Критерии для определения типа работоспособности ребенка
шестого года жизни по результатам педагогического наблюдения (составлены с учетом рекомендаций Ю.Ф.
Змановского, 1989)
Время ДНЯ
|
Утренний тип работоспособности
|
Количество баллов
|
Вечерний тип работоспособности
|
Количество баллов
|
Первая половина дня
|
1. Утром просыпается быстро.
2. С желанием занимается в утренние часы.
3. Быстро находит себе занятие.
4. Преимущественно жизнерадостен и доброжелателен.
5. Часто
не нуждается в помощи и
поддержке со стороны воспитателя
|
|
1. Утром просыпается медленно.
2. Без желания занимается в утренние часы.
3. Долго выбирает себе занятие.
4. Часто плаксив и раздражителен.
5. Стремится получить помощь и поддержку со стороны
воспитателя
|
|
Вторая половина дня
|
1. После дневного
сна просыпается медленно.
2. Часто плаксив и раздражителен.
3. Без желания занимается во второй половине дня.
4. Долго выбирает себе занятие.
|
|
1. После дневного сна просыпается быстро.
2. С желанием занимается во второй половине дня.
3. Быстро находит себе занятие.
4. Преимущественно жизнерадостен и доброжелателен.
|
|
|
5. Стремится
получить помощь и поддержку со стороны воспитателя.
6. Вечером хочет спать.
7. Засыпает быстро
|
|
5. Часто
не нуждается в помощи
и поддержке со стороны воспитателя.
6. Засыпает медленно
|
|
|
Всего баллов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За каждый признак, соответствующий поведению «утреннего
типа», ребенку ставится +1 балл, «вечернего типа» — —1 балл. К ярко выраженному
«утреннему типу» относятся дети, набравшие + 12 баллов, к «вечернему» — -12
баллов. Дети с равновыраженными признаками активного поведения в первой и
второй половинах дня относятся к «аритмикам» с плюсом, дети с равновыражеиными
признаками вялого, пассивного поведения относятся к «аритмикам» с минусом.
Дополнительные задания на изучение психомоторного
развития дошкольников
Сроки возникновения определенных произвольных движений
свидетельствуют об уровне зрелости нервных процессов. В свою очередь
функциональная зрелость нервной системы обусловливает способность к проявлению
произвольных действий. Поэтому не случайно на первых этапах развития ребенка
именно движения позволяют судить о благополучии или отставании его
нервно-психического развития от возрастных норм. Ниже приводятся
диагностические методики, предложенные Н. О. Озерецким и Н. И. Гуревичем для
оценки психомоторного развития дошкольника. Эти методики являются простыми по
применению, информативными по содержанию и статистически достоверными.
|