Двигательная активность представляет собой удовлетворенную
потребность организма в движении. Она является важнейшим условием нормального
развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего
организма. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста,
обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует
в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их
двигательной подготовленности, от условий их жизни. От двигательной активности
во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья,
работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец,
настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у
дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма.
Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной
работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет
на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной
активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой
системе дошкольника.
ПОКАЗАТЕЛИ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКА В ДВИЖЕНИИ
Естественная потребность организма в движении для
дошкольников составляет в среднем от 10 до 15 тыс. шагов (локомоций) в сутки.
У детей 3—4 лет двигательная активность равняется 6—9 тыс. шагов в сутки, у
детей 4—5 лет — 9—12 тыс. шагов, у детей 5—6 лет — 12— 15 тыс. шагов.
Двигательная активность ребенка меняется в зависимости
от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на
30% по сравнению со средними величинами.
Двигательную активность можно измерить с помощью
шагомера, который крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная
активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить
объективные сведения по двигательной активности ребенка в любой режимный
период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке, в
самостоятельной двигательной деятельности.
Измерить уровень двигательной активности можно также
путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время
пассивного состояния ребенка (сидит, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется
за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется
процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени.
Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя
и 70% двигательной активности.
|