Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 22.09.2018, 00:30

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Особенности проявления субъектной позиции у дошкольников в процессе применения освоенного экологического опыта

Субъектная позиция ребенка может прослеживаться в следующих поведенческих проявлениях:

^ в повышенной эмоциональной отзывчивости, которая проявляется в переживании радости, удовольствия при общении, а также в пережи­вании неблагоприятного состояния растения или животного;

^ в повышенном познавательном интересе, желании узнать больше, подробнее о тех или иных объектах, что проявляется в разнообраз­ных вопросах детей, высказываниях о желании узнать, попытках к самостоятельному поиску информации, способности к самостоя­тельным умозаключениям и обобщениям;

^ в активности высказываний по поводу как правильных, так и не­правильных поступков по отношению к природе; осуждение не­правильных поступков, желание предупредить такое поведение у детей и взрослых;

^ в способности самостоятельно и качественно осуществлять уход за животными и растениями, сохраняя их целостность и связь со средой, достижение конечного результата в деятельности;

^ в способности увидеть и определить состояние другого человека, взрослого, сверстника, учитывать его при общении, помочь при необходимости, в проявлении эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, инициативности в принятии при необходи­мости мер.

Также в ходе самостоятельного практикования освоенного эколо­гического опыта могут наблюдаться особенности проявления личност­ной позиции во взаимодействии с природой, которые можно объеди­нить в следующие условно названные группы.

Для детей, составивших группу «доброжелатели», характерна вы­раженная положительная направленность, отношения к природным объектам, в их поведении не наблюдается негативных проявлений. Дошкольники с удовольствием, по собственной инициативе обща­ются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни. Испытывают удовольствие от деятельности с природными объек­тами. Охотно откликаются на предложение взрослого помочь жи­вому, но самостоятельно не всегда видят ее необходимость. Как правило, «доброжелателей» отличает недостаточная активность в действенной реализации эмоционально-ценностного отношения к природе.

Дети-помощники» характеризуются ярко выраженной потребнос­тью помогать природе, самостоятельно и качественно ухаживать за знакомыми живыми существами, понимая направленность ухода на создание условий для жизни живого, значимость заботливого и береж­ного отношения для животных и растений. Дети сами проявляют осо­знанное и достаточно устойчивое гуманное отношение к природе, не нарушают правил взаимодействия с ней, но недостаточно требуют этого от других, теряются в новых, нестандартных ситуациях.

Дети-«защитники» проявляют гуманное отношение ко всем живым существам, встречающимся в их жизни, отличаются готовностью бес­корыстно помочь, пожертвовать своим покоем для благополучия жи­вого. Отношение к природе гуманистически направлено, осознанно, устойчиво. Дети демонстрируют активную позицию: требовательны к себе и к другим в соблюдении правил экологически-целесообразного поведения, вступают в активную защиту живого, пытаются предупре­дить негативные поступки других, поправляют последствия их непра­вильного поведения в природе, не теряются в новых, нестандартных ситуациях. Проявление гуманного отношения к природе для них и требование соблюдения этого от других стало для них потребностью, дети осознают его нравственный смысл.

 

Объем знаний — сколько природных объектов ребенок узнает и правильно называет. Перечень объектов природы обозначен в образо­вательной программе.

Полнота знаний — сколько признаков объекта ребенок называет. Это можно увидеть при описании объекта природы (расскажи, какой еж).

Существенность знаний проявляется при группировке объектов природы. Признаки, по которым ребенок относит объект природы к группе подобных: «Воробей — это птица, у нее есть клюв и крылья — клюет зернышки». В этом высказывании ребенок называет существен­ные признаки — клюв и крылья и несущественные — клюет зернышки (так как не все птицы клюют зерна), но его высказывание отвечает критерию существенности, поскольку он смог назвать хотя бы один существенный признак.

Обобщенность знаний — умение ребенка называть общие сущест­венные признаки группы природных объектов. Ребенок легко группи­рует природные объекты и объясняет основания группировки (это все птицы, у них у всех есть клюв, два крыла и две лапы, тело покрыто перьями, появляются из яйца).

Системность — умение устанавливать экологические связи: между строением органа и функцией (крылья — чтобы летать), между состо­янием объекта и неудовлетворенностью потребности (растение опус­тило листья — не хватает влаги), между строением живого объекта и средой обитания (рыбы плавают в воде, у них обтекаемая форма тела, плавники, чтобы легко передвигаться в плотной водной среде и т.д.), между состоянием живого объекта и изменениями условий среды (осе­нью меньше света, тепла, поэтому листья деревьев меняют окраску и опадают и т.д.), связи в экосистеме (на лугу много бабочек, жуков, потому что много цветущих растений, которые дают им питание).

Умения познавательной деятельности, которые обозначены в таб­лице как критерии, подразумевают умения ребенка устанавливать су­щественные связи, значимые для осуществления ухода, существенные признаки объекта природы, значимые для выбора способов и средств деятельности.

Умения практической деятельности предполагает овладение ребен­ком способами ухода за живыми объектами. Планирование деятельнос­ти — более существенный критерий для детей старшего дошкольного возраста. Его проявления можно увидеть при рассказе дошкольника о том, как он будет поливать (рыхлить, пересаживать, убирать пыль с листьев и т.д.). Обращается внимание на то, верно ли ребенок выстра­ивает последовательность деятельности, пропускает ли отдельные зве­нья, значимые для целостного трудового процесса (о цели, о подборе средств труда, о последовательности трудовых действий, о предполага­емом результате). Самостоятельность ухода оценивается по тому, может ли ребенок сам выполнить уход за растением от постановки цели до получения результата или нуждается в помощи взрослого, при этом помощь взрослого может быть разной — от подсказки до действенного включения в совместную с ребенком деятельность. Оценка результата своей деятельности значима, если ребенок понимает, что помог расте­нию, а не просто действовал с водой и инструментами.

Интерес к природе как критерий отношения может проявляться в выборе объекта наблюдения, в количестве наблюдений за одним объектом природы, в заинтересованном обследовании объекта и дли­тельности обследования, в предпочтении деятельности, связанной с взаимодействием с природой, в выборе книг для чтения и рассмат­ривания, в вопросах (почему, зачем), в проявлении инициативы в разговорах об интересующих ребенка природном объекте и объектах, деятельности.

Положительный эмоциональный отклик выражается в мимике, эмоциональных возгласах в призыве о помощи живому существу.

Эстетические суждения о природе — это высказывания детей о красоте природы, насыщенные эмоциональными эпитетами, сравне­ниями.

Стремление к совершению гуманных поступков проявляется в дей­ственных актах помощи живому объекту, его защите, обереганию.

Следует отметить, что опыт гуманных поступков у ребенка только начинает складываться, и если ребенок, наряду с ошибочным поведе­нием в природе, уже начинает помогать и защищать некоторых живых, то следует признать, что данный критерий в его поведении проявля­ется. Гуманные проявления ребенка можно увидеть по отношению к хорошо знакомым природным объектам.

Как заполнять таблицу?

Педагог может выбрать геометрическую фигуру и цветом выбран­ной фигуры обозначить уровень экологической воспитанности детей. Мы предлагаем взять за основу принцип светофора:

^ красный — низкий уровень;

^ желтый — средний уровень;

^ зеленый — высокий уровень.

В примечании обозначаются общие сведения, касающиеся того или иного ребенка. Если преобладает красный цвет, то экологическая вос­питанность только начинает складываться и ребенку необходима су­щественная помощь взрослого. Если преобладает желтый цвет, то у ребенка достаточный уровень экологической воспитанности, однако он требует поддержки в обогащении экологической воспитанности. Если преобладает зеленый цвет, то у ребенка высокий уровень эколо­гической воспитанности, он сам может быть примером для других детей и ему важно создать условия для полной реализации его гуман­но-ценностного взаимодействия с природой.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.09.2012)
Просмотров: 972 | Теги: педагогические программы для ДОУ, воспитателю детсада, образовательные программы для детск, методисту детсада, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru