Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 17.10.2018, 08:10

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

Отношение роди­телей к литературному развитию детей в условиях семейного воспита­ния
Цель второго направления диагностики: изучить отношение роди­телей к литературному развитию детей в условиях семейного воспита­ния.

Задачи:

1. Выявить интерес у родителей к литературе и их знания в области детской литературы.

2. Определить наличие интереса к использованию литературы в воспитании ребенка.

3. Определить у родителей особенности знаний о задачах, содер­жании и методах ознакомления детей с литературой и своеобразие умений применять их в литературном развитии ребенка в семье.

Для решения этих задач проводятся анкетирование родителей, а также индивидуальная беседа с включением практических заданий.

 

Анкетирование родителей № 1

Цель: определить особенности знаний родителей о задачах, содер­жании и методах ознакомления детей с литературой, умение их при­менять и наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний о литературном развитии детей.

Вопросы анкеты:

1. Оцените богатство вашей семейной библиотеки (как много книг хранится в ней?):

а) нет домашней библиотеки;

б) в домашней библиотеке не более ста книг;

в) домашняя библиотека достаточно большая, в ней около 500 книг;

г) очень богатая домашняя библиотека.

2. Какие жанры и виды литературы вы предпочитаете:

а) в основном развлекательная литература (приключения, фан­тастика, детективы, «женские» романы);

б) преобладает классическая литература;

в) классическая литература сочетается с книгами «по интересам» (специальная: публицистическая и научная, искусствоведческая и пр.);

г) литература всевозможных жанров и видов, есть редкие книги.

3. При выборе книги для семейной библиотеки важным фактором является:

а) преимущественно внешний вид, оформление, а также попу­лярность книги;

б) значение имеют и внешний вид, и содержание;

в) главным является содержание и художественный уровень ли­тературного произведения;

г) имеют значение художественный уровень литературного про­изведения, его соответствие общей концепции подбора книг и интересам разных членов семьи.

4. Как часто вы сами читаете художественную литературу:

а) очень редко, нет времени;

б) иногда, в основном в транспорте;

в) довольно часто, почти каждый день, в выходные — длитель­ное время;

г) чтение — ежедневное и самое любимое занятие.

5. Назовите свое любимое литературное произведение.

6. Назовите произведения, любимые вами в детстве.

7. Насколько хорошо детская литература представлена в вашей библиотеке?

а) таких книг практически нет, они покупаются не часто и бы­стро утрачиваются;

б) есть, но немного;

в) детских книг довольно много, более 100, в основном это отдельные издания;

г) большое количество и тематическое разнообразие детских книг, много сборников детских стихов, сказок и пр.

8. При выборе книг для чтения ребенку важным фактором является:

а) не задумывался (-лась), выбор случаен, зависит от желания моего или ребенка;

б) красочность оформления, «игровой» характер книги (книж­ки-картинки, раскраски, книжки-игрушки, комиксы);

в) доступность для понимания ребенка, соответствие его инте­ресам;

г) художественный уровень произведения (его содержания и оформления), соответствие познавательным возможностям ре­бенка, его интересам.

9. Часто ли вы читаете ребенку:

а) эпизодически, практически нет на это времени, не чаще 2— 3 раз в неделю по нескольку минут;

б) не очень часто, обычно когда ребенок попросит сам и непро­должительное время;

в) почти ежедневно, но не длительно — 5—10 минут перед сном, в выходные или по настроению — до 20 минут;

г) ежедневно, довольно продолжительно, особенно в выходные, есть традиция «семейного чтения» вечером и в выходной всей семьей.

10. Литературу каких жанров вы читаете ребенку:

а) выбор случаен;

б) в основном сказки или то, что попросит ребенок;

в) стихи, сказки, детские рассказы и др.;

г) детская литература самых разнообразных жанров отечествен­ных и зарубежных авторов, ребенок любит книги определенной тематики, «книжки с продолжением», «детские романы» — серии книг.

11. Назовите последние книги, прочитанные вами ребенку.

12. Назовите любимую на данный момент книгу вашего ребенка.

13. Какие трудности у вас бывают при ознакомлении ребенка с книгой:

а) нежелание ребенка слушать чтение;

б) ребенок быстро теряет интерес, переключается на другое за­нятие (обычно игры), в основном рассматривает картинки не­продолжительное время, не любит говорить о тексте, героях;

в) ребенок слушает чтение с интересом, но не умеет обсуждать прочитанное, затрудняется в понимании идеи произведения, не может рассказать (пересказать) услышанный текст;

г) трудностей не возникает, ребенок с удовольствием включается в данную деятельность, любит слушать, обсуждать прочитанное, пересказывает тексты другим членам семьи, играет в «театр», изображая героев, рисует на основе услышанного текста и пр.

14. Как вы помогаете ребенку лучше понять литературное произ­ведение:

а) не задумывался (-ласъ), подрастет — все поймет сам;

б) перечитываю несколько раз, рассматриваю с ребенком иллю­страции;

в) перечитываю и объясняю то, что ребенку было непонятно, задаю вопросы;

г) беседую с ребенком, рассматриваем и обсуждаем иллюстрации к данному произведению, неоднократно перечитываю произве­дение или понравившиеся отрывки, вместе с ребенком рисую, играю в «театр», делаю книжки-самоделки и пр.

15. Из каких источников вы получаете педагогические знания о литературном развитии детей (подборе книг, способах помощи ребен­ку в понимании текста и пр.)?

а) не интересуюсь этим вопросом;

б) из случайных источников, из личного опыта, опыта моей семьи;

в) из разных источников, но эпизодически, случайно, в основ­ном из СМИ;

г) изучаю специальную литературу, консультируюсь с педагога­ми, использую богатый опыт моей семьи по литературному раз­витию.

 

Способы обработки и анализа ответов. Количественные результаты анализа ответов заносятся в таблицу: а) — 0 баллов;

б) — 1 балл;

в) — 2 балла;

г) — 3 балла.

Задания №5, 6, 11, 12: наличие ответа — 1 балл; отсутствие ответа — 0 баллов.


Уровни представлений родителей о литературном развитии ребенка.

Низкий уровень — 0—13 баллов. Средний уровень — 14—19 баллов. Высокий уровень — 20—37 баллов.

 

Анкетирование родителей №2

Цель — выявить знание родителями читательских интересов ре­бенка, предпочитаемые им виды, жанры литературы и виды деятель­ности на основе художественных текстов.

Вопросы анкеты:

1. Как вы думаете, какой вид и жанр литературы предпочитает ваш ребенок?

2. Любит ли ваш ребенок сказки? Какие? Почему именно эти сказки? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) сказки? Пробовал ли он сам сочинять сказки? О чем? О ком?

3. Любит ли ваш ребенок стихи? Какие? Знает ли ваш ребенок стихи наизусть и какие? Пробовал ли он сам сочинять стихи? О чем? О ком?

4. Любит ли ваш ребенок рассказы и повести? Какие? Умеет ли он рассказывать (пересказывать) рассказы? Пробовал ли он сам сочинять рассказы? О чем? О ком?

5. Как вы думаете, понимает ли ребенок разницу между поэзией и прозой? Сказкой и рассказом? Почему вы так думаете?

6. Знает ли ребенок, кто сочиняет сказки и стихи? Назовите пи­сателей и поэтов, которых знает ваш ребенок.

7. Говорил ли ваш ребенок о том, что хотел бы быть похожим на каких-то героев из книг? На каких?

Способы обработки и анализа ответов. Количественные результаты анализа ответов заносятся в таблицу: «не знаю» — 0 баллов; фрагментарные ответы — 1 балл; формальные ответы — 2 балла; осмысленные ответы — 3 балла.

 

Уровни представлений родителей о литературном развитии ребенка.

Низкий уровень — 0—19 баллов. Средний уровень — 20—34 баллов. Высокий уровень — 35—57 баллов.

 

Беседа с включением практических заданий

Цель — определить особенности знаний родителей о задачах, со­держании и методиках ознакомления детей с литературой и умения их применять и выявить наличие у родителей интереса к литературному развитию детей.

Вопросы беседы:

1. Какими видами деятельности чаще всего вы занимаетесь с ребен­ком дома (подчеркните 3 наиболее часто используемых вида и располо­жите их по рангу: 1 — самое любимое, используется несколько раз в день; 2 — используется ежедневно; 3 — используется не каждый день):

— ребенок предпочитает самостоятельно заниматься чем-либо;

— бытовая деятельность, элементарный бытовой труд;

— игры с игрушками;

— подвижные игры;

— рисование;

— чтение книг;

— спортивные развлечения;

— разные виды художественной деятельности (танцы, театр...);

— другое.

2. Отберите книги, которые вы считаете наиболее подходящими для чтения вашему ребенку. (Родителям предлагаются следующие книги: сборник сказок К. Чуковского, роман «Три мушкетера» Л.Дюма, русские народные сказки «Колобок», «Гуси-лебеди», сказки А. Пушкина, рассказы Г. Чарушина, роман «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Золотой клю­чик» А. Толстого, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, сказки Г.-X. Андерсе­на, рассказы Н. Носова и его трилогия о Незнайке). Обоснуйте свой выбор.

3. Прочитайте отрывок из произведения, которое вам больше всего нравится, так, как бы вы прочитали его ребенку.

4. Какие вопросы вы можете задать ребенку по данному произве­дению?

5. Как можно организовать дальнейшую работу с этим литератур­ным произведением, чтобы оно стало понятно ребенку и любимо им?

Критерии анализа решения родителями педагогических задач.

1. Ранжирование различных видов деятельности родителями:

а) родитель не считает нужным заниматься с ребенком;

б) предпочтение отдано любым видам деятельности, кроме чте­ния;

в) предпочтение отдано чтению и другим видам деятельности;

г) приоритетный вид деятельности — чтение.

2. Родитель отбирает литературное произведение из нескольких предложенных:

а) не стал отбирать, отказался от выполнения задания;

б) отобрал произведение, не соответствующее возрасту ребенка, не смог обосновать свой выбор;

в) отобрал произведение правильно, объяснил выбор с помощью педагога;

г) отобрал верно, смог обосновать свой выбор.

3. Чтение отрывка из выбранного произведения:

а) родитель не стал читать текст;

б) выбрал случайный отрывок (чаще начало), прочитал его мало­выразительно;

в) выбрал интересный отрывок (яркий — веселый или страш­ный), но не задумываясь стал читать, прочитал его недостаточно выразительно, сам понимая это, предлагал прочитать его еще раз;

г) выбрал интересный отрывок, важный для раскрытия идеи текста, прочитал его сначала про себя, а затем выразительно — вслух.

4. Составление вопросов по выбранному произведению;

а) родитель не смог задать вопросы;

б) задавал простые однотипные вопросы (кто герой? С чего на­чинается? Кто написал?), не связанные со смысловым и эмоци­ональным подтекстом данного произведения;

в) предложил вопросы только по содержанию текста (о чем?) и о главных героях; испытывая затруднения, обращался за помо­щью к экспериментатору; после совместного размышления до­бавил вопросы по образам героев, их характерах, закономернос­тях развития сюжета;

г) смог самостоятельно составить вопросы по содержанию, структуре, языковых особенностях выбранного произведения, о его героях и мотивах их поступков.

5. Дальнейшая работа с литературным произведением:

а) нет вариантов;

б) предложил перечитать еще раз, рассмотреть иллюстрации;

в) предложил перечитать еще раз, рассмотреть иллюстрации, по­беседовать, предложил самому нарисовать картинки к тексту, обратить внимание на логику развития событий;

г) представил ряд предложений по углублению восприятия ли­тературного текста в единстве его содержания, смыслового под­текста и языковой формы, приоритет отдан активным формам работы и самостоятельной детской деятельности на основе ли­тературного текста.

Способы обработки и анализа ответов родителей. Количественные результаты анализа ответов заносятся в таблицу:

а) — 0 баллов;

б) — 1 балл;

в) — 2 балла;

г) — 3 балла.

 

Уровни представлений родителей о литературном развитии ребенка.

Низкий уровень — 0—4 баллов. Средний уровень — 5—9 баллов. Высокий уровень — 10—15 баллов.

Обобщенный анализ результатов второго направления диагностики

проводится по следующим критериям:

^ литературный опыт (читательский интерес и уровень начитан­ности, знание произведений детской литературы);

^ желание использовать литературу в семейном воспитании;

^ знание родителями читательских интересов ребенка;

знание задач, содержания и методов ознакомления ребенка с ли­тературными текстами;

^ умение использовать литературу в работе с детьми (отбирать, вы­разительно читать, составлять вопросы беседы, предлагать способы использования литературного произведения в детской деятель­ности);

^ интерес к повышению уровня знаний о литературном развитии детей.

На основании этих критериев, а также количественных результатов анализа анкетирования и решения педагогических задач можно опре­делить следующие уровни отношения родителей к литературному раз­витию детей в условиях семейного воспитания.

Низкий уровень (0—36 баллов) проявляется в бедности литера­турного опыта взрослых, отсутствии у них интереса к литературе и ее использованию в семейном воспитании. Родители сами мало интересуются литературой, слабо ориентируются в читательских ин­тересах своих детей. Они не знают основ ознакомления детей с художественными произведениями в семье, умения работы с текс­тами развиты недостаточно. Родители не испытывают потребности повышать собственный уровень знаний по проблеме литературного развития дошкольников.

Средний уровень (39—62 балла). Для родителей характерно обще­положительное, недостаточно осознанное отношение к литературе и ее использованию в семейном воспитании. Родителей, в общем, ин­тересуют особенности читательских интересов ребенка, но их пред­ставления об этом неполные, не всегда соответствующие действи­тельности. Знания об использовании литературы в семейном воспи­тании фрагментарные и неглубокие, умения знакомить ребенка с текстами сформированы на репродуктивном уровне и недостаточны для проведения целенаправленной работы. В ходе ответов на вопро­сы анкеты и общения с экспериментатором родители задумывались о важности этого направления семейного воспитания и проявляли первичный интерес к повышению уровня знаний о литературном развитии детей.

Высокий уровень (65—109 балла). Литературный опыт родителей до­статочно богат и разнообразен. Большинство из них считают литературу наиболее полезным видом досуга взрослых и детей в семье, имеют тра­диции семейного чтения. Для них характерен устойчивый, осознанный и мотивированный интерес к чтению книг и ознакомлению детей с литературой в условиях семейного воспитания. Родители знают особен­ности читательских интересов ребенка, активно участвуют в их совер­шенствовании. Знания о задачах, содержании и методах ознакомления ребенка с литературными текстами полные и систематизированные. Практические умения развиты для организации работы с книгами на творческом уровне. Родители имеют потребность в повышении инфор­мированности в области литературного развития детей.

В целом изучение своеобразия ознакомления старших дошкольни­ков с литературой в семье позволяет выявить наличие интереса взрос­лых к литературе, знания ими задач, содержания и методов ознаком­ления с литературным текстами и наличие у них умений использовать литературу в семейном воспитании, а также определить отношение родителей к возможности совершенствования своих знаний и умений в этой области.

Сопоставительный анализ ответов детей и их родителей важен для того, чтобы глубже понять причины проблем и достижений дошколь­ников в литературном развитии.
Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 985 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru