Субъектная позиция ребенка может прослеживаться в следующих
поведенческих проявлениях:
^ в повышенной эмоциональной отзывчивости, которая проявляется
в переживании радости, удовольствия при общении, а также в переживании
неблагоприятного состояния растения или животного;
^ в повышенном познавательном интересе, желании узнать больше,
подробнее о тех или иных объектах, что проявляется в разнообразных вопросах
детей, высказываниях о желании узнать, попытках к самостоятельному поиску
информации, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям;
^ в активности высказываний по поводу как правильных, так и неправильных
поступков по отношению к природе; осуждение неправильных поступков, желание
предупредить такое поведение у детей и взрослых;
^ в способности самостоятельно и качественно осуществлять уход
за животными и растениями, сохраняя их целостность и связь со средой,
достижение конечного результата в деятельности;
^ в способности увидеть и определить состояние другого человека,
взрослого, сверстника, учитывать его при общении, помочь при необходимости, в
проявлении эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, инициативности в
принятии при необходимости мер.
Также в ходе самостоятельного практикования освоенного экологического
опыта могут наблюдаться особенности проявления личностной позиции во
взаимодействии с природой, которые можно объединить в следующие условно
названные группы.
Для детей, составивших группу «доброжелатели», характерна выраженная
положительная направленность, отношения к природным объектам, в их поведении не
наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной
инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.
Испытывают удовольствие от деятельности с природными объектами. Охотно
откликаются на предложение взрослого помочь живому, но самостоятельно не
всегда видят ее необходимость. Как правило, «доброжелателей» отличает
недостаточная активность в действенной реализации эмоционально-ценностного отношения
к природе.
Дети-помощники» характеризуются ярко выраженной потребностью
помогать природе, самостоятельно и качественно ухаживать за знакомыми живыми
существами, понимая направленность ухода на создание условий для жизни живого,
значимость заботливого и бережного отношения для животных и растений. Дети
сами проявляют осознанное и достаточно устойчивое гуманное отношение к
природе, не нарушают правил взаимодействия с ней, но недостаточно требуют этого
от других, теряются в новых, нестандартных ситуациях.
Дети-«защитники» проявляют гуманное отношение ко всем живым
существам, встречающимся в их жизни, отличаются готовностью бескорыстно
помочь, пожертвовать своим покоем для благополучия живого. Отношение к природе
гуманистически направлено, осознанно, устойчиво. Дети демонстрируют активную
позицию: требовательны к себе и к другим в соблюдении правил
экологически-целесообразного поведения, вступают в активную защиту живого,
пытаются предупредить негативные поступки других, поправляют последствия их неправильного
поведения в природе, не теряются в новых, нестандартных ситуациях. Проявление
гуманного отношения к природе для них и требование соблюдения этого от других
стало для них потребностью, дети осознают его нравственный смысл.
Объем знаний — сколько природных объектов ребенок узнает и
правильно называет. Перечень объектов природы обозначен в образовательной
программе.
Полнота знаний — сколько признаков объекта ребенок называет.
Это можно увидеть при описании объекта природы (расскажи, какой еж).
Существенность знаний проявляется при группировке объектов
природы. Признаки, по которым ребенок относит объект природы к группе подобных:
«Воробей — это птица, у нее есть клюв и крылья — клюет зернышки». В этом
высказывании ребенок называет существенные признаки — клюв и крылья и
несущественные — клюет зернышки (так как не все птицы клюют зерна), но его
высказывание отвечает критерию существенности, поскольку он смог назвать хотя
бы один существенный признак.
Обобщенность знаний — умение ребенка называть общие существенные
признаки группы природных объектов. Ребенок легко группирует природные объекты
и объясняет основания группировки (это все птицы, у них у всех есть клюв, два
крыла и две лапы, тело покрыто перьями, появляются из яйца).
Системность — умение устанавливать экологические связи: между
строением органа и функцией (крылья — чтобы летать), между состоянием объекта
и неудовлетворенностью потребности (растение опустило листья — не хватает
влаги), между строением живого объекта и средой обитания (рыбы плавают в воде,
у них обтекаемая форма тела, плавники, чтобы легко передвигаться в плотной
водной среде и т.д.), между состоянием живого объекта и изменениями условий
среды (осенью меньше света, тепла, поэтому листья деревьев меняют окраску и
опадают и т.д.), связи в экосистеме (на лугу много бабочек, жуков, потому что
много цветущих растений, которые дают им питание).
Умения познавательной деятельности, которые обозначены в таблице
как критерии, подразумевают умения ребенка устанавливать существенные связи,
значимые для осуществления ухода, существенные признаки объекта природы,
значимые для выбора способов и средств деятельности.
Умения практической деятельности предполагает овладение ребенком
способами ухода за живыми объектами. Планирование деятельности — более
существенный критерий для детей старшего дошкольного возраста. Его проявления
можно увидеть при рассказе дошкольника о том, как он будет поливать (рыхлить,
пересаживать, убирать пыль с листьев и т.д.). Обращается внимание на то, верно
ли ребенок выстраивает последовательность деятельности, пропускает ли
отдельные звенья, значимые для целостного трудового процесса (о цели, о
подборе средств труда, о последовательности трудовых действий, о предполагаемом
результате). Самостоятельность ухода оценивается по тому, может ли ребенок сам
выполнить уход за растением от постановки цели до получения результата или
нуждается в помощи взрослого, при этом помощь взрослого может быть разной — от
подсказки до действенного включения в совместную с ребенком деятельность.
Оценка результата своей деятельности значима, если ребенок понимает, что помог
растению, а не просто действовал с водой и инструментами.
Интерес к природе как критерий отношения может проявляться в
выборе объекта наблюдения, в количестве наблюдений за одним объектом природы, в
заинтересованном обследовании объекта и длительности обследования, в
предпочтении деятельности, связанной с взаимодействием с природой, в выборе
книг для чтения и рассматривания, в вопросах (почему, зачем), в проявлении
инициативы в разговорах об интересующих ребенка природном объекте и объектах,
деятельности.
Положительный эмоциональный отклик выражается в мимике,
эмоциональных возгласах в призыве о помощи живому существу.
Эстетические суждения о природе — это высказывания детей о
красоте природы, насыщенные эмоциональными эпитетами, сравнениями.
Стремление к совершению гуманных поступков проявляется в действенных
актах помощи живому объекту, его защите, обереганию.
Следует отметить, что опыт гуманных поступков у ребенка только
начинает складываться, и если ребенок, наряду с ошибочным поведением в
природе, уже начинает помогать и защищать некоторых живых, то следует признать,
что данный критерий в его поведении проявляется. Гуманные проявления ребенка можно
увидеть по отношению к хорошо знакомым природным объектам.
Как заполнять таблицу?
Педагог может выбрать геометрическую фигуру и цветом выбранной
фигуры обозначить уровень экологической воспитанности детей. Мы предлагаем
взять за основу принцип светофора:
^ красный — низкий уровень;
^ желтый — средний уровень;
^ зеленый — высокий уровень.
В
примечании обозначаются общие сведения, касающиеся того или иного ребенка. Если
преобладает красный цвет, то экологическая воспитанность только начинает
складываться и ребенку необходима существенная помощь взрослого. Если
преобладает желтый цвет, то у ребенка достаточный уровень экологической
воспитанности, однако он требует поддержки в обогащении экологической
воспитанности. Если преобладает зеленый цвет, то у ребенка высокий уровень
экологической воспитанности, он сам может быть примером для других детей и ему
важно создать условия для полной реализации его гуманно-ценностного
взаимодействия с природой. |