Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 23.09.2018, 07:25

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

МЕТОД ВЕРБАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ. ТЕСТ «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»
Метод вербальных выборов

(Е. О. Смирнова)

В индивидуальной беседе ребенку предлагают ответить на вопросы: С кем из детей группы ты хотел бы дружить, а с кем дружить ты не станешь?

Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения, а кого ни за что не пригласишь?

С кем ты бы хотел сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате каждый из детей получает от сверстников опреде­ленное количество отрицательных и положительных выборов. Ответы детей заносятся в общую таблицу, фрагмент которой приводится ниже.

Имя

Саша П.

Оля В.

Юра М.

Таня Д.

Саша П.

 

 

Оля В.

 

 

+

Юра М.

+

 

+

Таня Д.

+

 

 

Положительный выбор

2

0

!

3

Отрицательный выбор

1

1

2

0

Сравнение суммы положительных и отрицательных выборов, по­лученных каждым ребенком от сверстников, позволяет понять, каково положение ребенка в группе, и оценить степень его благополучия. Особого внимания заслуживают дети, не получившие от сверстников ни положительного, ни отрицательного выбора (они остаются как бы вне внимания сверстников), а также дети, получившие преимущест­венно отрицательные выборы, то есть сверстники активно выражают свое нежелание общаться с ними.

В целом сопоставление результатов методик «Подари открытку», «Новоселье», «Новый детский сад», «Вербальный выбор» помогает воспитателю получить данные о том, как фактически складываются отношения со сверстниками у каждого ребенка в детском саду, как эмоционально переживается им сложившаяся ситуация общения, а также оценить общую картину взаимоотношений, симпатий и анти­патий детей в группе и наметить конкретные пути дальнейшей воспи­тательной работы.

Информативным методом выявления эмоционального самочувст­вия старшего дошкольника в коллективе, его отношения к детям и воспитателю является рисование на тему «Я в детском саду».

Анализ детских рисунков на тему «Я в детском саду»

Содержание ситуации. Дети сидят за отдельными столами. У каж­дого — лист бумаги, подписанный именем ребенка, и цветные каран­даши. Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в детском саду, подчеркивает, что каждый должен придумать, как он изобразит себя — одного или с ребятами, с воспитателем, а может быть, с игрушками, книжками и т. п. Надо сначала подумать, а затем нарисовать.

Во время рисования отмечается эмоциональное состояние детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные ка­рандаши; или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса; или, наоборот, возвращаются и про­сят разрешения дорисовать что-то еще в своем рисунке. Поведение детей служит косвенным свидетельством личного отношения ребенка к детскому саду.

Анализируя детские рисунки, необходимо обратить внимание на то, как изобразил себя ребенок — одного, или вместе со сверстниками, или с лучшим другом, присутствуют ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум и пр.). Если ребенок нари­совал себя без сверстников и взрослых или на расстоянии от них или изобразил себя значительно меньшего размера по сравнению с другими фигурами, это свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских кон­тактах, ощущении некоторой изолированности от других.

Если рисунок выполнен с использованием разных цветов, с про­работкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изо­бражены друзья, воспитатель, это свидетельствует о положительном самочувствии в детском саду.

В каждом случае (особенно если рисунок выполнен небрежно, темными цветами, с наличием жесткой штриховки, очень мелких фигур, острых предметов, с отсутствием людей или на расстоянии от них) необходимо побеседовать с ребенком о содержании рисунка. При этом надо проявить искренний интерес к рисунку, доброжела­тельно и естественно провести разговор, чтобы ребенок не замкнул­ся, выяснить его замысел, а также попросить рассказать о том, что бы он изобразил на своем рисунке, если бы ходил в другой детский сад. В такой беседе можно выявить многие проблемы, связанные с пребыванием ребенка в детском саду и его взаимоотношениями с детьми.

Полученные данные могут быть дополнены и уточнены с помощью теста «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада», который выполняют воспитатели, работающие с детьми старшего до­школьного возраста.

 

Тест  «Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада»

(Г.Любина, Л.Микулик)

Вопросы

Да

Нет

1

Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе и ему рады?

 

 

2

Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, игрушки, пособия?

 

 

3

Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

 

 

4

Имеет ли ребенок право на отказ от участия в коллективной (совместной) деятельности?

 

 

5

Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материа­лами, пособиями, игрушками?

 

 

6

Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

 

 

7

Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигатель­ную?

 

 

8

Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить, переоборудовать в интерьере?

 

 

9

Ощущает ли ребенок свою значимость для всех взрослых, работающих в дет­ском саду?

 

 

10

Ощущает ли ребенок свою значимость для сверстников, их дружеское отно­шение к себе?

 

 

11

Ощущает ли себя достойным человеком, уверенным в своих возможностях, успешным в делах?

 

 

 

12

Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?

 

 

 

13

Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?

 

 

 

14

Уверен ли ребенок, что послушание — его главное достоинство в детском саду?

 

 

 

15

Понимает ли, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, не так, как всегда?

 

 

 

16

Уверен ли ребенок, что нельзя задавать «неприличные вопросы» воспитателю?

 

 

 









Обработка данных.

Если на большинство вопросов, с 1 по 11, вос­питатели ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 — отрица­тельно, то ребенок в группе детского сада ощущает эмоциональное благополучие. Если же воспитатели утвердительно ответили на боль­шинство вопросов с 12 по 16 и отрицательно на большую часть во­просов, с 1 по 11, это свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия и наличии эмоционально травмирующих элементов в обстановке группы.

Анализ результатов разных методик позволяет представить реаль­ную ситуацию эмоционального благополучия и отношений со сверс­тниками каждого ребенка в группе и перейти к более глубокому изу­чению особенностей, содержания и направленности детских взаимо­отношений.

Следует подчеркнуть, что структура детских взаимоотношений включает в себя когнитивный компонент (представление о сверстниках как партнерах общения, знание норм и правил положительных взаи­моотношений, способов взаимодействия со сверстниками в общении и совместной деятельности, умение дать оценку поступкам), эмоцио­нальный компонент (переживание положительных чувств в общении, эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального состояния и настроения сверстника, эмоциональная поддержка), поведенческо-деятельностный компонент (умение следовать в общении правилам и нормам, регулировать свои действия и эмоции, вести диалог, прояв­лять коммуникативную активность и взаимопонимание).

Педагогическая диагностика направляется на изучение детских взаимоотношений в единстве составляющих их компонентов.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (06.03.2014)
Просмотров: 3692 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru