Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 25.09.2018, 00:09

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

МОНИТОРИНГ ОСАОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Работа по развитию речи в дошкольном образовательном учрежде­нии предусматривает использование трех видов диагностики: основ­ной, промежуточной и оперативной.

Основная диагностика проводится 2 раза в год. В начале учебного года (первичная диагностика) выявляются стартовые условия для даль­нейшего освоения языка детьми и определяются задачи развития речи. В конце учебного года (итоговая диагностика) проводится с целью контроля за решением поставленных задач.

В современном дошкольном учреждении в проведении основной диагностики речевого развития детей участвуют несколько специалис­тов: психолог, логопед, воспитатель и заместитель заведующей по вос­питательно-образовательной работе с детьми.

С позиции психолога психологическая диагностика развития речи рассматривается как один из показателей умственного развития ребен­ка. Речь выступает как психический процесс, который отражает уро­вень развития других психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти. Поэтому в комплексной психологической диа­гностике, проводимой психологом, изучению особенностей развития речи ребенка отводится существенное место.

Логопед, воспитатель, заместитель заведующей по воспитатель­но-образовательной работе с детьми проводят педагогическую диа­гностику по развитию речи. Объектом такой диагностики выступает педагогический процесс, направленный на своевременное развитие речи детей. Диагностика педагогического процесса развития речи включает три блока.

1. Определение уровня речевого развития детей, его соответствия возрастным возможностям и наличие индивидуальных проявлений.

2. Определение профессиональной компетентности и личностных особенностей воспитателя.

3. Определение условий для успешного речевого развития детей (развивающая среда).

Основная цель проведения педагогической диагностики — совер­шенствование педагогического процесса, направленного на развитие детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Предлагаем разработанные нами варианты основной сценарной диагностики развития речи детей дошкольного возраста.

Основная диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста

1 часть

Цель — изучение особенности развития связной речи ребенка. Задачи:

1. Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи.

2. Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изо­бражение по слову.

3. Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине. Методика предъявления задания.

Педагог. Для тебя сегодня кукла Катя приготовила сюрприз. Ты хочешь узнать, какой? Давай посмотрим вместе. (Возле куклы лежит подарочная коробка, украшенная аппликацией или рисунками предметов и объектов природы.) Какая красивая коробочка! Тебе она нравится? Давай посмотрим, чем она украшена.

Содержание диагностических заданий и критерии оценки.

Найди на коробке лошадку.

Покажи, где чашка.

Найди на коробке мальчика.

Покажи, где нарисован передник.

Покажи, где цветок.

3 балла — безошибочно самостоятельно показывает все предметы.

2 балла — допускает 1—2 ошибки в выборе предмета или тре­бует повторного называния.

1 балл — выбирает неправильно 3 из 5 предметов.

Воспитатель открывает коробку, в которой находятся игрушка-медвежонок и набор предметов мебели.

Педагог (достает медвежонка). Кто это? Откуда он взялся? Вот послушай.

Жили-были три медведя. Один медведь был папа, и звали его Михаил Потапович. Он был большой, лохматый. На нем были красная рубашка и синие брюки. Другой была мама-медведица. Ее звали На­стасья Петровна. Она была в белой кофте и зеленой юбке. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Он был в желтых шта­нишках и белой шапочке.

Как ты думаешь, кто это: медведь-папа, мама-медведица или Ми­шутка? Как ты догадался, что это Мишутка? (Называет предметы одежды, размер.)

3 балла — слушает внимательно, безошибочно самостоятельно сразу узнает медвежонка и обосновывает свой ответ.

2 балла — слушает рассказ, узнает медвежонка, но обосновать ответ не может.

1 балл — слушает невнимательно, не понимает задания без допол­нительных вопросов и пояснений. Соглашается, что это Мишутка.

Педагог. Послушай, как ласково мама называет своего медве­жонка: Мишутка, Мишенька. А как тебя ласково называет мама?

Посмотри, Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравится? Давай расскажем, о чем эта картинка.

Начало года: Конец года:

Кто это? Про что эта картинка?

Что делает Мишутка? Во что играет Мишутка?

Какие игрушки у Мишутки: Какие у него игрушки?

что это? А что это? Что делает его мама?

3 балла — самостоятельно начинает рассказ по картинке, отве­чает на все вопросы, пользуется распространенными предложе­ниями.

2 балла — отвечает на все вопросы, используя простые предло­жения из 2—3 слов.

1 балл — отвечает только на 2—3 вопроса, пользуется ситуатив­ной речью (вместо слов — указательные жесты, односложные ответы). Результаты.

Высокий уровень — 5—6 баллов. Средний уровень — 3—4 балла. Низкий уровень — 1—2 балла.

2 часть

Цель — изучение особенностей развития словаря детей.

Задачи:

1. Выявить наличие в активном словаре детей слов, обозначающих предметы быта (мебель, одежда, посуда).

2. Определить умение обозначать словом части и особенности предмета, видеть рахтичия в близких по внешнему виду и назначению предметах.

3. Определить возможность использования в речи обобщающих слов (мебель, посуда, одежда).

Методика предъявления задания.

Появляются знакомый ребенку медвежонок и подарочная коробка. Чтобы вызвать эмоциональный отклик, воспитатель предлагает поздо­роваться с медвежонком, спросить его о чем-нибудь, или медвежонок «спрашивает» ребенка (создается эмоционально-положительный фон).

Педагог. Медвежонок приехал к нам в гости, но ему негде жить. Давай сделаем для него комнату. (Достает из коробки по одному пред­меты мебели: стул, стол, кресло, диван, шкаф.)

Содержание диагностического задания и критерии оценки.

Что это? (Ребенок называет предмет и ставит его в комнату.)

В разговор вступает Мишутка.

Мишутка. Для чего нужен стул?

Как узнать стул?

А это тоже стул? (Показывает на кресло.) Расскажи, что есть у кресла. А вот еще большое кресло (показывает на диван). Как узнать, что это диван?

Что еще можно поставить в комнату? (Педагог выставляет стол, шкаф. Ребенок только называет предметы)

Педагог. Красивая комната получилась у Мишутки? Что мы рас­ставили в комнате?

3 балла — все предметы называет правильно, выделяет 2—3 части предмета, его свойства, самостоятельно различает близкие по внешнему виду и назначению предметы (кресло, стул, диван). Определяет назначение предмета, называет обобщающее слово. 2 балла — все предметы называет правильно, выделяет части и назначение не у всех предъявленных предметов. Различает близ­кие по назначению и внешнему виду предметы с помощью вос­питателя. Не может назвать обобщающее слово.

1 балл — допускает ошибки в названиях предметов, называет единичные части и свойства предметов с помощью воспитателя. Зрительно различает, но не обозначает словесно различия между близкими по внешнему виду и назначению предметами. Вместо предметов мебели можно взять предметы посуды или одежды. Тогда те­матика задания меняется: «Угостим Мишутку чаем» или «Поможем Ми шутке одеть­ся». В стимульном материале должно быть не более пяти предметов, среди них три предмета, похожие внешне и близкие по назначению (например: чашка, стакан, круж­ка; брюки, шорты, колготки).

Если данные, полученные по одному заданию, покажутся вам неубедительными, то можно предложить ребенку еще одно задание с другим набором предметов или все три варианта задания. При подсчете баллов следует взять средние данные.

Результаты.

Высокий уровень — 3 балла. Средний уровень — 2 балла. Низкий уровень — 1 балл.

3 часть

Цель — изучение особенностей освоения грамматически правиль­ной речи. Задачи:

1. Выявить умение правильно называть детенышей животных, употреблять эти существительные в единственном и множественном числе, именительном и родительном падежах.

2. Выявить умение словообразования: суффиксальный способ об­разования слов и образование слов на основе звукоподражания.

3. Определить умение согласовывать существительные и глаголы, изменять слова по родам.

4. Выявить уровень понимания и употребления предлогов с про­странственным значением — «в», «на», «за», «под», «около».

 

Методика предъявления задания.

Педагог. У нашего Мишутки много друзей. Хочешь узнать, кто его друзья?

Содержание диагностического задания и критерии оценки.

Он принес их фотографии {достает картинки с изображением зай­чат, утят, ежат, щенков, цыплят и предлагает назвать их. Доставая утят и цыплят, воспитатель имитирует звуки: «Утенок — кря-кря~кря. Что делает?(Крякает.) Цыпленок — пи-пи-пи. Что делает?(Пищит.)»)

Мишутка любит играть со зверятами в прятки. Ты хочешь поиграть с ними? Посмотри и запомни, кто и где сидит (еще раз повторить название детенышей по порядку картинок). А теперь вы с мишкой за­кроете глаза, а кто-то из зверей спрячется. (Убирает одну из картинок.) Кого не стало?

А теперь будет прятаться Мишутка. А водить и закрывать глазки будут зайчата. (Переворачивает картинку с зайчатами. Предлагает ребенку спрятать мишку «в шкаф», «за шкаф», «на шкаф», «под шкаф», посадить «около шкафа». Затем прянет мишку, а ребенок ищет его и говорит, где он был, повторяя предлоги.)

Зверята соскучились по своим мамам. Давай поможем им найти родителей (достает изображения зайца, утки, ежа, собаки, курицы). Кто прибежал за своим ребенком?

Ребенок. Курица прибежала за цыпленком. Ёж прибежал за своим ежонком. Собака прибежала за щенками. Заяц прибежал за своими зайчатами.

Педагог. Посмотри, все ли родители нашли своих детей? Ребенок устанавливает соответствие и рассказывает. Ребенок. У утки — утята. У курицы — цыплята. У ежа — ежата. У собаки — щенки. У зайца — зайчата.

3 балла — самостоятельно и правильно называет всех детены­шей животных, безошибочно устанавливает согласование суще­ствительных и глаголов, владеет способами словообразования, понимает и правильно пользуется предлогами.

2 балла - называет детенышей животных, допускает 1—2 ошиб­ки. Согласовывает существительные и глаголы, в словообразо­вании затрудняется, действуя по образцу воспитателя; понимает предлоги пространственного значения, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1—2 ошибки).

1 балл — называя детенышей животных, допускает более 3 оши­бок; ошибается в использовании категории рода (хотя бы 1 раз), со словообразованием не справляется; затрудняется в понима­нии и правильном использовании предлогов пространственного значения (допускает более 3 ошибок).

Результаты.

Высокий уровень — 3 балла. Средний уровень — 2 балла. Низкий уровень — 1 балл.

4 часть

Цель — уточнение состояние звукопроизношения, уровня владе­ния общеречевыми навыками. Задачи:

1. Изучить особенности звукопроизношения детей и сравнить с показателями физиологической нормы.

Это задание можно использовать как физкультминутку.

2. Оценить уровень развития фонематического слуха, умения слы­шать специально акцентируемый звук в словах.

3. Выявить наличие литературного опыта ребенка, умения прочесть стихотворение, умения чувствовать рифму и отгадывать описательные загадки с рифмующейся отгадкой.

4. Выявить отношение детей к заданию художественно-речевого содержания.

Для воспитателя обычной (не логопедической) группы основным диагностическим методом для уточнения звукопроизношения являет­ся наблюдение за речью детей. Во время повседневного общения и при выполнении диагностических заданий .воспитатель фиксирует ха­рактер звукопроизношения ребенком трудных звуков: сонорных ([р], [рь], [л], [ль]), шипящих ([ш], [ж]), свистящих ([з], |зь], [с], [сь]), звуков [ч], [ц], отмечая замену, искажения, отсутствие звука.

Для выявления умения слышать специально акцентируемый в речи воспитателя звук используется диагностическое задание.

Содержание диагностического задания и критерии оценки.

Педагог. Тебе прочитает стихотворение кто-то еще. А ты послу­шай и отгадай, кто. {Воспитатель читает стихи, акцентируя в речи звуки.)

Мыш-ш-шонку ш-ш-шепчет мыш-ш-шь:

«Ты что ш-ш-шумишь, не спиш-ш-шь?»

Мыш-ш-шонок ш-ш-шепчет мыш-ш-ши:

«Ш-ш-шуметь я буду тиш-ш-ше».

Почему ты думаешь, что это мышонок?

Ж-ж-жук упал и встать не мож-ж-жет.

Ж-ж-ждет он — кто ему помож-ж-ж-жет.

Почему ты думаешь, что это жук?

3 балла — ребенок произносит слова правильно, передавая ритм; чисто и устойчиво произносит звуки, кроме шипящих, сонорных. Слышит и называет акцентируемый в речи звук («это стихотворение читает мышонок»; «это стихотворение жука») и может объяснить.

2 балла — ребенок большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах (коридор); чисто произносит большинство звуков, кроме свистящих, ши­пящих, сонорных. Слышит акцентируемый звук, но объяснения не дает.

1 балл — правильно передает ритм слова, но переставляет слоги во многих словах; наблюдаются многие нарушения звукопроизношения; на акцентируемый звук в стихах реагирует неопреде­ленно (смеется, на вопросы не отвечает).

Педагог. Мишутка пришел с тобой поиграть. Он очень любит стихи и загадки. А ты любишь стихи?

Мишка просит ребенка прочесть свое любимое стихотворение. Если ребенок задание не принимает, тогда Мишка начинает читать стихо­творение А. Барто из серии «Игрушки», а ребенок помогает ему.

Педагог. А еще Мишутка любит загадывать загадки.

Мишутка загадывает ребенку описательную загадку с рифмующейся отгадкой или со звукоподражанием.

На заборе сидит,

«Ку-ка-ре-ку», — кричит,

На голове — гребешок.

Кто же это?

(Петушок.)

Мохнатенькая, усатенькая,

Молочко пьет,

«Мяу-мяу» поет.

(Кошка.)

Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, ему показывают­ся 3 картинки, из которых он выбирает правильную отгадку. В случае затруднения воспитатель показывает правильную отгадку на картинке и еще раз повторяет загадку, наблюдая за реакцией ребенка. Мишутка. А теперь ты загадай мне загадку.

3 балла — эмоционально-положительно воспринимает задание, знает и самостоятельно эмоционально читает стихотворение; от­гадывает загадки и загадывает свою (известную ему или приду­манную им).

2 балла — положительно воспринимает задание, читает стихо­творение вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы; загадку отгадывает по картинкам, выбирая правильную отгадку из нескольких картинок; сам загадку загадать не может.

1 балл — положительно воспринимает задание, только слушает стихотворение, читаемое воспитателем, в процессе чтения не участвует; затрудняется самостоятельно отгадать загадку даже по картинкам, но при предъявлении картинки-отгадки соотносит текст и картинку (радостно улыбается, повторяет отгадку, зву­коподражание). Загадать загадку не может.

Результаты.

Высокий уровень — 5—6 баллов. Средний уровень — 3—4 балла. Низкий уровень — 1—2 балла.

Общая характеристика уровней освоения программы по развитию речи детьми младшего дошкольного возраста представлена в програм­ме «Детство».

Балльная оценка общего уровня развития речи.

Высокий уровень — 18—21 баллов.

Средний уровень — 11—17 баллов.

Низкий уровень — 5—10 баллов.

Далее представлена примерная форма итогового протокола диа­гностики развития речи детей группы
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 5602 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.5/4
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru