Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 26.09.2018, 01:46

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

МЕТОДИКА УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Вопросы для наблюдения за выполнением детьми различных физи­ческих упражнений в самостоятельной двигательной деятельности в группе и на прогулке, а также во время физкультурных занятий, физкультурных пауз между занятиями, физкультурных досугов (раз­влечений).

1. Кто (что) является субъектами исследовательского поведения в двигательной деятельности?

^ Один ребенок.

^ Пара детей (состав).

^ Группа детей (состав). При этом в ходе наблюдения за детьми устанавливается:

^ Как договариваются между собой.

^ Распределяют цели, средства.

^ Какие стратегии совместного обследования предметов ис­пользуют.

2. Особенности потребностно-мотивационной основы исследова­тельского поведения детей.

а) Проявляет(ют) ли и в чем именно это проявляется:

^ Любознательность.

^ Потребность в новых впечатлениях.

^ Потребность в новых знаниях.

^ Познавательная активность.

б) Проявляют ли мотивы, направленные на достижение конкрет­ного значимого результата, имеющего утилитарное значение?

в) Проявляют ли мотивы, связанные с направленностью субъекта на приобретение нового двигательного опыта (какие именно)?

г) Проявляют ли мотивы, связанные с направленностью субъекта на разнообразие действий, как средства борьбы со скукой (какие именно)?

д) Привлекают ли ребенка мотивы «новизны» в буквальном смысле и в относительном, например выполнение знакомых движений в новой ситуации, с новыми предметами или новых движений со зна­комыми предметами? В чем это конкретно проявляется? (Примечание. Ярким проявлением мотива новизны является реакция удивления со стороны ребенка).

е) Проявляется ли мотив «сложности» (действий, объекта-предме­та)? В чем именно?

ж) Проявляют ли интерес к ситуациям «когнитивного конфлик­та» при выполнении физических упражнений? В чем это проявля­ется?

з) Что ребенок предпочитает:

^ «бескорыстное», свободное исследование (возникшее но

инициативе ребенка или взрослого);

^ проблемное исследование;

^ учебное исследование;

^ возникшее спонтанно исследование.

3. Каковы цели исследовательского поведения ребенка при выпол­нении физических упражнений?

Установление характеристик, свойств окружающих предметов.

^ Другое (что именно?).

4. Каковы объекты исследовательского поведения ребенка при вы­полнении физических упражнений?

^ Собственное тело, его возможности (в чем проявляется?).

^ Норма и не норма в движениях. Другие дети (в чем проявляется?).

^ Взрослые (в чем проявляется?) (апробируют ли на взрослых различные формы своего поведения и т. п.).

^ Предметы-двигатели (какие, в чем проявляется?).

^  Физкультурные пособия (какие, в чем проявляется?).

^ Каковы объекты по степени опасности (опасные и безопас­ные) (какие, в чем проявляется?).

^  Отношение объектов к направленному на них исследователь­скому поведению: нейтральные, стимулирующие исследова­тельское поведение (игрушки, пособия, другое), недружест­венные по отношению к исследовательскому поведению. В чем проявляется?

5. Какие средства исследовательского поведения используются ре­бенком?

а) Анализаторные системы (Какие именно? В чем проявляется?).

б) Внешние средства (Какие именно? В чем проявляется?).

в) Внутренние психические средства:

^ инстинктивные программы исследовательского поведения (врожденные ориентировочно-исследовательские реакции);

^ элементарные знания об исследовательском поведении: це­лях, объектах, средствах, стратегиях, возможных результатах):

6. Своеобразие процесса исследовательского поведения:

^ Осуществление поиска информации (каким образом проис­ходит?).

^ Осуществление обработки поступающей информации (пре­образование и использование знаний) (каким образом про­исходит?).

^ Используется стратегия локомоторного обследования (путем перемещения или изменения положения собственного тела относительно обследуемого объекта без непосредственного воздействия на него), манипулятивное обследование (путем манипуляций с объектом и по его частям).

^ Задает ли познавательные и социально-коммуникативные вопросы? (Какие именно?). Познавательные:

— вопросы идентификации (Что это такое? Кто это?);

— вопросы о фактах и свойствах предметов, с которыми уп­ражняется;

— вопросы объяснения и аргументации (в чем проявляется конкретно?).

Социально-коммуникативные:

— вопросы о намерениях и деятельности (что ты будешь сей­час делать?);

— оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?); конкретно о чем спрашивают при выполнении фи­зических упражнений;

— вопросы подтверждения и поиска помощи; конкретно о чем спрашивают при выполнении физических упражнений;

— риторические вопросы; конкретно о чем спрашивают при выполнении физических упражнений;

— вопросы неопределенного смысла (конкретно о чем спра­шивают при выполнении физических упражнений).

7. Каковы условия исследовательского поведения детей при вы­полнении ими физических упражнений?

а) Физические условия, способствующие или мешающие исследо­вательскому поведению.

б) Социальные условия (разрешение, запрещение, привлечение внимания, социальные отношения).

8. Каковы результаты исследовательского поведения ребенка (детей)?

^ Новая информация об объектах, на которое направлено ис­следовательское поведение (прямой продукт).

^ Новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта.

Приобретение знаний о самой исследовательской деятель­ности: о возможностях и целях исследования, об арсенале возможных средств, о методах и стратегиях, их сравни­тельной эффективности в разных ситуациях, о результа­тах, которых можно ожидать и т. д.

^ Познавательное, личностное развитие (изменяется ли мотивационная регуляция, наблюдается ли переход на ка­чественно новый уровень целеобразования, начинает ли использовать качественно новые эффективные стратегии. То есть развитие ребенка как субъекта в целом, что внеш­не проявляется в его способности ставить и решать ка­чественно новые задачи в различных, все более новых сферах).

Вопросы к детям, направленные на выявление особенностей мо­тивации исследовательского поведения при выполнении физических упражнений (вопросы задаются после наблюдения за двигительной деятельностью ребенка).

1. Тебе нравилось то, что ты сейчас делал(а)?

2. Почему ты это делал(а)?

3. Почему тебе нравилось? (Не нравилось?)

4. Удивился(лась) ли ты чему-то при выполнении упражнений? Почему? Тебе это понравилось?

5. Узнал(а) ли что-то новое? Что именно?

6. Если ребенок действовал с конкретным предметом, то предла­гается ответить на вопрос: что с этим предметом можно делать? Что этот предмет «делает»?

 

Вопросы к детям, направленные па выявление особенностей ис­следовательского поведения при выполнении физических упражнений.

1. Узнаешь ли ты что-то новое, когда делаешь физические упраж­нения?

2. Что именно?

3. Ты будешь использовать эти новые знания? Когда? Где?

Эти вопросы направлены на установление своеобразия обработки ребенком поступающей информации — преобразование и использо­вание знаний.

 

Вопросы для наблюдения за работой педагога с целью выявления приемов, направленных на развитие исследовательского поведения при выполнении детьми физических упражнений.

1. Использует ли педагог разнообразные стратегии: метод проб, логические типы заданий с разным набором условий?

а) С полным набором только необходимых для решения задачи условий (какие именно?).

б) С наличием всех необходимых и с добавлением избыточных, лишних условий.

в) С отсутствием некоторых необходимых условий и полным от­сутствием лишних.

г) С отсутствием некоторых необходимых, но с добавлением лиш­них условий.

Использует ли педагог ситуации с разной «степенью неопределен­ности», в которых неопределенным является:

^ только один компонент (например, известны цель, средство, требуемый результат, а не известен только способ достиже­ния результата);

^ несколько компонентов?

2. Создает ли педагог в двигательной деятельности ситуации, в которых ребенок мог бы активно экспериментировать, проявлять по­знавательную активность, многообразными проявлениями которой яв­ляются:

^ самостоятельная постановка ребенком познавательных и практических целей;

^ выдвижение многообразных гипотез и объяснений;

^ обследование различных элементов объекта;

^ применение разнообразных способов действия;

^ выбор ребенком единственного варианта того или иного

компонента познавательной деятельности?

3. Какие по уровню сложности «двигательные» ситуации стимули­руют (мотивируют) исследовательское поведение детей, какие снижа­ют? Почему?

4. Использует ли ситуации мотивации, стимулирующие «когнитив­ный» конфликт (предлагаются задания на противоречивые действия, поведение, предполагающие выход за пределы известных ребенку свойств предмета-пособия)?

5. Использует ли приемы, направленные на полную реализацию детьми структуры исследовательского поведения (учитываются ли субъ­екты и объекты, потребности и мотивы, цели, используемые средства, своеобразие процесса исследовательского поведения и его результаты)? Какие именно? Степень их эффективности?

6. Какие условия созданы педагогом для осуществления детьми исследовательского поведения при выполнении физических упражне­ний? Какова их эффективность?

а) физические условия, способствующие или мешающие исследо­вательскому поведению;

б) социальные условия (разрешение, запрещение, привлечение внимания, социальные отношения.

8. Отмечает ли результаты исследовательского поведения ребенка (детей), обращает ли внимание детей на них? А именно:

^ получение новой информации об объектах, на которые было на­правлено исследовательское поведение (прямой продукт);

^ получение новой информации о других объектах и о других свой­ствах изучавшегося объекта;

^ приобретение детьми знаний о самой исследовательской деятель­ности: о возможностях и целях исследования, об арсенале возмож­ных средств, о методах и стратегиях, их сравнительной эффектив­ности в разных ситуациях, о результатах, которых можно ожидать и т.д.;

^ познавательное, личностное развитие (изменение мотивационной регуляции, переход на качественно новый уровень целеобразования, использование качественно новых эффективных стратегий, развитие ребенка как субъекта в целом — проявление в способно­сти ставить и решать качественно новые задачи в различных, все более новых сферах).

 

Вопросы для беседы с педагогами.

1. Ставите ли вы в своей работе с детьми задачи по развитию у них исследовательского поведения?

2. В каких видах детской деятельности вы решаете эти задачи?

3. Проводите ли диагностику уровня развития исследовательского поведения у детей?

4. Если да, то по каким показателям?

5. Если нет, то почему?

6. Считаете ли вы целесообразным развитие исследовательского поведения у детей пятого года жизни при выполнении физических упражнений? Почему?

7. Если да, то поясните, какие физические упражнения наиболее подходят для этого.

8. Перечислите, какие структурные компоненты исследовательско­го поведения следует учитывать при его развитии у детей.

9. Назовите эффективные приемы, стимулирующие исследователь­ское поведение детей в вашей группе.

Вопросы к анализу плана работы.

1. Ставятся ли в плане работы задачи по развитию исследователь­ского поведения у детей при выполнении физических упражнений?

2. Планируются ли конкретные ситуации, развивающие исследо­вательское поведение у детей при выполнении физических упражне­ний? Их качество.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (10.03.2014)
Просмотров: 722 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru