Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 20.09.2018, 15:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Методика основной диагностики развития речи детей старшего до­школьного возраста

Методика основной диагностики развития речи детей старшего до­школьного возраста включает в себя оценку реализации коммуника­тивной функции речи и уровня развития разных сторон речи ребенка.

Важнейшим итогом работы педагога по развитию речи детей до­школьного возраста является становление коммуникативной компе­тентности ребенка, которая проявляется в умении ребенка решать возникающие у него бытовые, учебные, игровые и коммуникативные проблемы посредством речи, общения с окружающими людьми. Ком­муникативная функция речи реализуется на протяжении всего до­школьного возраста, в соответствии с возрастающими языковыми возможностями ребенка. Поэтому диагностика развития речевого обще­ния детей осуществляется во всех возрастных группах. Но особенно значимой она становится в старшем дошкольном возрасте, так как на этом возрастном этапе умение общаться становится важным средством дальнейшей социализации ребенка. Посредством общения старший дошкольник может реализовать свои познавательные, эмоционально-личностные, эмпатийные и другие потребности. Наконец, общение становится средством самопознания и самореализации ребенка в ок­ружающем мире, в обществе. Для воспитателя принципиально важно осознавать и планировать направления развития коммуникативной функции речи каждого ребенка с учетом его индивидуальных возмож­ностей и потребностей. Поэтому изучение особенностей речевого об­щения детей становится важнейшей составной частью педагогической диагностики.

Предмет диагностики: особенности речевого общения детей стар­шего дошкольного возраста.

Задачи педагогической диагностики:

1. Выявить степень активности и инициативности ребенка в рече­вом общении со взрослыми и сверстниками.

2. Изучить особенности владения коммуникативными и речевыми умениями в общении с окружающими.

3. Определить тематику разговоров ребенка со сверстниками и взрослыми и оценить ее разнообразие и актуальность.

Методы диагностики — наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями и родителями. В процессе наблюдения фиксируются инициативность ребенка в общении, его активность в разговоре со сверстниками и со взрослыми, поводы и тематика обращения к собеседникам, владение речевыми и коммуникативными умениями, эмоциональный тон об­щения, тематика детских разговоров.

Схема фиксации результатов наблюдения может включать следую­щие показатели:

^ фамилия и имя ребенка, возраст на момент диагностики;

^ дата и время коммуникации;

^ поводы общения, собеседник;

^ степень участия ребенка в общении: инициация общения или ответ на предложение общения или пассивное участие в коллективном разговоре;

^ владение речевыми умениями: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать в ответ свое суждение, пра­вильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыс­лями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью язы­ковой формы, слушать свою речь и контролировать ее норматив­ность, вносить изменения при необходимости;

^ владение умениями речевого этикета: умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, при­водить примеры, возражать, оценивать), умение обращения к со­беседнику; знакомство, приветствие, -приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба, сочув­ствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.;

^ владение невербальными средствами общения: уместное использо­вание мимики, жестов. Шкала оценки показателей.

 

Может быть дана уровневая характеристика особенностей общения ребенка.

Высокий уровень речевой коммуникации. Ребенок в течение всего дня испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми и успешно реализует ее, выступая инициатором при любой возможнос­ти. С удовольствием участвует в коллективных и диалогических фор­мах общения, может занимать разные позиции активности. Поводы общения со сверстниками и взрослыми разнообразны, присутствуют познавательные и социально-личностные мотивы. Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета. Речь коммуникативно-целесообразна.

Средний уровень речевой коммуникации. Ребенок в течение дня боль­ше испытывает потребность в общении со взрослыми, чем со сверс­тниками, и реализует ее, отвечая на предложенное общение. Поводы общения со сверстниками деловые и эмоциональные, со взрослыми — ситуативные. При общении правильно понимает мысль собеседника, отвечает, используя простые предложения, фразы. Затрудняется в мо­нологическом изложении мыслей. Знает многие правила речевого эти­кета, но чаще пользуется ими по напоминанию взрослого.

Низкий уровень речевой коммуникации. Ребенок в течение дня не испытывает потребности в общении со сверстниками. Со взрослыми общается по их инициативе или в случае крайней необходимости. В разговорах участвует в роли пассивного слушателя. Поводы общения с окружающими редко выходят за рамки бытовых проблем ребенка. Затрудняется в использовании речевых и коммуникативных умений: суждения выражает в простых нераспространенных предложениях, часто теряет общую нить разговора. Формами речевого этикета поль­зуется редко.

Для оценки разных сторон речи ребенка старшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать диагностическую тетрадь «Пу­тешествие по Стране Правильной Речи».

Методика диагностики носит сценарный характер. Она построена в форме путешествия по Стране Правильной Речи, в которое ребенок отправляется с игровым персонажем. Все «путешествие» разделено на этапы, позволяющие диагностировать разные стороны речевой дея­тельности: богатство словарного запаса, грамматическую правиль­ность, звуковую культуру, связность речи, художественно-речевые проявления, освоение грамоты. Последовательность этапов определя­ется степенью сложности упражнений — от более простых к более сложным. На каждом этапе ребенок «движется на определенном виде транспорта», «проезжая» станции. Количество станций соответствую­щее числу заданий. Выполняя задания, он переходит с одного этапа на другой.

Тетрадь предполагает совместную деятельность педагога с ребен­ком. При этом для успешного проведения диагностики необходимо партнерское общение с ребенком — он «принимает» взрослого в свою игру. Поэтому основными задачами педагога являются:

^ стимулировать интерес и активность ребенка при выполнении уп­ражнений;

^ информировать ребенка о содержании упражнений посредством проговаривания текстов-обращений к ребенку;

^ следить за соблюдением этапности, последовательности реализа­ции упражнений;

^ регламентировать время одномоментной деятельности ребенка с тетрадью (не более 15—20 минут);

^ оценивать и анализировать результаты выполнения упражнений в тетради посредством заполнения индивидуальной карты речевого развития и использования критериев оценки.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с тетрадью, чтобы вызвать интерес к содержанию, желание выполнять упражнения. Для этого надо выполнить упражнения 1 и 2: познакомиться с игровым персонажем, узнать его имя, нарисовать его, рассказать о себе. Следует рассмотреть карту Страны Правильной Речи, маршрут к замку Мудрой Совы. Можно посчитать количество станций, которое предстоит «проехать» на каждом виде транспорта. Вместе с ребенком следует перелистать тетрадь, найти значки в левом или правом верхнем углу каждой страницы и объяснить их назначение. Найти пересадоч­ные станции с одного вида транспорта на другой (двойные значки). Если ребенок еще не устал, то можно приступать к выполнению диа­гностических упражнений.

В ходе диагностики можно давать ребенку некоторые пояснения, указания при выполнении упражнении, уточняя их содержание. Од­нако нельзя помогать ребенку, выполняя задание за него. При затруд­нении в понимании можно привести пример его выполнения на одном из элементов содержания.

Если ребенок испытывает затруднение в выполнении какого-либо упражнения, то оно пропускается, а в соответствующую этому зада­нию графу протокола ставится «О». Данное задание открывает для педагога содержание зоны ближайшего развития ребенка, поэтому ра­ционально вернуться к нему потом, но не как диагностическому, а как к развивающему и выполнить его вместе.

Если ребенок не умеет читать, педагог делает это за него, и он продолжает выполнять упражнение дальше.

После завершения упражнений в тетради взрослый сообщает ре­бенку, что ему нужно вписать свое имя в «Грамоту» и вырезать «По­четный Орден».

Каждое выполненное ребенком упражнение оценивается в баллах: от 1 до 3, в зависимости от качества его выполнения. Определить качество выполнения заданий помогут критерии речевого развития детей, представленные в приложении 4. Если выполнение упражнения соответствует критериям высокого уровня, его оценивают в 3 балла, если среднему — в 2 балла, если ребенок показывает низкий уровень при выполнении упражнения — ставят 1 балл.

Проставлять оценочный балл можно прямо на листе с упражнением в диагностической тетради или в индивидуальной карте речевого разви­тия ребенка, представленной в приложении 5. За выполнение некото­рых упражнений выставляется общая средняя оценка. Например, упражнения 8 и 9 выявляют владение ребенком разными способами словообразования, поэтому их выполнение оценивается общим сред­ним баллом.

После окончания работы ребенка с тетрадью и выполнения всех упражнений необходимо посчитать сумму баллов и оценить общий уровень речевого развития ребенка.

Дальнейшим шагом анализа результатов диагностики будет их кон­кретизация. Она заключается в выяснении того, какие стороны речи ребенка получили достаточное развитие, а какие требуют особого вни­мания со стороны взрослого. Для выяснения этого следует обратиться к индивидуальной карте речевого развития ребенка и заполнить ее, выставив суммы баллов за указанные в каждом разделе таблиц задания. (Если педагог пользовался картой в процессе диагно­стики, то она оказывается уже заполненной). Посчитав общую сумму баллов, которую получил ребенок за выполнение упражнений по дан­ному разделу, необходимо соотнести ее с показателями в критериях развития и определить уровень развития этой стороны речи (словаря, связной речи и т. д.).

Таким образом, проведенный анализ результатов диагностики по­зволит определить содержание дальнейшей работы с ребенком по раз­витию речи в оставшийся до школы период времени.

Воспитатели детских садов могут продолжить анализ результатов диагностики. Для определения общих тенденций речевого развития детей группы необходимо внести данные из индивидуальной карты речевого развития каждого ребенка в таблицу. Данные таблицы могут стать стимулом для самооценки воспитателем своей работы по развитию речи детей, основой для оп­ределения задач профессионального роста в области методики разви­тия речи дошкольников.

Для подведения итогов работы по решению задач развития речи детей необходимо заполнить таблицу, посчитав процентное соотношение уровней речевого развития, до­стигнутых детьми вашей группы.

Промежуточная диагностика может проводиться как со всеми деть­ми группы, так и только с теми, которые при первичной диагностике показали отставание от возрастной нормы (минусовый или низкий уровень речевого развития). Рационально использовать промежуточ­ную диагностику и при подготовке к аттестации, так как она прово­дится в режиме экспресс-диагностики, включая только два основных диагностических метода (наблюдение и диагностическое задание), но при этом позволяет реализовать несколько целей.

Сегодня мы предлагаем вариант разработанной нами методики промежуточной диагностики развития речи детей, которую можно ис­пользовать при необходимости оценки динамики процесса развития речи детей
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 5504 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/2
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru