Метод вербальных выборов
(Е. О. Смирнова)
В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на
вопросы: С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не
станешь?
Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения, а кого
ни за что не пригласишь?
С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?
В результате каждый из детей получает от сверстников
определенное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей
заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.
Имя
|
Саша П.
|
Оля В.
|
Юра М.
|
Таня Д.
|
Саша П.
|
|
—
|
—
|
|
Оля В.
|
—
|
|
|
+
|
Юра М.
|
+
|
—
|
|
+
|
Таня Д.
|
+
|
|
—
|
|
Положительный выбор
|
2
|
0
|
!
|
3
|
Отрицательный выбор
|
1
|
1
|
2
|
0
|
Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, полученных
каждым ребенком от сверстников, позволяет понять, каково положение ребенка в
группе, и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети,
не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора (они остаются
как бы вне внимания сверстников), а также дети, получившие преимущественно
отрицательные выборы, то есть сверстники активно выражают свое нежелание
общаться с ними.
В целом сопоставление результатов методик «Подари
открытку», «Новоселье», «Новый детский сад», «Вербальный выбор» помогает воспитателю
получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у
каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся
ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и
антипатий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспитательной
работы.
Информативным методом выявления эмоционального самочувствия
старшего дошкольника в коллективе, его отношения к детям и воспитателю является
рисование на тему «Я в детском саду».
Анализ детских рисунков на тему «Я в детском саду»
Содержание ситуации. Дети сидят за отдельными столами. У
каждого — лист бумаги, подписанный именем ребенка, и цветные карандаши.
Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в детском саду, подчеркивает, что
каждый должен придумать, как он изобразит себя — одного или с ребятами, с
воспитателем, а может быть, с игрушками, книжками и т. п. Надо сначала
подумать, а затем нарисовать.
Во время рисования отмечается эмоциональное состояние
детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные карандаши;
или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают
свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса; или,
наоборот, возвращаются и просят разрешения дорисовать что-то еще в своем
рисунке. Поведение детей служит косвенным свидетельством личного отношения
ребенка к детскому саду.
Анализируя детские рисунки, необходимо обратить внимание
на то, как изобразил себя ребенок — одного, или вместе со сверстниками, или с
лучшим другом, присутствуют ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки
детского сада (игрушки, аквариум и пр.). Если ребенок нарисовал себя без
сверстников и взрослых или на расстоянии от них или изобразил себя значительно
меньшего размера по сравнению с другими фигурами, это свидетельствует о
неудовлетворенности в дружеских контактах, ощущении некоторой изолированности
от других.
Если рисунок выполнен с использованием разных цветов, с
проработкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изображены
друзья, воспитатель, это свидетельствует о положительном самочувствии в детском
саду.
В каждом случае (особенно если рисунок выполнен небрежно,
темными цветами, с наличием жесткой штриховки, очень мелких фигур, острых
предметов, с отсутствием людей или на расстоянии от них) необходимо
побеседовать с ребенком о содержании рисунка. При этом надо проявить искренний
интерес к рисунку, доброжелательно и естественно провести разговор, чтобы
ребенок не замкнулся, выяснить его замысел, а также попросить рассказать о
том, что бы он изобразил на своем рисунке, если бы ходил в другой детский сад.
В такой беседе можно выявить многие проблемы, связанные с пребыванием ребенка в
детском саду и его взаимоотношениями с детьми.
Полученные данные могут быть дополнены и уточнены с
помощью теста «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»,
который выполняют воспитатели, работающие с детьми старшего дошкольного
возраста.
Тест «Эмоциональное
благополучие ребенка в группе детского сада»
(Г.Любина, Л.Микулик)
№
|
Вопросы
|
Да
|
Нет
|
1
|
Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе и
ему рады?
|
|
|
2
|
Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно
выбирать материалы, игрушки, пособия?
|
|
|
3
|
Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?
|
|
|
4
|
Имеет ли ребенок право на отказ от участия в
коллективной (совместной) деятельности?
|
|
|
5
|
Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ
действий с материалами, пособиями, игрушками?
|
|
|
6
|
Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп
работы?
|
|
|
7
|
Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в
том числе двигательную?
|
|
|
8
|
Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может
ли предложить что-то изменить, переоборудовать в интерьере?
|
|
|
9
|
Ощущает ли ребенок свою значимость для всех взрослых,
работающих в детском саду?
|
|
|
10
|
Ощущает ли ребенок свою значимость для сверстников, их
дружеское отношение к себе?
|
|
|
11
|
Ощущает ли себя достойным человеком, уверенным в своих
возможностях, успешным в делах?
|
|
|
|
12
|
Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?
|
|
|
|
13
|
Ощущает ли зависимость от настроения старших,
воспитателей?
|
|
|
|
14
|
Уверен ли ребенок, что послушание — его главное достоинство
в детском саду?
|
|
|
|
15
|
Понимает ли, что в присутствии «проверяющих» надо вести
себя образцово, не так, как всегда?
|
|
|
|
16
|
Уверен ли ребенок, что нельзя задавать «неприличные
вопросы» воспитателю?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных.
Если на большинство вопросов, с 1 по 11, воспитатели
ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 — отрицательно, то ребенок в
группе детского сада ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатели
утвердительно ответили на большинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на
большую часть вопросов, с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии
эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в
обстановке группы.
Анализ результатов разных методик позволяет представить
реальную ситуацию эмоционального благополучия и отношений со сверстниками
каждого ребенка в группе и перейти к более глубокому изучению особенностей,
содержания и направленности детских взаимоотношений.
Следует подчеркнуть, что структура детских
взаимоотношений включает в себя когнитивный компонент (представление о
сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаимоотношений,
способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности,
умение дать оценку поступкам), эмоциональный компонент (переживание
положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание
эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка),
поведенческо-деятельностный компонент (умение следовать в общении правилам и
нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, проявлять
коммуникативную активность и взаимопонимание).
Педагогическая
диагностика направляется на изучение детских взаимоотношений в единстве
составляющих их компонентов. |