Цель — изучение понимания детьми старшего дошкольного возраста
таких нравственных норм, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие
— лень, правдивость — лживость.
Предъявление задания.
В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается
продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы («Я буду
рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читают по
очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История 1.
У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки.
Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что сказал мальчик?
Почему? Как поступил мальчик? Почему?
После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты
думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно
изменилось? Почему?»
История 2.
Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя
стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра
Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой».
Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3.
Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла
рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала:
«Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю
помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля?
Почему?
История 4.
Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую
игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что
ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются
в протоколе.
Обработка результатов.
0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное
или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку
не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно
оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно
оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Результаты данных методик позволят выявить, какие
нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других
людей
Данные методики могут быть дополнены диагностиками для выявления
особенностей понимания дошкольниками различных эмоциональных состояний и их
причин, умений ориентироваться на чувства и переживания других в повседневной жизни.
Педагогическая технология в программе «Детство» построена
на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для
дошкольника сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам.
Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение
нравственных представлений,
поведенческих и познавательных
умений, чувств и отношений дошкольников
по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе
Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может
проводиться на основе таких методов, как анализ рисунков детей на тему «Мой
воспитатель», методики «А это могло быть с тобой?», беседы с ребенком о
воспитателях группы.
Следует отметить, что названные методики должны
проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы, для
того чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений
ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.
По нашему мнению, методика рисования на тему «Мой воспитатель»
и беседы по рисунку могут стать базой для определения благополучия
взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств
педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему. Остальные методики
необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с «проблемными»
(замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми
детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.
|