Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 29.03.2024, 11:59

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА
Методика изучения состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма

Степень физического развития позволяет в определенной мере судить о функциональном состоянии систем организма. Для оценки функционального состояния организма, кроме того, используют по­казатели сердечно-сосудистой системы: систолическое давление (максимальное), диастолическое давление (минимальное), пульсовое давление.

Максимальное АД (артериальное давление) можно рассчитать по формуле

100 + н,

где Н — возраст в годах. При этом допустимы колебания +15 мм рт. ст.

Минимальное АД составляет 1/2—2/3 от максимального.

Пульсовое давление определяется разностью между систолическим и диастолическим давлением.

Повышение уровня АД выше установленных норм может свиде­тельствовать о пограничной гипертонии, нефритах, некоторых поро­ках сердца, эндокринных заболеваниях, о неправильном (неадекват­ном) двигательном режиме, может быть следствием избыточной массы тела. Снижение АД может наблюдаться при хронической недостаточ­ности кровообращения, острой сосудистой недостаточности и прочих заболеваниях.

По частоте пульса и пульсовому давлению можно рассчитать ко­эффициент выносливости КВ:

КВ = П х 100 / ПД,

где П — пульс;

ПД — пульсовое давление.

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются.

Показатели коэффициента выносливости у детей

Возраст, лет

3

4

5

6

Коэффициент выносливости

30

29

25

23

Наряду с перечисленными параметрами для оценки состояния ор­ганизма можно использовать функциональные пробы, характеризую­щие реакцию организма на физические нагрузки. Для детей 4—7 лет вполне доступной является такая проба: 20 приседаний за 30 секунд. Оценку результатов пробы производят по степени учащения пульса и дыхания; по времени возвращения показателей к исходным величинам.

В норме после физической нагрузки пульс учащается на 25—50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на 4—6 ед. в минуту. При этом эти показатели должны вернуться к исходным величинам через 2— 3 минуты. Отклонениями от нормы считают учащение пульса более чем на 50% и более значительное увеличение показателей дыхания.

Наиболее распространенным тестом для оценки физической работо­способности является степ-тест — подъем на ступеньку или гимнасти­ческую скамейку высотой до 35 см. Детям предлагают две нагрузки воз­растающей мощности: 1) подъем на скамейку с частотой восхождений 22 раза в минуту; 2) подъем с частотой восхождений 30 раз в минуту. Дли­тельность каждой нагрузки 2 минуты, а отдых между ними 3 минуты.

 

Увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и на 45—60% при второй нагрузке по отношению к исходному уровню соответствует норме.

Показатели физической работоспособности детей W (кг. м/мин)

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

4

109 + 20,1

105 + 18,7

5

135 + 31,5

128,4 + 23,6

6

154,1 + 43,6

136,4 + 36,8

7

208,4 + 46,0

199,3 + 47,2

Величина физической работоспособности у дошкольников имеет значительные индивидуальные колебания (различия) и зависит от фи­зической подготовленности, физического развития детей и двигатель­ного режима.

Существенное влияние на физическую работоспособность оказы­вает состояние дыхательной системы. Показателями ее развития слу­жат жизненная емкость легких, а также результаты тестов на задержку дыхания на вдохе и выдохе.

Средние физиологические показатели жизненной емкости легких у детей 3—7 лет

Пол

Возраст, лет

Жизненная емкость легких, мл

Мальчики

3

500-800

 

4

650-1000

 

5

1100-1500

 

6

1500-1800

 

7

1700-2200


Девочки

3

400-800

 

4

650-1000

 

5

1100-1400

 

6

1300-1800

 

7

1500-2000

Тесты на задержку дыхания показывают степень переносимости ор­ганизмом гипоксии, служат важным показателем адаптационного ресур­са организма. Ребенку предлагается «поиграть в водолаза»: сделать вдох, выдох, вдох и задержать дыхание (зажать свой нос пальцами), во втором случае — сделать вдох, выдох, вдох, выдох, задержать дыхание.

Время задержки дыхания у дошкольников, с

Возраст, годы

Мальчики

Девочки

на вдохе

на выдохе

па вдохе

на выдохе

5

24

12

27

12

6

30

14

20

14

7

36

¡4

30

15

 

Характер физической работоспособности, адаптационный ресурс организма связан и с состоянием нервной системы, в частности с типологическими особенностями высшей нервной деятельности.

Методика изучения особенностей нервной системы ребенка

Методы определения уровня зрелости и уравновешенности нервных процессов

Основными нервными процессами являются процессы возбужде­ния и торможения. Отличительная особенность нервной системы ре­бенка — слабость, неустойчивость этих процессов. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения определяют координационную роль центральной нервной системы в управлении функциями орга­низма человека. Таким образом, уровень развития ребенка обусловлен степенью зрелости нервных процессов.

 

Существуют несколько способов определения функциональной зре­лости нервных процессов. Один из наиболее доступных — теппинг-тест.

Лист бумаги расчерчивается на 6 одинаковых квадратов, которые нумеруются следующим образом:

1

2

3

6

5

4

Суть задания заключается в том, что дети должны в максимальном темпе нанести карандашом точки в каждом из квадратов («насыпать зернышки птичкам») в соответствии с последовательностью их нуме­рации; переход от квадрата к квадрату осуществляется по команде воспитателя. Продолжительность работы в каждом квадрате — 5 се­кунд. В целом ребенок работает 30 секунд. Перед проведением теста необходимо дать детям возможность поупражняться в выполнении задания в игровой форме («капает дождик»). Результаты выполнения данного задания позволяют судить о зрелости нервной системы ребен­ка: чем большее количество точек окажется в первом квадрате, тем выше уровень зрелости нервной системы.

Показатели теппинг-теста не только говорят об уровне развития нервной системы, но и указывают на типологическую характеристику ребенка. Для детей со слабым типом нервной системы характерно зна­чительное уменьшение количества точек в последующих квадратах. Сильный тип нервной системы характеризуется более высоким темпом работы, стабильностью темпа при переходе от квадрата к квадрату или даже некоторым его нарастанием по сравнению с первым квадратом.

Наряду со слабым и сильным типами нервной системы у детей наблюдаются и промежуточные варианты.

Для выявления степени уравновешенности нервных процессов можно использовать начиная с младшего дошкольного возраста игро­вое задание «Дай зайке морковку». На листе А4 по центру горизон­тально проведена линия длиной 20 см, соединяющая два изображения (слева — морковь, справа — заяц). Ребенку предлагается трижды про­вести карандашом слева направо по этой линии — «дать зайке мор­ковку». Затем предлагается опуститься ниже на 2 см и самостоятельно с закрытыми глазами провести точно такую же линию слева направо («опять дать зайке морковку»). У детей с уравновешенными нервными процессами получается линия почти горизонтальная и близкая по длине первой линии. У детей с преобладанием процессов возбуждения линия, как правило, идет вверх, и она значительно короче первой. У детей с преобладанием торможения линия оказывается длиннее пер­вой, а иногда даже выходит за пределы листа.

В старшей и подготовительной группах для выявления степени уравновешенности нервных процессов можно использовать другое за­дание с секундомером. На стекле секундомера на уровне 15 секунд чертится линия. Ребенку предлагается трижды включить секундомер, проследить за движением стрелки и каждый раз выключать, как только стрелка попадала на линию. Затем с закрытыми глазами попробовать сделать то же самое. У детей с уравновешенными нервными процес­сами ошибка составляет не более 3 секунд. Дети с преобладанием возбуждения очень рано отключают секундомер, дети с преобладанием торможения отключают секундомер значительно позже (иногда даже с задержкой на 20—30 секунд).

Важным моментом в организации здоровьесберегающего педагоги­ческого процесса является учет особенностей суточного типа работо­способности ребенка. Перечисленные в таблице признаки поведения детей, изменения их настроения, особенностей сна фиксируются пе­дагогами и родителями в течение 2—3 дней.

 

Задания для детей 4 лет.

Задание 1 — на оценку функции равновесия.

И. П.: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (пра­вой) ноги, стопы расположены по прямой линии, руки — вдоль туло­вища. Необходимо сохранить данную позицию в течение 15 секунд с закрытыми глазами. Смещение ног с первоначальной позиции, схож­дение с места, балансирование расцениваются как минус.

Задание 2 — на оценку координации («Пальчик с носиком здоро­ваются»).

После предварительного показа ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности и для другой руки. Если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме развития.

Задание 3 — на оценку тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку»).

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (диаметром 2 см). По сигналу воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выпол­няется поочередно левой и правой руками. Время выполнения для ведущей руки 15 секунд, для второй руки — 20 секунд.

Задание 4 — на оценку моторики пальцев рук («Нарисуй пальчи­ками кружочки»).

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вы­тянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположных направ­лениях. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Задание 5 — на оценку механизмов автоматизации движений ве­дущей руки («Давай поздороваемся»).

Взрослый предлагает ребенку протянуть руку для приветствия (по­здороваться): сначала правую руку, затем левую руку, затем обе руки. При этом следует отметить наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сокращение мышц лица, открывание рта и др.), которые указывают на низкий уровень коррекции произвольных действий.

 

Задания для детей 5 лет.

Задание 1 — на оценку функции равновесия.

Ребенку предлагается сохранять заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма — 10 секунд.

Задание 2 — на оценку тонкой моторики пальцев («Скатай шари­ки»).

Ребенку предлагается скатать шарики из листа папиросной бумаги размером 5x5 см. Рука вытянута вперед, помощь другой руки отсутст­вует. Для ведущей руки норма 15 секунд, для второй — 20 секунд.

Задание 3 — на оценку пространственных двигательных автоматиз­мов и функции равновесия.

Ребенку предлагается преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге (другая нога согнута в колене), сохраняя прямолиней­ность движения. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть более 50 см.

Задание 4 — на оценку моторики рук («Смотай клубок»).

Ребенку предлагается намотать нитку (2 м) на катушку. Для веду­щей руки норма 15 секунд, для второй — 20 секунд.

Задание 5 — на оценку тонкой моторики пальцев рук.

На столе лежат 2 спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу воспитателя ребенок укладывает одновременно двумя ру­ками спички в две коробки. Время выполнения задания ограничива­ется (20 секунд).

 

Задания для детей 6 лет.

Задание 1 — на оценку статического равновесия.

В течение 10 секунд ребенок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90°. После 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опо­рой на противоположную ногу.

Задание 2 — на оценку точности и координации движений.

Ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с рассто­яния 1,5 м (диаметр мяча 8 см).

Задание 3 — на оценку тонкой моторики рук.

Ребенку предлагается разложить 36 игральных карт (или им подоб­ных) одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 секунд, для второй — 45 секунд.

 

Задания для детей 7 лет.

Задание 1 — на оценку статического равновесия.

Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10 секунд, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками.

Задание 2 — на оценку динамического равновесия.

Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Откло­нение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

Задание 3 — на оценку общего уровня психомоторного развития. Ребенку предлагается пробежать 5 м до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам, затем вернуться назад, в исходное положение. Время выполнения задания — 15 секунд.

Анализ выполнения текстовых заданий позволяет собрать доста­точно точную информацию о состоянии и уровне зрелости централь­ных механизмов организации психомоторики детей на разных этапах развития.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (10.03.2014)
Просмотров: 1313 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru