Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 24.04.2024, 06:24

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Особенности проявления субъектной позиции у дошкольников в процессе применения освоенного экологического опыта

Субъектная позиция ребенка может прослеживаться в следующих поведенческих проявлениях:

^ в повышенной эмоциональной отзывчивости, которая проявляется в переживании радости, удовольствия при общении, а также в пережи­вании неблагоприятного состояния растения или животного;

^ в повышенном познавательном интересе, желании узнать больше, подробнее о тех или иных объектах, что проявляется в разнообраз­ных вопросах детей, высказываниях о желании узнать, попытках к самостоятельному поиску информации, способности к самостоя­тельным умозаключениям и обобщениям;

^ в активности высказываний по поводу как правильных, так и не­правильных поступков по отношению к природе; осуждение не­правильных поступков, желание предупредить такое поведение у детей и взрослых;

^ в способности самостоятельно и качественно осуществлять уход за животными и растениями, сохраняя их целостность и связь со средой, достижение конечного результата в деятельности;

^ в способности увидеть и определить состояние другого человека, взрослого, сверстника, учитывать его при общении, помочь при необходимости, в проявлении эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, инициативности в принятии при необходи­мости мер.

Также в ходе самостоятельного практикования освоенного эколо­гического опыта могут наблюдаться особенности проявления личност­ной позиции во взаимодействии с природой, которые можно объеди­нить в следующие условно названные группы.

Для детей, составивших группу «доброжелатели», характерна вы­раженная положительная направленность, отношения к природным объектам, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе обща­ются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Испытывают удовольствие от деятельности с природными объек­тами. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь жи­вому, но самостоятельно не всегда видят ее необходимость. Как правило, «доброжелателей» отличает недостаточная активность в действенной реализации эмоционально-ценностного отношения к природе.

Дети-помощники» характеризуются ярко выраженной потребнос­тью помогать природе, самостоятельно и качественно ухаживать за знакомыми живыми существами, понимая направленность ухода на создание условий для жизни живого, значимость заботливого и береж­ного отношения для животных и растений. Дети сами проявляют осо­знанное и достаточно устойчивое гуманное отношение к природе, не нарушают правил взаимодействия с ней, но недостаточно требуют этого от других, теряются в новых, нестандартных ситуациях.

Дети-«защитники» проявляют гуманное отношение ко всем живым существам, встречающимся в их жизни, отличаются готовностью бес­корыстно помочь, пожертвовать своим покоем для благополучия жи­вого. Отношение к природе гуманистически направлено, осознанно, устойчиво. Дети демонстрируют активную позицию: требовательны к себе и к другим в соблюдении правил экологически-целесообразного поведения, вступают в активную защиту живого, пытаются предупре­дить негативные поступки других, поправляют последствия их непра­вильного поведения в природе, не теряются в новых, нестандартных ситуациях. Проявление гуманного отношения к природе для них и требование соблюдения этого от других стало для них потребностью, дети осознают его нравственный смысл.

 

Объем знаний — сколько природных объектов ребенок узнает и правильно называет. Перечень объектов природы обозначен в образо­вательной программе.

Полнота знаний — сколько признаков объекта ребенок называет. Это можно увидеть при описании объекта природы (расскажи, какой еж).

Существенность знаний проявляется при группировке объектов природы. Признаки, по которым ребенок относит объект природы к группе подобных: «Воробей — это птица, у нее есть клюв и крылья — клюет зернышки». В этом высказывании ребенок называет существен­ные признаки — клюв и крылья и несущественные — клюет зернышки (так как не все птицы клюют зерна), но его высказывание отвечает критерию существенности, поскольку он смог назвать хотя бы один существенный признак.

Обобщенность знаний — умение ребенка называть общие сущест­венные признаки группы природных объектов. Ребенок легко группи­рует природные объекты и объясняет основания группировки (это все птицы, у них у всех есть клюв, два крыла и две лапы, тело покрыто перьями, появляются из яйца).

Системность — умение устанавливать экологические связи: между строением органа и функцией (крылья — чтобы летать), между состо­янием объекта и неудовлетворенностью потребности (растение опус­тило листья — не хватает влаги), между строением живого объекта и средой обитания (рыбы плавают в воде, у них обтекаемая форма тела, плавники, чтобы легко передвигаться в плотной водной среде и т.д.), между состоянием живого объекта и изменениями условий среды (осе­нью меньше света, тепла, поэтому листья деревьев меняют окраску и опадают и т.д.), связи в экосистеме (на лугу много бабочек, жуков, потому что много цветущих растений, которые дают им питание).

Умения познавательной деятельности, которые обозначены в таб­лице как критерии, подразумевают умения ребенка устанавливать су­щественные связи, значимые для осуществления ухода, существенные признаки объекта природы, значимые для выбора способов и средств деятельности.

Умения практической деятельности предполагает овладение ребен­ком способами ухода за живыми объектами. Планирование деятельнос­ти — более существенный критерий для детей старшего дошкольного возраста. Его проявления можно увидеть при рассказе дошкольника о том, как он будет поливать (рыхлить, пересаживать, убирать пыль с листьев и т.д.). Обращается внимание на то, верно ли ребенок выстра­ивает последовательность деятельности, пропускает ли отдельные зве­нья, значимые для целостного трудового процесса (о цели, о подборе средств труда, о последовательности трудовых действий, о предполага­емом результате). Самостоятельность ухода оценивается по тому, может ли ребенок сам выполнить уход за растением от постановки цели до получения результата или нуждается в помощи взрослого, при этом помощь взрослого может быть разной — от подсказки до действенного включения в совместную с ребенком деятельность. Оценка результата своей деятельности значима, если ребенок понимает, что помог расте­нию, а не просто действовал с водой и инструментами.

Интерес к природе как критерий отношения может проявляться в выборе объекта наблюдения, в количестве наблюдений за одним объектом природы, в заинтересованном обследовании объекта и дли­тельности обследования, в предпочтении деятельности, связанной с взаимодействием с природой, в выборе книг для чтения и рассмат­ривания, в вопросах (почему, зачем), в проявлении инициативы в разговорах об интересующих ребенка природном объекте и объектах, деятельности.

Положительный эмоциональный отклик выражается в мимике, эмоциональных возгласах в призыве о помощи живому существу.

Эстетические суждения о природе — это высказывания детей о красоте природы, насыщенные эмоциональными эпитетами, сравне­ниями.

Стремление к совершению гуманных поступков проявляется в дей­ственных актах помощи живому объекту, его защите, обереганию.

Следует отметить, что опыт гуманных поступков у ребенка только начинает складываться, и если ребенок, наряду с ошибочным поведе­нием в природе, уже начинает помогать и защищать некоторых живых, то следует признать, что данный критерий в его поведении проявля­ется. Гуманные проявления ребенка можно увидеть по отношению к хорошо знакомым природным объектам.

Как заполнять таблицу?

Педагог может выбрать геометрическую фигуру и цветом выбран­ной фигуры обозначить уровень экологической воспитанности детей. Мы предлагаем взять за основу принцип светофора:

^ красный — низкий уровень;

^ желтый — средний уровень;

^ зеленый — высокий уровень.

В примечании обозначаются общие сведения, касающиеся того или иного ребенка. Если преобладает красный цвет, то экологическая вос­питанность только начинает складываться и ребенку необходима су­щественная помощь взрослого. Если преобладает желтый цвет, то у ребенка достаточный уровень экологической воспитанности, однако он требует поддержки в обогащении экологической воспитанности. Если преобладает зеленый цвет, то у ребенка высокий уровень эколо­гической воспитанности, он сам может быть примером для других детей и ему важно создать условия для полной реализации его гуман­но-ценностного взаимодействия с природой.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.09.2012)
Просмотров: 1497 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru