Цель опросника — изучить особенности представлений
дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию,
укреплению и сохранению.
Раздел 1. Строение человеческого тела
Цель — изучить особенности знаний детей о строении тела
человека.
Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием
пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в
совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном
режиме. Результаты беседы заносятся в протокол, форма которого представлена в
приложении
Вопросы для детей младшего дошкольного возраста Кто это?
Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что
это?» — помогает воспитатель малышу). Зачем человеку голова? Что человек делает
с помощью рук? Что человек делает с помощью ног?
Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится
внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и
посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).
Вопросы для детей среднего дошкольного возраста
Кто это?
Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста.
Как ты думаешь, у человека есть главные части тела?
Какие, назови, пожалуйста. Почему эти части тела главные?
Может ли человек прожить без руки? А без головы?
(Дополнительные вопросы, если ребенок испытывает затруднения.)
Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова?
Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если
знаешь.
Критерии оценки
1. Знание частей тела человека, их обозначение в слове,
объяснение их назначения.
2. Адекватность ответа на вопрос.
3. Активность ребенка в диалоге, эрудированность. Уровни
знаний детей
Высокий:
ребенок знает все части тела человека, правильно называет
их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих
знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.
Средний:
ребенок называет части тела человека, объясняет их
назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных
ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий:
ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела
человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается
отвечать или не отвечает на вопросы.
Раздел 2. Правила чистюли
Цель — изучить особенности знаний детей младшего и
среднего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).
В диагностике используются диафильмы — последовательные
сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за
ушами и кожей, бережного отношения к глазам.
Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая
проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на
картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную
эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая
его в разговор.
Примерные вопросы по картинкам (диафильм «Правила чистюли:
умывание рук»):
Что делает девочка?
Зачем она хочет помыть руки?
Зачем намыливать руки мылом?
Зачем вытирать руки?
Чем вытирает руки девочка?
А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?
Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно полистать
диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные
вопросы: «А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»
Критерии оценки
1. Знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение
в слове.
2. Целостность рассказа по картинке, знание алгоритма
действий личной гигиены.
3. Обоснованность действий ребенка изображенного на
картинке.
4. Соотнесение изображаемых действий на картинках с
личным опытом (перенос).
Уровни знаний детей
Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно
называет их и знает, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны,
объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен
в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний: ребенок называет правила личной гигиены,
объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные
ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные
трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.
Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил
личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку,
лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается
отвечать или не отвечает на вопросы.
В организации диагностики представлений детей о здоровье
очень важно использовать дополнительные диагностические методы с целью изучения
переноса продемонстрированных ребенком знаний в реальную жизнь, повседневную
практику. В данном случае воспитателю необходимо наблюдать за ребенком в
процессе умывания, чтобы сделать выводы о компетентности воспитанника, его
готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения. Результаты наблюдения позволят педагогу увидеть особенности
применения ребенком здоровьссберегающих знаний, умений и навыков в повседневной
жизнедеятельности, уточнить, насколько действенны эти знания, позволяют ли они
воспитаннику быть компетентным, или же это «застывшие» знания, которые не
соотносятся ребенком с реальной жизнью (знает, но не делает или делает все
наоборот).
Основными критериями в ходе наблюдения становятся:
✓ применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и
навыков в жизни;
✓ актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков
в конкретной жизненной ситуации;
✓ решение задачи, содействующее сохранению собственного
здоровья;
✓ самостоятельность решения.
Результаты
наблюдения фиксируются в протоколе. |