Федеральная образовательная программа дошкольного
образования «Детство» создана коллективом авторов — преподавателей кафедры
дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в 1990 году. В 2000 году, после
десяти лет апробации в дошкольных учреждениях РФ, программа «Детство» была
рекомендована Министерством образования РФ, получила статус федеральной
комплексной программы дошкольного образования (учитывая особенности ступени
дошкольного образования, отсутствие ФГОС дошкольного образования, программа
«Детство» является, по сути, документом, гарантирующим качество дошкольного
образования).
Уникальность программы «Детство» заключается в том, что
впервые в истории отечественного дошкольного образования программу разработал
коллектив кафедры учебного университета под руководством доктора
педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой В.И.Логиновой. Это
единственная в стране программа дошкольного образования, созданная учеными,
готовящими будущих педагогов. Традиционно все существующие программы для
детских садов разрабатывались коллективами авторов научно-исследовательских
институтов и центров.
Новизна программы определяется тем, что впервые
практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания
ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир
широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком,
экологией, математикой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать —
Познавать — Творить» определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка,
которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую
направленность. Содержательная связь между разными разделами программы
позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении
воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве
познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав
себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития
дошкольников, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации
личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и
способностей.
Сегодня образовательная программа «Детство» — один из
широко востребованных документов, в соответствии с которым работают в России
дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий. По
данным Института стратегических исследований в образовании РАО, (2008 год),
программа «Детство» занимает второе место в стране по популярности. По ней
работают около 50% дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации.
Идеи программы постоянно обновляются и развиваются. Авторским
коллективом разрабатываются инновационные педагогические технологии реализации
ее содержания с учетом особенностей современных дошкольников. Библиотеку
программы «Детство» составляют сегодня около 70 пособий, представляющих ее
научно-методическое и методическое обеспечение.
На современном этапе программа «Детство» представляет
собой единый программно-методический комплекс, включающий:
^ комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7
лет;
^ методическое обеспечение программы;
^ методическое обеспечение процесса подготовки педагога,
готового к реализации программы «Детство».
Одной из важнейших задач, связанных с реализацией
программы «Детство», является задача изучения педагогом возможностей и успешности
освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития
дошкольника.
В связи с этим разработка научно-педагогического
инструментария мониторинга развития и воспитания ребенка в образовательном
процессе — сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, которую мы решаем на
страницах нашего сайта.
|