Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 25.04.2024, 11:31

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

МЕТОД ВЕРБАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ. ТЕСТ «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»
Метод вербальных выборов

(Е. О. Смирнова)

В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы: С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь?

Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?

С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате каждый из детей получает от сверстников опреде­ленное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.

Имя

Саша П.

Оля В.

Юра М.

Таня Д.

Саша П.

 

 

Оля В.

 

 

+

Юра М.

+

 

+

Таня Д.

+

 

 

Положительный выбор

2

0

!

3

Отрицательный выбор

1

1

2

0

Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, по­лученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять, каково положение ребенка в группе, и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора (они остаются как бы вне внимания сверстников), а также дети, получившие преимущест­венно отрицательные выборы, то есть сверстники активно выражают свое нежелание общаться с ними.

В целом сопоставление результатов методик «Подари открытку», «Новоселье», «Новый детский сад», «Вербальный выбор» помогает воспитателю получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и анти­патий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспи­тательной работы.

Информативным методом выявления эмоционального самочувст­вия старшего дошкольника в коллективе, его отношения к детям и воспитателю является рисование на тему «Я в детском саду».

Анализ детских рисунков на тему «Я в детском саду»

Содержание ситуации. Дети сидят за отдельными столами. У каж­дого — лист бумаги, подписанный именем ребенка, и цветные каран­даши. Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в детском саду, подчеркивает, что каждый должен придумать, как он изобразит себя — одного или с ребятами, с воспитателем, а может быть, с игрушками, книжками и т. п. Надо сначала подумать, а затем нарисовать.

Во время рисования отмечается эмоциональное состояние детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные ка­рандаши; или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса; или, наоборот, возвращаются и про­сят разрешения дорисовать что-то еще в своем рисунке. Поведение детей служит косвенным свидетельством личного отношения ребенка к детскому саду.

Анализируя детские рисунки, необходимо обратить внимание на то, как изобразил себя ребенок — одного, или вместе со сверстниками, или с лучшим другом, присутствуют ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум и пр.). Если ребенок нари­совал себя без сверстников и взрослых или на расстоянии от них или изобразил себя значительно меньшего размера по сравнению с другими фигурами, это свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских кон­тактах, ощущении некоторой изолированности от других.

Если рисунок выполнен с использованием разных цветов, с про­работкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изо­бражены друзья, воспитатель, это свидетельствует о положительном самочувствии в детском саду.

В каждом случае (особенно если рисунок выполнен небрежно, темными цветами, с наличием жесткой штриховки, очень мелких фигур, острых предметов, с отсутствием людей или на расстоянии от них) необходимо побеседовать с ребенком о содержании рисунка. При этом надо проявить искренний интерес к рисунку, доброжела­тельно и естественно провести разговор, чтобы ребенок не замкнул­ся, выяснить его замысел, а также попросить рассказать о том, что бы он изобразил на своем рисунке, если бы ходил в другой детский сад. В такой беседе можно выявить многие проблемы, связанные с пребыванием ребенка в детском саду и его взаимоотношениями с детьми.

Полученные данные могут быть дополнены и уточнены с помощью теста «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада», который выполняют воспитатели, работающие с детьми старшего до­школьного возраста.

 

Тест  «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»

(Г.Любина, Л.Микулик)

Вопросы

Да

Нет

1

Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе и ему рады?

 

 

2

Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, игрушки, пособия?

 

 

3

Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

 

 

4

Имеет ли ребенок право на отказ от участия в коллективной (совместной) деятельности?

 

 

5

Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материа­лами, пособиями, игрушками?

 

 

6

Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

 

 

7

Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигатель­ную?

 

 

8

Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить, переоборудовать в интерьере?

 

 

9

Ощущает ли ребенок свою значимость для всех взрослых, работающих в дет­ском саду?

 

 

10

Ощущает ли ребенок свою значимость для сверстников, их дружеское отно­шение к себе?

 

 

11

Ощущает ли себя достойным человеком, уверенным в своих возможностях, успешным в делах?

 

 

 

12

Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?

 

 

 

13

Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?

 

 

 

14

Уверен ли ребенок, что послушание — его главное достоинство в детском саду?

 

 

 

15

Понимает ли, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, не так, как всегда?

 

 

 

16

Уверен ли ребенок, что нельзя задавать «неприличные вопросы» воспитателю?

 

 

 









Обработка данных.

Если на большинство вопросов, с 1 по 11, вос­питатели ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 — отрица­тельно, то ребенок в группе детского сада ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатели утвердительно ответили на боль­шинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на большую часть во­просов, с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в обстановке группы.

Анализ результатов разных методик позволяет представить реаль­ную ситуацию эмоционального благополучия и отношений со сверс­тниками каждого ребенка в группе и перейти к более глубокому изу­чению особенностей, содержания и направленности детских взаимо­отношений.

Следует подчеркнуть, что структура детских взаимоотношений включает в себя когнитивный компонент (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаи­моотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам), эмоцио­нальный компонент (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка), поведенческо-деятельностный компонент (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, прояв­лять коммуникативную активность и взаимопонимание).

Педагогическая диагностика направляется на изучение детских взаимоотношений в единстве составляющих их компонентов.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 8740 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru