Без максимальной актуализации творческих возможностей
каждого человека сложно решать проблемы в любой сфере жизни. Это подчеркивает
ценность творчества в человеческой жизни и усиливает значимость решения
проблемы творческих способностей человека.
В ходе творческой деятельности ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается,
если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Углубляются
представления дошкольников об окружающем мире, о его предметах и явлениях, они
осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и
детали. С помощью творчества каждый ребенок может почувствовать свою
значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем.
Для того чтобы эффективно развивать творчество,
необходимо знать его законы и особенности (общие, возрастные, индивидуальные).
Предложенная диагностика строится на выявлении индивидуальных особенностей
развития творчества детей, так как творчество — процесс субъективный. Он
зависит от индивидуального опыта субъекта. Отсюда вытекает необходимость
исследования особенностей субъекта, его личного опыта. Исследование
особенностей субъекта в развитии творчества можно условно разделить на два
блока: исследование эмоционально-субъектных и исследование
деятельностно-субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в
творчестве.
Особенностью данной методики является возможность определить
с ее помощью не только особенности развития творчества каждого отдельного
ребенка старшего дошкольного возраста, но и группы детей в целом.
По результатам диагностики можно получить данные об
особенностях творчества у ребенка, его отношении к творчеству, представлениях
о творчестве, предпочтениях в выборе видов деятельности. Данная информация
необходима для эффективного развития индивидуального творчества ребенка.
Кроме того, по результатам диагностики педагог получает
возможность объединять детей в группы по уровням развития творчества, по
наиболее предпочитаемому виду детской деятельности, по интересам, по
предпочитаемым партнерам и так далее. Подобная дифференциация делает
педагогический процесс более индивидуализированным.
Для определения развивающего творчество потенциала среды
группы детского сада разработан специальный блок методов. С его помощью
педагог самостоятельно может определить влияние среды на развитие детского
творчества.
Предмет диагностики — особенности развития творчества
старших дошкольников.
Задачи диагностики:
1. Изучить эмоционально-субъектные проявления старших дошкольников
в творчестве.
2. Изучить деятельностно-субъектные проявления старших дошкольников
в творчестве.
3. Определить особенности организации педагогического
процесса, его влияние на развитие творчества старших дошкольников.
Методы данной диагностики можно разделить на три блока.
I блок методов направлен на изучение
эмоционально-субъектных особенностей ребенка (его интересов, предпочитаемых
видов детской деятельности, отношения к творчеству, представлений о
творчестве), которые позволят в дальнейшем конструировать индивидуально-ориентированное
содержание и подбирать специальные методы и формы работы с детьми.
II блок методов изучает деятельностно-субъектные
особенности ребенка, к которым относятся умения ребенка, особенности его поведения.
III блок методов направлен на изучение особенностей
организации педагогического процесса и его влияния на развитие творчества старших
дошкольников.
|