Диагностическая игровая ситуация «Правила чистюли»
Цель — изучить особенности компетентности детей младшего
и среднего, старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с
соблюдением культурно-гигиенических навыков и умений.
Содержание — две дидактические куклы — Тепа и Клепа. Фотоальбом
с пустыми кармашками, набор рисунков 9x13 или 10x15 см, отображающих Правила
Чистюли (все известные ребенку культурно-гигиенические правила). Чем старше
ребенок, тем больше изображений. Например: ребенок чистит зубы утром,
умывается, вытирается полотенцем, ребенок чистит зубы перед сном, полощет рот
после еды, моет руки с мылом после прогулки, после посещения туалета, перед
едой, принимает душ, моется в ванной с мылом и мочалкой, ухаживает за своим
внешним видом, следит за прической, расчесывает волосы перед сном, пользуется
носовым платком, ухаживает за своей одеждой и обувью, переодевается в домашнюю
одежду, убирает в комнате, убирает игрушки в группе и др.
Ход диагностики.
Педагог приглашает ребенка в игру, разыгрывает перед
ребенком сценку.
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Давай знакомиться. Как тебя зовут?
— Степа, но друзья называют меня просто Тепа.
— А я Клепа, но мама часто меня называет Чистюлей.
— Чистюлей? А почему?
— Потому что я люблю чистоту и порядок. Я всегда опрятная
и аккуратная.
— Я тоже хочу быть как ты. Научи меня, пожалуйста!
— С удовольствием! Слушай и запоминай мои правила,
Правила Чистюли. А чтобы ты лучше запомнил их, я сделаю для тебя фотоальбом
моих правил.
Педагог предлагает ребенку сделать фотоальбом для Тепы,
собрав его из предлагаемых рисунков, объясняя каждое правило. Важно, чтобы эту
задачу ребенок выполнял самостоятельно, без помощи взрослого.
Все вопросы к ребенку следуют после выполнения задания.
Правильность решения игровой задачи становится основным критерием
компетентности ребенка.
Диагностическая игровая ситуация «Режим дня»
Цель — изучить особенности компетентности детей младшего
и среднего, старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с
соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных
режимных моментов.
Содержание. Картинки с изображениями режимных моментов:
ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок
принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за
столом; ребенок на прогулке; ребенок читает, рисует, смотрит телевизор;
ребенок проснулся после дневного сна; ребенок проснулся утром дома; ребенок
идет в детский сад; ребенок умывается, причесывается; ребенок чистит зубы,
вытирается полотенцем; ребенок делает зарядку; ребенок моет руки с мылом;
ребенок одевается; ребенок раздевается; ребенок здоровается, приветствует родителей,
сверстников. Можно дополнить данный список другими картинками. На картинках
может быть изображен не один ребенок, а несколько детей (мальчик и девочка) в
тех же ситуациях.
Ход диагностики.
Педагог предлагает ребенку поиграть с ним в игру.
Карточки раскладываются произвольно на столе. Обязательно дается время для
ознакомления ребенка с ними. Затем педагог просит ребенка выложить карточки в
правильной последовательности: «Положи так картинки, как ты себя ведешь, когда
приходишь в детский сад. Покажи, что ты делаешь дома с утра, когда
просыпаешься». Обязательно помогайте ребенку уточняющими вопросами: «Это ты
пришел с прогулки или собираешься на прогулку? А что ты делаешь после
прогулки? Для чего мы это делаем?»
После того как картинки будут выложены в определенной
последовательности, педагог просит ребенка рассказать, что делает мальчик или
девочка в течение дня или в определенное время суток дома и в детском саду.
В диагностике детей младшего дошкольного возраста
возможно использование не всех, а двух-трех последовательных картинок из набора.
Например, ребенок моет руки с мылом, вытирает полотенцем, садится за стол
обедать. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной
последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках,
почему именно в такой последовательности.
Важно, чтобы ребенок решил игровую задачу самостоятельно,
все вопросы и комментарии следуют после выполнения задания. Правильность
решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.
Диагностическая игровая ситуация «Здоровые зубы»
Цель — изучить особенности компетентности детей
дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья
зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.
Содержание. Игровое двухцветное панно красного и зеленого
цветов (возможно в виде двухцветного дерева), набор карточек с изображениями
вредных и полезных для здоровья зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций
(возможно в виде листочков или яблочек): зубная паста и щетка; щетки разных
размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий
чай; ребенок, разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами;
чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; витамины; улыбающийся
ребенок, посещающий врача-стоматолога; расстроенный ребенок в кабинете у
врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной. Можно дополнить данный список
другими картинками. На зеленой части панно располагается здоровый беленький
улыбающийся зубик, на красной — грустный, со слезинкой больной зубик. Для детей
младшего дошкольного возраста фон картинок в соответствии с содержанием может
быть красного и зеленого цветов как дополнительный ориентир в решении игровой
задачи.
Ход диагностики.
Педагог приглашает ребенка в игру. Раскладывает панно и
предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один
зубик счастливым, а другой — несчастным. После решения игровой задачи педагог
уточняет у ребенка, почему он расположил карточку именно в этой части панно.
Чем старше ребенок, тем больше картинок предлагается ему для игры.
Правильность решения игровой задачи становится основным
критерием компетентности ребенка.
Диагностическая игровая ситуация «Опасные предметы»
Цель — изучить особенности компетентности детей
дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил безопасного
поведения в процессе действий с опасными предметами.
Содержание. Набор картинок с изображениями опасных
бытовых предметов: нож, иголки, ножницы, гвозди, молоток, розетка, шнур с
вилкой, огонь в камине, горящая конфорка. Как и в предыдущих случаях, этот
список может быть продолжен, можно дополнить его бытовыми приборами, которые
сейчас в избытке есть в каждом доме. Набор картинок с изображениями опасных и
безопасных действий с перечисленными предметами.
Ход диагностики.
Педагог приглашает ребенка в игру. Взрослый отбирает
картинку с изображением опасного предмета, с которым ребенок встречается в
быту, чаще — в домашних условиях. Задается ряд уточняющих вопросов: «Скажи,
пожалуйста, что это за предмет» или «Знаком ли тебе этот предмет? Назови его»,
«Почему мы называем этот предмет опасным?» Дальше педагог просит ребенка
отобрать картинки, на которых человек правильно использует данный предмет и
тогда он не опасен для его здоровья. Затем ребенок отбирает картинки, на
которых человек ведет себя неправильно и тогда предметы становятся опасными.
После выполнения задачи педагог просит ребенка
прокомментировать свой выбор, особенно случаи, в которых допущена ошибка.
Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности
ребенка.
Диагностическая игровая ситуация «Первая помощь»
Цель — изучить особенности компетентности детей старшего
дошкольного возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Содержание игры. Картинки с изображением ребенка
(мальчик/девочка), который получил травму: ожог, синяк, ссадину, порез, укол
иглой или другим острым предметом и др. Кукла — мальчик/девочка. Аптечка: бинт,
марлевые салфетки, вата, йод, зеленка, палочки с ватой, лейкопластырь, чистая вода,
имитация кусочков льда. Картинки с изображением расстроенного, плачущего,
страдающего, одинокого и т.п. ребенка (мальчика/девочки).
Ход диагностики.
Педагог предлагает дошкольнику (с учетом его половой
принадлежности) выбрать любую картинку, на которой изображен ребенок,
получивший травму. Задается ряд уточняющих вопросов: «Что произошло с
ребенком? Что получилось в результате? От чего он страдает? Можем мы ему
помочь? Как?»
Ребенок самостоятельно достает содержимое аптечки,
отбирает необходимые предметы и оказывает кукле необходимую помощь. Все
действия ребенок осуществляет самостоятельно. Вопросы задаются только после
того, как ребенок решил поставленную перед ним задачу. Таким же образом
решаются задачи, связанные с эмоциональным состоянием ребенка, изображенного
на картинке. Здесь можно использовать звуковую куклу для создания более
реалистичной ситуации.
Верность решения игровой задачи становится основным
критерием компетентности ребенка.
Диагностическое лото «Опасное путешествие»
Цель — изучить особенности компетентности детей старшего
дошкольного возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Содержание игры. Игровое поле, на котором изображен
маршрут путешествия с картинками-вопросами, набор карточек с
картинками-ответами, набор фишек разного цвета; игровой кубик.
Ход диагностики.
Задача для ребенка — правильно ответить на
вопрос-картинку и подобрать к нему нужную картинку-ответ. Перечень
вопросов-картинок: «Что делать при укусе животного? При падении во время
подвижных или спортивных игр? При солнечном ударе? При перегревании на солнце?
При ушибе конечностей и туловища? При растяжении, переломе, вывихе? При
отравлении пищей (грибами, ягодами)? При укусе змеи (ядовитой, неядовитой)? При
укусе комаром, лесным клещом, блохой? При ожоге? При ударе головой? Как помочь
тонущему человеку?»
В диагностике принимают участие несколько детей (от двух
человек). Перед началом игры ведущий — воспитатель — помогает им выбрать
фишку, разыгрывает очередность ходов; карточки с картинками-ответами находятся
у ведущего.
Педагог
объясняет правила: если фишка по ходу игры попадает в кружок зеленого цвета, то
играющий должен дать правильный ответ на вопрос. Если ответ правильный (номер
на обратной стороне карточки должен совпадать с номером вопроса), то ведущий
выдает играющему картинку-ответ, которая кладется на картинку-вопрос, закрывая
ее, также ребенок получает дополнительную возможность бросить кубик,
продвинувшись на несколько шагов вперед. Выигрывает тот, кто первым попадет в
парк. |