Для оценки особенностей взаимоотношений ребенка со
сверстниками используется метод социометрии (Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой).
В индивидуальной беседе взрослый задает ребенку следующие
вопросы.
С кем ты любишь играть?
Кого бы ты пригласил на день рождения?
С кем бы ты стал дежурить?
Для обработки данных и анализа результатов необходимо
составить список группы и напротив каждой фамилии написать количество выборов:
— «популярные» («звезды») — дети, получившие наибольшее
количество (более четырех) положительных выборов;
— «предпочитаемые» — дети, получившие один-два положительных
выбора;
— «игнорируемые» — дети, не получившие ни положительных,
ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими
сверстниками);
— «отвергаемые» — дети, получившие в основном
отрицательные выборы.
Для изучения особенностей взаимодействия детей вне игры
используется наблюдение за реальным взаимодействием мальчиков и девочек в
детском саду по следующим показателям.
Инициативность. Отражает желание ребенка привлечь к себе
внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения
к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.
Чувствительность к воздействиям сверстника. Отражает
желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения.
Проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании
инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с
действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и
подстраиваться под него.
Преобладающий эмоциональный фон. Проявляется в
эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой
и негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол. Регистрация
поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить
характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная
инициативность (0—1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении
со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности
(2—3 балла) говорят о хорошем уровне развития потребности в общении с детьми
обоего пола. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника,
своеобразная «коммуникативная глухота» (0— 1 балл) говорит о неспособности
видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии
межличностных отношений. В случае преобладания негативного эмоционального
фона (постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется)
ребенок требует особого внимания. Если преобладает положительный фон или
положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы,
то это свидетельствует о позитивном эмоциональном отношении детей обоего пола
друг к другу. |