1 часть
Цель — выявление уровня развития связной речи.
Задачи:
1. Выявить уровень владения диалогической и полилогической
речью.
2. Изучить особенности монологической речи в процессе составления
описательного рассказа.
Методика предъявления задания.
Педагог. Посмотрите, какой необычный герой сегодня к нам
пришел (показывает игрушку Лунтика — образ персонажа знакомого мультфильма.
Далее беседа с подгруппой детей ведется от имени Лунтика.)
Лунтик. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Догадайтесь, почему
меня зовут Лунтик? Правильно, я прилетел с Луны, поэтому на Земле я многого не
знаю. В вашем детском саду я увидел картину с необыкновенными существами. У них
мохнатые мордочки, острые ушки и четыре ноги. Кто это?
После детских высказываний воспитатель показывает картину
«Собака со щенками», «Кошка с котятами» или другую аналогичную картину.
Содержание диагностического задания и критерии оценки.
Дети высказывают свои предположения, задают уточняющие вопросы,
пытаясь выяснить, о ком идет речь. Проводится беседа по картине.
Лунтик. Про кого эта картина?
Как зовут собаку?
Как называются ее детеныши?
Почему собака не убегает?
Чем занимаются щенки?
Какого цвета шерсть у щенка?
Кто из щенков больше нравится? Почему?
Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о нем.
3 балла - инициативно поддерживает беседу на тему, устанавливает
связи и может обосновать свое суждение; отвечает четко, развернуто, задает
вопросы.
2 балла — отвечая на вопросы, использует форму простого предложения;
не проявляет инициативы, затрудняется в установлении причинно-следственных
связей и их речевом выражении.
1 балл — пассивно участвует в беседе, слушая других и вставляя
отдельные слова.
0 баллов —в беседе не участвует.
Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о них.
Вспомни, каких животных ты видел в зоопарке? Расскажи о
каком-нибудь животном.
Если дети знакомы со схемой описательного рассказа, то
возможен рассказ по схеме.
3 балла — самостоятельно составляет описательный рассказ.
2 балла — описательный рассказ составляет с незначительной
помощью взрослого (подсказка слова, формулировки мысли).
1 балл — описательный рассказ составляет по вопросам
взрослого.
0 баллов — описательный рассказ составлять отказывается.
Педагог. Лунтик хочет узнать, какие еще животные живут у бабушки
в деревне. Вспомни рассказ, который мы читали, и расскажи ему о курочке.
Индивидуальный пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка»
после предварительного чтения и обсуждения его в подгруппе детей.
3 балла — самостоятельно воспроизводит все смысловые и языковые
компоненты текста без нарушения лексико-грамматических норм.
2 баяла — пересказывает текст с незначительными сокращениями
при минимальной помощи взрослого; наблюдается стереотипность высказываний.
1 балл — пересказывает по вопросам, допуская значительные
сокращения, повторы, неадекватные замены.
0 баллов — отказывается от пересказа. Результаты.
Высокий уровень успешности выполнения заданий — 6—9 баллов
(70%—100%).
Средний уровень успешности — 4—5 баллов (49,9%—50%). Низкий
уровень успешности — менее 3 баллов (менее 49,9%).
2 часть
Цель — выявление уровня развития словаря детей. Задачи:
1. Выявить особенности активного словаря детей: умение обозначать
словом название предметов, их строение.
2. Определить умение использовать в речи обозначения качеств и
свойств предметов и материалов, обследовательских действий.
3. Выявить возможности использования в речи слов, обозначающих
видовые и родовые обобщения.
4. Выявить умение использовать слова и выражения, необходимые
для установления отношений с окружающими, — формы вежливого обращения (слова
приветствия, прощания, благодарности, приглашения и т.д.). |