Методика изучения состояния сердечно-сосудистой и
дыхательной систем организма
Степень физического развития позволяет в определенной
мере судить о функциональном состоянии систем организма. Для оценки
функционального состояния организма, кроме того, используют показатели
сердечно-сосудистой системы: систолическое давление (максимальное),
диастолическое давление (минимальное), пульсовое давление.
Максимальное АД (артериальное давление) можно рассчитать
по формуле
100 + н,
где Н — возраст в годах. При этом допустимы колебания +15
мм рт. ст.
Минимальное АД составляет 1/2—2/3 от максимального.
Пульсовое давление определяется разностью между
систолическим и диастолическим давлением.
Повышение уровня АД выше установленных норм может свидетельствовать
о пограничной гипертонии, нефритах, некоторых пороках сердца, эндокринных
заболеваниях, о неправильном (неадекватном) двигательном режиме, может быть
следствием избыточной массы тела. Снижение АД может наблюдаться при хронической
недостаточности кровообращения, острой сосудистой недостаточности и прочих
заболеваниях.
По частоте пульса и пульсовому давлению можно рассчитать
коэффициент выносливости КВ:
КВ = П х 100 / ПД,
где П — пульс;
ПД — пульсовое давление.
По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются.
Показатели коэффициента выносливости у детей
Возраст, лет
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Коэффициент выносливости
|
30
|
29
|
25
|
23
|
Наряду с перечисленными параметрами для оценки состояния
организма можно использовать функциональные пробы, характеризующие реакцию
организма на физические нагрузки. Для детей 4—7 лет вполне доступной является
такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов пробы производят по
степени учащения пульса и дыхания; по времени возвращения показателей к
исходным величинам.
В норме после физической нагрузки пульс учащается на
25—50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4—6 ед. в минуту. При
этом эти показатели должны вернуться к исходным величинам через 2— 3 минуты.
Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более
значительное увеличение показателей дыхания.
Наиболее распространенным тестом для оценки физической
работоспособности является степ-тест — подъем на ступеньку или гимнастическую
скамейку высотой до 35 см. Детям предлагают две нагрузки возрастающей
мощности: 1) подъем на скамейку с частотой восхождений 22 раза в минуту; 2)
подъем с частотой восхождений 30 раз в минуту. Длительность каждой нагрузки 2
минуты, а отдых между ними 3 минуты.
Увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на
45—60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме.
Показатели физической работоспособности детей W (кг.
м/мин)
Возраст, лет
|
Мальчики
|
Девочки
|
4
|
109 + 20,1
|
105 + 18,7
|
5
|
135 + 31,5
|
128,4 + 23,6
|
6
|
154,1 + 43,6
|
136,4 + 36,8
|
7
|
208,4 + 46,0
|
199,3 + 47,2
|
Величина физической работоспособности у дошкольников
имеет значительные индивидуальные колебания (различия) и зависит от физической
подготовленности, физического развития детей и двигательного режима.
Существенное влияние на физическую работоспособность
оказывает состояние дыхательной системы. Показателями ее развития служат
жизненная емкость легких, а также результаты тестов на задержку дыхания на
вдохе и выдохе.
Средние физиологические показатели жизненной емкости
легких у детей 3—7 лет
Пол
|
Возраст, лет
|
Жизненная емкость легких, мл
|
Мальчики
|
3
|
500-800
|
|
4
|
650-1000
|
|
5
|
1100-1500
|
|
6
|
1500-1800
|
|
7
|
1700-2200
|
Девочки
|
3
|
400-800
|
|
4
|
650-1000
|
|
5
|
1100-1400
|
|
6
|
1300-1800
|
|
7
|
1500-2000
|
Тесты на задержку дыхания показывают степень
переносимости организмом гипоксии, служат важным показателем адаптационного
ресурса организма. Ребенку предлагается «поиграть в водолаза»: сделать вдох,
выдох, вдох и задержать дыхание (зажать свой нос пальцами), во втором случае —
сделать вдох, выдох, вдох, выдох, задержать дыхание.
Время задержки дыхания у дошкольников, с
Возраст, годы
|
Мальчики
|
Девочки
|
на вдохе
|
на выдохе
|
па вдохе
|
на выдохе
|
5
|
24
|
12
|
27
|
12
|
6
|
30
|
14
|
20
|
14
|
7
|
36
|
¡4
|
30
|
15
|
Характер физической работоспособности, адаптационный
ресурс организма связан и с состоянием нервной системы, в частности с типологическими
особенностями высшей нервной деятельности.
Методика изучения особенностей нервной системы ребенка
Методы определения уровня зрелости и уравновешенности
нервных процессов
Основными нервными процессами являются процессы возбуждения
и торможения. Отличительная особенность нервной системы ребенка — слабость,
неустойчивость этих процессов. Взаимоотношения процессов возбуждения и
торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в
управлении функциями организма человека. Таким образом, уровень развития
ребенка обусловлен степенью зрелости нервных процессов.
Существуют несколько способов определения функциональной
зрелости нервных процессов. Один из наиболее доступных — теппинг-тест.
Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов,
которые нумеруются следующим образом:
Суть задания заключается в том, что дети должны в
максимальном темпе нанести карандашом точки в каждом из квадратов («насыпать
зернышки птичкам») в соответствии с последовательностью их нумерации; переход
от квадрата к квадрату осуществляется по команде воспитателя. Продолжительность
работы в каждом квадрате — 5 секунд. В целом ребенок работает 30 секунд. Перед
проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении
задания в игровой форме («капает дождик»). Результаты выполнения данного
задания позволяют судить о зрелости нервной системы ребенка: чем большее
количество точек окажется в первом квадрате, тем выше уровень зрелости нервной
системы.
Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне
развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику
ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно значительное
уменьшение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной
системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при
переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению
с первым квадратом.
Наряду со слабым и сильным типами нервной системы у детей
наблюдаются и промежуточные варианты.
Для выявления степени уравновешенности нервных процессов
можно использовать начиная с младшего дошкольного возраста игровое задание
«Дай зайке морковку». На листе А4 по центру горизонтально проведена линия
длиной 20 см, соединяющая два изображения (слева — морковь, справа — заяц).
Ребенку предлагается трижды провести карандашом слева направо по этой линии —
«дать зайке морковку». Затем предлагается опуститься ниже на 2 см и
самостоятельно с закрытыми глазами провести точно такую же линию слева направо
(«опять дать зайке морковку»). У детей с уравновешенными нервными процессами
получается линия почти горизонтальная и близкая по длине первой линии. У детей
с преобладанием процессов возбуждения линия, как правило, идет вверх, и она значительно
короче первой. У детей с преобладанием торможения линия оказывается длиннее первой,
а иногда даже выходит за пределы листа.
В старшей и подготовительной группах для выявления
степени уравновешенности нервных процессов можно использовать другое задание с
секундомером. На стекле секундомера на уровне 15 секунд чертится линия. Ребенку
предлагается трижды включить секундомер, проследить за движением стрелки и
каждый раз выключать, как только стрелка попадала на линию. Затем с закрытыми
глазами попробовать сделать то же самое. У детей с уравновешенными нервными
процессами ошибка составляет не более 3 секунд. Дети с преобладанием
возбуждения очень рано отключают секундомер, дети с преобладанием торможения
отключают секундомер значительно позже (иногда даже с задержкой на 20—30
секунд).
Важным моментом в организации здоровьесберегающего
педагогического процесса является учет особенностей суточного типа работоспособности
ребенка. Перечисленные в таблице признаки поведения детей, изменения их настроения,
особенностей сна фиксируются педагогами и родителями в течение 2—3 дней.
Задания для детей 4 лет.
Задание 1 — на оценку функции равновесия.
И. П.: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой
(правой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища.
Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами.
Смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование
расцениваются как минус.
Задание 2 — на оценку координации («Пальчик с носиком
здороваются»).
После предварительного показа ребенку предлагается
закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)
мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности и для
другой руки. Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или
верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных
механизмов и несоответствии возрастной норме развития.
Задание 3 — на оценку тонкой моторики рук («Уложи монетки
в коробку»).
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см,
перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет
(диаметром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно
быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и
правой руками. Время выполнения для ведущей руки 15 секунд, для второй руки —
20 секунд.
Задание 4 — на оценку моторики пальцев рук («Нарисуй
пальчиками кружочки»).
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально
вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера,
но одинаковые для обеих рук, в противоположных направлениях. Задание не
выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или
делает круги разной величины.
Задание 5 — на оценку механизмов автоматизации движений
ведущей руки («Давай поздороваемся»).
Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для
приветствия (поздороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе
руки. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти
противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта
и др.), которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.
Задания для детей 5 лет.
Задание 1 — на оценку функции равновесия.
Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на
носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма — 10 секунд.
Задание 2 — на оценку тонкой моторики пальцев («Скатай
шарики»).
Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной
бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутствует.
Для ведущей руки норма 15 секунд, для второй — 20 секунд.
Задание 3 — на оценку пространственных двигательных
автоматизмов и функции равновесия.
Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 м прыжками
на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолинейность
движения. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50 см.
Задание 4 — на оценку моторики рук («Смотай клубок»).
Ребенку предлагается намотать нитку (2 м) на катушку. Для
ведущей руки норма 15 секунд, для второй — 20 секунд.
Задание 5 — на оценку тонкой моторики пальцев рук.
На столе лежат 2 спичечные коробки и по 10 спичек около
них. По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя руками
спички в две коробки. Время выполнения задания ограничивается (20 секунд).
Задания для детей 6 лет.
Задание 1 — на оценку статического равновесия.
В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге;
другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°.
После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на
противоположную ногу.
Задание 2 — на оценку точности и координации движений.
Ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с
расстояния 1,5 м (диаметр мяча 8 см).
Задание 3 — на оценку тонкой моторики рук.
Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им
подобных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 секунд,
для второй — 45 секунд.
Задания для детей 7 лет.
Задание 1 — на оценку статического равновесия.
Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10
секунд, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми
горизонтально вперед руками.
Задание 2 — на оценку динамического равновесия.
Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на
одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от
воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
Задание 3 — на оценку общего уровня психомоторного
развития. Ребенку предлагается пробежать 5 м до стола, взять из спичечной
коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги
и сложить его пополам, затем вернуться назад, в исходное положение. Время
выполнения задания — 15 секунд.
Анализ
выполнения текстовых заданий позволяет собрать достаточно точную информацию о
состоянии и уровне зрелости центральных механизмов организации психомоторики
детей на разных этапах развития. |