие нравственных эталонов жизнедеятельности
{гуманности, доброты, заботы, понимания, уважения, честности, справедливости,
трудолюбия и др.)
|
|
|
|
|
Осознание себя субъектом здоровья и здоровой жизни |
|