Стимульный материал для детей младшей группы.
В картинках представлены следующие полярные по своим
характеристикам нравственные нормы.
I. Доброта — жадность:
1. мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается;
2. девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее
детей.
II. Отзывчивость — равнодушие:
1. маленькая девочка плачет, другая ее утешает; выражение
лица второй девочки сочувствующее;
2. один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой,
показывая на него пальцем, смеется.
III. Дружелюбие — конфликтность:
1. дети дружно играют вместе, строят башню из кубиков;
2. мальчик отнимает игрушечную лошадку у девочки.
IV.
Аккуратность — неаккуратность:
1. девочка причесывается перед зеркалом;
2. девочка в грязном платье, непричесанная, вырывает
листы из книги.
Предъявление задания для детей младшей группы.
Инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные
картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо и на
которых — плохо». Картинки предъявляются детям попарно. После того как ребенок
разложил картинки, воспитатель снова раскладывает их все перед ним и просит
показать, кто на картинках радуется, а кто грустит.
Стимульный материал для детей средней и старшей групп.
К четырем парам картинок, используемым для диагностики
детей младшей группы, добавляется пятая пара — вежливость — невнимание к
взрослым:
1. ребенок предлагает женщине стул, она улыбается;
2. бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик
играет на барабане, смеется.
Предъявление задания для детей средней и старшей групп.
После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного
возраста задается вопрос: «Почему ты так думаешь?»
После выполнения первого задания перед ребенком
поочередно (по одной) раскладывают картинки II, III, V пар и предлагают вопросы
«Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют?
Почему?»
Обработка результатов.
0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в
одной стопке картинки с изображениями как положительных, так и отрицательных
поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем
дошкольном возрасте ребенок неправильно называет чувства других людей или
отказывается от ответа на этот вопрос.
1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не
может обосновать свои действия; эмоциональные проявления при оценке поступков
не выражены. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на
картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.
2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок
обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены
слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить
их причину.
3 балла — ребенок правильно отбирает поступки детей,
обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте — называет моральную
норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.
Для детей старшего дошкольного возраста данные
диагностики дополняются результатами методики «Закончи историю».
|