Критерии анализа
особенностей развития интереса детей старшего дошкольного возраста к
традиционной русской культуре: ^ интерес детей к истории России, к некоторым составляющим ее
материальной и духовной культуры;
^ представления детей о некоторых особенностях старинного
русского быта, отдельных обрядовых праздниках и наиболее важных нравственных
ценностях русского народа;
^ желание детей отражать
представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной,
театрализованной;
^ самостоятельность суждений.
Для объяснения результатов диагностики очень важно изучить своеобразие
отношения родителей и воспитателей к организации работы по приобщению детей к
традиционной русской культуре.
Задачи:
1. Определить отношение родителей к традиционной культуре России
и необходимости приобщения детей к основам русской материальной и духовной
культуры.
2. Выявить отношение педагогов в целом к проблеме патриотического
воспитания детей и к необходимости организации работы по приобщению детей к
традиционной русской культуре'.
3. Проанализировать предметно-развивающую среду с позиции наличия
в ней материалов, способствующих приобщению детей к традиционной русской
культуре.
Реализации названных задач способствуют: анкетирование родителей
и анкетирование воспитателей, беседа с воспитателями группы, анализ планов
воспитательной работы и анализ предметно-развивающей среды.
Анкетирование родителей
Цель — выяснить отношение родителей к традиционной культуре
России и необходимости приобщения детей к основам русской материальной и
духовной культуры.
Вопросы анкеты для родителей детей среднего и старшего дошкольного
возраста:
Любите ли вы Родину? Почему?
Как вы считаете, есть ли интерес к Родине у вашего ребенка?
Что вы рассказываете своему ребенку о Родине? Знаете ли вы русские народные
игры и игрушки? Какие? Знаете ли вы особенности бытовой жизни русского человека
в традиционной культуре:
— особенности одежды;
— особенности посуды;
— особенности мебели;
— особенности устройства дома русского человека?
Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с традиционной материальной
культурой русских людей?
Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с народными играми и
игрушками? Почему? Для чего?
Какие народные игрушки есть у вас дома? В какие из них любит
играть ваш ребенок?
Любит ли ваш ребенок русские народные сказки? Какие? Почему?
Вы часто рассказываете ему русские народные сказки?
Любит ли ваш ребенок колыбельные песни? Как часто вы их поете?
Знает ли он тексты колыбельных песен?
Любит ли ваш ребенок потешки, небылицы и другие малые фольклорные
тексты? Как часто вы их используете в общении с ребенком?
Знает ли ваш ребенок потешки, небылицы и другие малые фольклорные
тексты?
Вопросы для родителей детей старшего дошкольного возраста:
Знает ли ребенок особенности устройства дома русского человека
в традиционной культуре?
Знает ли ребенок особенности природы России?
Любит ли он русскую природу? Что именно?
Знает ли ребенок традиционные народные праздники? Какие?
Проводятся ли народные праздники у вас дома?
Знает ли ваш ребенок пословицы русского народа? Как часто вы
их используете в общении с ребенком? Понимает ли он их смысл?
Анкетирование педагогов
Цель — выявить отношение педагогов в целом к проблеме патриотического
воспитания детей и к необходимости организации работы по приобщению детей к
традиционной русской культуре.
Вопросы анкеты:
Продолжите фразу: «Патриотическое воспитание — это...» Как бы
вы определили, что такое Родина?
Как вы считаете, есть ли интерес к Родине у ваших воспитанников?
Кто главным образом способствовал этому — вы или родители? Что
вы рассказываете детям об истории России? Назовите тему последнего занятия по
народной культуре. Знаете ли вы особенности бытовой жизни русского человека в
традиционной культуре:
— особенности одежды;
— особенности посуды;
— особенности мебели;
— особенности устройства дома русского человека?
Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с традиционной материальной
культурой русских людей?
Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с народными играми и
игрушками? Почему? Для чего?
Какие виды народных игр вы знаете? Приведите пример на каждый
вид.
Какие народные игрушки есть у вас в группе? В какие из них
любят играть дети?
В какие народные игры любят играть ваши воспитанники?
Любят ли дети вашей группы русские народные сказки? Какие?
Почему?
Вы часто рассказываете им русские народные сказки? Любят ли
дети вашей группы колыбельные песни? Знают ли они тексты колыбельных песен?
Любят ли дети вашей группы потешки, небылицы и другие малые
фольклорные тексты?
Как часто вы их используете в общении с детьми?
Знают ли дети вашей группы потешки, небылицы и другие малые
фольклорные тексты?
Знают ли дети вашей группы особенности бытовой жизни русского
человека в традиционной культуре:
— особенности одежды;
— особенности посуды;
— особенности мебели?
Дополнительные вопросы
для воспитателей старших групп детского сада:
Знают ли дети вашей группы особенности устройства дома русского
человека в традиционной культуре?
Знают ли дети вашей группы особенности природы России? Знают
ли дети вашей группы пословицы русского народа? Как часто вы их используете в
общении с детьми? Понимают ли они их смысл?
Знают ли дети вашей группы традиционные народные праздники?
Какие?
Проводятся ли народные праздники в детском саду? Какие?
Нравится ли детям в них участвовать?
Кто, по вашему мнению, главным образом должен проводить работу
по воспитанию любви к России? (Только родители / только детский сад / родители
совместно с воспитателями / школа / другое.)
Какие трудности в решении данной проблемы вы испытываете? (Не
хватает методик по указанной проблеме / мало дидактического материала / нет
заинтересованности родителей данной проблемой / нет помощи родителей в развитии
интереса детей к Родине / детей сложно заинтересовать этой темой.)
Ответы подвергаются качественному анализу. Эта информация помогает
оценить условия воспитания у детей отношения к традиционной русской культуре.
Беседа с воспитателями
группы
Цель — выявление отношения педагогов к проблеме патриотического
воспитания дошкольников, к необходимости организации работы по приобщению
детей к традиционной русской культуре, знание норм и методов приобщения к
русской традиционной культуре.
Вопросы:
Как вы считаете, нужно ли начинать знакомство детей дошкольного
возраста с историей России? Почему?
Как вы считаете, нужно ли начинать знакомство детей дошкольного
возраста с традиционной культурой России? Почему?
Какие аспекты в истории России целесообразнее выбирать для
развития и поддержания интереса детей к России?
Какие формы работы вы используете для:
— знакомства детей с историей России;
— знакомства детей с традиционной культурой России;
— развития и поддержания интереса к России?
Какие методы и приемы, на ваш взгляд, будут наиболее эффективны
для:
— знакомства детей с историей России;
— знакомства детей с ее традиционной культурой;
— развития и поддержания интереса к России?
Анализ планов
воспитательной работы
Цель — выявление наличия системы работы по приобщению дошкольников
к традиционной культуре России. Критерии:
^ наличие форм и методов работы по развитию интереса к России;
V наличие в плане форм и методов работы по ознакомлению детей
с народной игрой и игрушкой;
* наличие в плане форм и методов работы, связанных с ознакомлением
детей с традиционным русским бытом;
^ наличие в плане форм и методов работы по ознакомлению детей
5—7 лет с нравственными ценностями русского народа;
^ наличие в плане форм и методов работы, связанных с применением
устного народного творчества в разных видах детской деятельности;
^ наличие в плане форм и методов работы по ознакомлению детей
5—7 лет с историей России;
^ планирование работы с родителями по ознакомлению детей с традиционной
народной культурой; системность планирования;
^ систематичность планирования.
Анализ
предметно-развивающей среды группы детского сада
Цель — изучить возможности предметно-развивающей среды в
приобщении дошкольников к традиционной культуре России. Критерии:
^ наличие и использование в совместной и самостоятельной
деятельности детей пособий (оборудования), способствующего развитию интереса к
истории страны;
^ наличие и использование в совместной и самостоятельной
деятельности детей книг, альбомов, аудиокассет, знакомящих с народными
игрушками, сказками, традиционным русским бытом;
^ наличие и использование в совместной и самостоятельной
деятельности детей атрибутов для проведения народных игр;
^ наличие и использование в совместной и самостоятельной
деятельности детей народных игрушек;
^ наличие и использование в совместной и самостоятельной
деятельности детей материалов развивающего уголка «Мой дом — моя страна»;
^ наличие картотеки «Народные игры», «Песни, пестушки, потешки»,
«Небылицы», «Пословицы русского народа»;
^ соответствие материалов дидактическим принципам организации
и функционирования предметно-развивающей среды.
В целом
диагностические задания способствуют выявлению отношения родителей и педагогов
к проблеме необходимости приобщения детей к традиционной русской культуре. |