Цель второго направления диагностики: изучить отношение родителей
к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания.
Задачи:
1. Выявить интерес у родителей к литературе и их знания в
области детской литературы.
2. Определить наличие интереса к использованию литературы в
воспитании ребенка.
3. Определить у родителей особенности знаний о задачах, содержании
и методах ознакомления детей с литературой и своеобразие умений применять их в
литературном развитии ребенка в семье.
Для решения этих задач проводятся анкетирование родителей, а
также индивидуальная беседа с включением практических заданий.
Анкетирование родителей
№ 1
Цель: определить особенности знаний родителей о задачах, содержании
и методах ознакомления детей с литературой, умение их применять и наличие у
родителей интереса к повышению уровня знаний о литературном развитии детей.
Вопросы анкеты:
1. Оцените богатство вашей семейной библиотеки (как много книг
хранится в ней?):
а) нет домашней библиотеки;
б) в домашней библиотеке не более ста книг;
в) домашняя библиотека достаточно большая, в ней около 500
книг;
г) очень богатая домашняя библиотека.
2. Какие жанры и виды литературы вы предпочитаете:
а) в основном развлекательная литература (приключения, фантастика,
детективы, «женские» романы);
б) преобладает классическая литература;
в) классическая литература сочетается с книгами «по интересам»
(специальная: публицистическая и научная, искусствоведческая и пр.);
г) литература всевозможных жанров и видов, есть редкие книги.
3. При выборе книги для семейной библиотеки важным фактором
является:
а) преимущественно внешний вид, оформление, а также популярность
книги;
б) значение имеют и внешний вид, и содержание;
в) главным является содержание и художественный уровень литературного
произведения;
г) имеют значение художественный уровень литературного произведения,
его соответствие общей концепции подбора книг и интересам разных членов семьи.
4. Как часто вы сами читаете художественную литературу:
а) очень редко, нет времени;
б) иногда, в основном в транспорте;
в) довольно часто, почти каждый день, в выходные — длительное
время;
г) чтение — ежедневное и самое любимое занятие.
5. Назовите свое любимое литературное произведение.
6. Назовите произведения, любимые вами в детстве.
7. Насколько хорошо детская литература представлена в вашей
библиотеке?
а) таких книг практически нет, они покупаются не часто и быстро
утрачиваются;
б) есть, но немного;
в) детских книг довольно много, более 100, в основном это
отдельные издания;
г) большое количество и тематическое разнообразие детских
книг, много сборников детских стихов, сказок и пр.
8. При выборе книг для чтения ребенку важным фактором
является:
а) не задумывался (-лась), выбор случаен, зависит от желания
моего или ребенка;
б) красочность оформления, «игровой» характер книги (книжки-картинки,
раскраски, книжки-игрушки, комиксы);
в) доступность для понимания ребенка, соответствие его интересам;
г) художественный уровень произведения (его содержания и
оформления), соответствие познавательным возможностям ребенка, его интересам.
9. Часто ли вы читаете ребенку:
а) эпизодически, практически нет на это времени, не чаще 2— 3
раз в неделю по нескольку минут;
б) не очень часто, обычно когда ребенок попросит сам и непродолжительное
время;
в) почти ежедневно, но не длительно — 5—10 минут перед сном, в
выходные или по настроению — до 20 минут;
г) ежедневно, довольно продолжительно, особенно в выходные,
есть традиция «семейного чтения» вечером и в выходной всей семьей.
10. Литературу каких жанров вы читаете ребенку:
а) выбор случаен;
б) в основном сказки или то, что попросит ребенок;
в) стихи, сказки, детские рассказы и др.;
г) детская литература самых разнообразных жанров отечественных
и зарубежных авторов, ребенок любит книги определенной тематики, «книжки с
продолжением», «детские романы» — серии книг.
11. Назовите последние книги, прочитанные вами ребенку.
12. Назовите любимую на данный момент книгу вашего ребенка.
13. Какие трудности у вас бывают при ознакомлении ребенка с
книгой:
а) нежелание ребенка слушать чтение;
б) ребенок быстро теряет интерес, переключается на другое занятие
(обычно игры), в основном рассматривает картинки непродолжительное время, не
любит говорить о тексте, героях;
в) ребенок слушает чтение с интересом, но не умеет обсуждать
прочитанное, затрудняется в понимании идеи произведения, не может рассказать
(пересказать) услышанный текст;
г) трудностей не возникает, ребенок с удовольствием включается
в данную деятельность, любит слушать, обсуждать прочитанное, пересказывает
тексты другим членам семьи, играет в «театр», изображая героев, рисует на
основе услышанного текста и пр.
14. Как вы помогаете ребенку лучше понять литературное произведение:
а) не задумывался (-ласъ), подрастет — все поймет сам;
б) перечитываю несколько раз, рассматриваю с ребенком иллюстрации;
в) перечитываю и объясняю то, что ребенку было непонятно,
задаю вопросы;
г) беседую с ребенком, рассматриваем и обсуждаем иллюстрации к
данному произведению, неоднократно перечитываю произведение или понравившиеся
отрывки, вместе с ребенком рисую, играю в «театр», делаю книжки-самоделки и пр.
15. Из каких источников вы получаете педагогические знания о
литературном развитии детей (подборе книг, способах помощи ребенку в понимании
текста и пр.)?
а) не интересуюсь этим вопросом;
б) из случайных источников, из личного опыта, опыта моей
семьи;
в) из разных источников, но эпизодически, случайно, в основном
из СМИ;
г) изучаю специальную литературу, консультируюсь с педагогами,
использую богатый опыт моей семьи по литературному развитию.
Способы обработки и анализа ответов. Количественные результаты
анализа ответов заносятся в таблицу: а) — 0 баллов;
б) — 1 балл;
в) — 2 балла;
г) — 3 балла.
Задания №5, 6, 11, 12: наличие ответа — 1 балл;
отсутствие ответа — 0 баллов.
Уровни представлений родителей о литературном развитии
ребенка.
Низкий уровень — 0—13 баллов. Средний уровень — 14—19 баллов.
Высокий уровень — 20—37 баллов.
Анкетирование родителей
№2
Цель — выявить знание родителями читательских интересов ребенка,
предпочитаемые им виды, жанры литературы и виды деятельности на основе художественных
текстов.
Вопросы анкеты:
1. Как вы думаете, какой вид и жанр литературы предпочитает
ваш ребенок?
2. Любит ли ваш ребенок сказки? Какие? Почему именно эти
сказки? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) сказки? Пробовал ли он сам
сочинять сказки? О чем? О ком?
3. Любит ли ваш ребенок стихи? Какие? Знает ли ваш ребенок
стихи наизусть и какие? Пробовал ли он сам сочинять стихи? О чем? О ком?
4. Любит ли ваш ребенок рассказы и повести? Какие? Умеет ли он
рассказывать (пересказывать) рассказы? Пробовал ли он сам сочинять рассказы? О
чем? О ком?
5. Как вы думаете, понимает ли ребенок разницу между поэзией и
прозой? Сказкой и рассказом? Почему вы так думаете?
6. Знает ли ребенок, кто сочиняет сказки и стихи? Назовите писателей
и поэтов, которых знает ваш ребенок.
7. Говорил ли ваш ребенок о том, что хотел бы быть похожим на
каких-то героев из книг? На каких?
Способы обработки и анализа ответов. Количественные результаты
анализа ответов заносятся в таблицу: «не знаю» — 0 баллов; фрагментарные ответы
— 1 балл; формальные ответы — 2 балла; осмысленные ответы — 3 балла.
Уровни представлений родителей о литературном развитии
ребенка.
Низкий уровень — 0—19 баллов. Средний уровень — 20—34 баллов.
Высокий уровень — 35—57 баллов.
Беседа с включением
практических заданий
Цель — определить особенности знаний родителей о задачах, содержании
и методиках ознакомления детей с литературой и умения их применять и выявить
наличие у родителей интереса к литературному развитию детей.
Вопросы беседы:
1. Какими видами деятельности чаще всего вы занимаетесь с
ребенком дома (подчеркните 3 наиболее часто используемых вида и расположите их
по рангу: 1 — самое любимое, используется несколько раз в день; 2 —
используется ежедневно; 3 — используется не каждый день):
— ребенок предпочитает самостоятельно заниматься чем-либо;
— бытовая деятельность, элементарный бытовой труд;
— игры с игрушками;
— подвижные игры;
— рисование;
— чтение книг;
— спортивные развлечения;
— разные виды художественной деятельности (танцы, театр...);
— другое.
2. Отберите книги, которые вы считаете наиболее подходящими
для чтения вашему ребенку. (Родителям предлагаются следующие книги: сборник
сказок К. Чуковского, роман «Три мушкетера» Л.Дюма, русские народные сказки
«Колобок», «Гуси-лебеди», сказки А. Пушкина, рассказы Г. Чарушина, роман
«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Золотой ключик» А. Толстого, «Малыш и Карлсон» А.
Линдгрен, сказки Г.-X. Андерсена, рассказы Н. Носова и его трилогия о
Незнайке). Обоснуйте свой выбор.
3. Прочитайте отрывок из произведения, которое вам больше
всего нравится, так, как бы вы прочитали его ребенку.
4. Какие вопросы вы можете задать ребенку по данному произведению?
5. Как можно организовать дальнейшую работу с этим литературным
произведением, чтобы оно стало понятно ребенку и любимо им?
Критерии анализа решения родителями педагогических задач.
1. Ранжирование различных видов деятельности родителями:
а) родитель не считает нужным заниматься с ребенком;
б) предпочтение отдано любым видам деятельности, кроме чтения;
в) предпочтение отдано чтению и другим видам деятельности;
г) приоритетный вид деятельности — чтение.
2. Родитель отбирает литературное произведение из нескольких
предложенных:
а) не стал отбирать, отказался от выполнения задания;
б) отобрал произведение, не соответствующее возрасту ребенка,
не смог обосновать свой выбор;
в) отобрал произведение правильно, объяснил выбор с помощью
педагога;
г) отобрал верно, смог обосновать свой выбор.
3. Чтение отрывка из выбранного произведения:
а) родитель не стал читать текст;
б) выбрал случайный отрывок (чаще начало), прочитал его маловыразительно;
в) выбрал интересный отрывок (яркий — веселый или страшный),
но не задумываясь стал читать, прочитал его недостаточно выразительно, сам
понимая это, предлагал прочитать его еще раз;
г) выбрал интересный отрывок, важный для раскрытия идеи
текста, прочитал его сначала про себя, а затем выразительно — вслух.
4. Составление вопросов по выбранному произведению;
а) родитель не смог задать вопросы;
б) задавал простые однотипные вопросы (кто герой? С чего начинается?
Кто написал?), не связанные со смысловым и эмоциональным подтекстом данного
произведения;
в) предложил вопросы только по содержанию текста (о чем?) и о
главных героях; испытывая затруднения, обращался за помощью к
экспериментатору; после совместного размышления добавил вопросы по образам
героев, их характерах, закономерностях развития сюжета;
г) смог самостоятельно составить вопросы по содержанию,
структуре, языковых особенностях выбранного произведения, о его героях и
мотивах их поступков.
5. Дальнейшая работа с литературным произведением:
а) нет вариантов;
б) предложил перечитать еще раз, рассмотреть иллюстрации;
в) предложил перечитать еще раз, рассмотреть иллюстрации, побеседовать,
предложил самому нарисовать картинки к тексту, обратить внимание на логику
развития событий;
г) представил ряд предложений по углублению восприятия литературного
текста в единстве его содержания, смыслового подтекста и языковой формы,
приоритет отдан активным формам работы и самостоятельной детской деятельности
на основе литературного текста.
Способы обработки и анализа ответов родителей. Количественные
результаты анализа ответов заносятся в таблицу:
а) — 0 баллов;
б) — 1 балл;
в) — 2 балла;
г) — 3 балла.
Уровни представлений
родителей о литературном развитии ребенка.
Низкий уровень — 0—4 баллов. Средний уровень — 5—9 баллов.
Высокий уровень — 10—15 баллов.
Обобщенный анализ результатов второго направления диагностики
проводится по следующим критериям:
^ литературный опыт (читательский интерес и уровень начитанности,
знание произведений детской литературы);
^ желание использовать литературу в семейном воспитании;
^ знание родителями читательских интересов ребенка;
знание задач, содержания и методов ознакомления ребенка с литературными
текстами;
^ умение использовать литературу в работе с детьми (отбирать,
выразительно читать, составлять вопросы беседы, предлагать способы использования
литературного произведения в детской деятельности);
^ интерес к повышению уровня знаний о литературном развитии
детей.
На основании этих критериев, а также количественных
результатов анализа анкетирования и решения педагогических задач можно определить
следующие уровни отношения родителей к литературному развитию детей в условиях
семейного воспитания.
Низкий уровень (0—36 баллов) проявляется в бедности литературного
опыта взрослых, отсутствии у них интереса к литературе и ее использованию в семейном
воспитании. Родители сами мало интересуются литературой, слабо ориентируются в
читательских интересах своих детей. Они не знают основ ознакомления детей с
художественными произведениями в семье, умения работы с текстами развиты
недостаточно. Родители не испытывают потребности повышать собственный уровень
знаний по проблеме литературного развития дошкольников.
Средний уровень (39—62 балла). Для родителей характерно общеположительное,
недостаточно осознанное отношение к литературе и ее использованию в семейном
воспитании. Родителей, в общем, интересуют особенности читательских интересов
ребенка, но их представления об этом неполные, не всегда соответствующие
действительности. Знания об использовании литературы в семейном воспитании
фрагментарные и неглубокие, умения знакомить ребенка с текстами сформированы на
репродуктивном уровне и недостаточны для проведения целенаправленной работы. В
ходе ответов на вопросы анкеты и общения с экспериментатором родители
задумывались о важности этого направления семейного воспитания и проявляли
первичный интерес к повышению уровня знаний о литературном развитии детей.
Высокий уровень (65—109 балла). Литературный опыт родителей достаточно
богат и разнообразен. Большинство из них считают литературу наиболее полезным
видом досуга взрослых и детей в семье, имеют традиции семейного чтения. Для
них характерен устойчивый, осознанный и мотивированный интерес к чтению книг и
ознакомлению детей с литературой в условиях семейного воспитания. Родители
знают особенности читательских интересов ребенка, активно участвуют в их совершенствовании.
Знания о задачах, содержании и методах ознакомления ребенка с литературными
текстами полные и систематизированные. Практические умения развиты для
организации работы с книгами на творческом уровне. Родители имеют потребность в
повышении информированности в области литературного развития детей.
В целом изучение своеобразия ознакомления старших дошкольников
с литературой в семье позволяет выявить наличие интереса взрослых к литературе,
знания ими задач, содержания и методов ознакомления с литературным текстами и
наличие у них умений использовать литературу в семейном воспитании, а также
определить отношение родителей к возможности совершенствования своих знаний и
умений в этой области.
Сопоставительный
анализ ответов детей и их родителей важен для того, чтобы глубже понять причины
проблем и достижений дошкольников в литературном развитии. |