Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 28.09.2022, 02:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аспект диагностики

Методы диагностики

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игровые задания:

— «Выбери музыку» (Л. В. Школяр);

— «Музыкальная поиграй-ка»;

— «Хочу дослушать»

Диагностика темпо-метрического слуха

Игры-тесты:

— тест-игра «Ладошки»;

— воспроизводящий тест; — воспринимающий тест

Диагностика звуковысотного (ладово-регистрового мелодического и гармонического) слуха

Игровые задания:

— «Кот и котенок»;

— «Куда идет мелодия?»;

— гармоническая загадка

Диагностика тембрового слуха

Игровое задание «Тембровые прятки»

Диагностика динамического слуха

Игровое задание «Громко — тихо»

Диагностика чувства музыкальной формы

Игровое задание «Незавершенная мелодия»

 

Диагностическая ситуация «Музыкальная поиграй-ка»

Цель — выявить степень выраженности потребности ребенка в му­зыкальных видах деятельности.

Стимульный материал: различные игровые предметы, в числе ко­торых находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты пред­ставлены три класса предметов:

— музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, маг­нитофон (с записями музыки);

— изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по фор­мату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.;

— спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушеч­ный футбол или хоккей и т. п.

Ход диагностики.

Диагностика проводится в 4 этапа.

1 этап. Педагог-исследователь предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и что ребенок сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой груп­пе игр ребенок отдал предпочтение. Если его привлекла группа музы­кальных инструментов, в протокол заносится 1 балл. Если ребенка первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы пред­метов — 0 баллов.

2 этап. Ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музы­кальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним ин­струментом (+ 1 балл); пробное музицирование на нескольких инстру­ментах (+ 2 балла); увлеченное и продолжительное музицирование на одном-двух инструментах (+ 3 балла).

3 этап. Процедура исследования усложняется введением «сбиваю­щего фактора». Исследователь появляется в комнате и, похвалив ре­бенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например порисовать, пораскрашивать или поиг­рать в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который ребенок самостоятельно избрал. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и про­должает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предмета­ми, в протокол заносятся еще 4 балла.

4 этап. Исследователь начинает заниматься рисованием (или дру­гой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30—60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к пе­дагогу, в протокол заносятся еще 5 баллов.

Уровень мотивационной готовности. Низкий уровень — 0—4 балла. Средний уровень — 5—9 баллов. Высокий уровень — 10—16 баллов.

Диагностическая ситуация «Хочу дослушать»

Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания му­зыки на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает му­зыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершен­ности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выра­женную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой) музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации исследова­тель обращается к детям с вопросом: «Будем ли дослушивать (доигры­вать) музыку до конца, или достаточно того, что уже прозвучало?»

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направ­ленности.

^ проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности;

^ индифферентное или отрицательное отношение (отказ от заверше­ния прослушивания) интерпретируется как несформированная мо­тивация и отсутствие интереса к музыкальной деятельности.

 

Тест-игра «Ладошки»

Цель — выявление уровня сформированное  метроритмической способности.

Стимульный материал: русская народная песня «Во поле березка стояла»; М. Карасев «Елочка»; Детская песня «Петушок».

Задание для детей: «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. А затем „спрячем" голос и „споем" одними ладошками».

Интерпретация данных:

^ точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка од­ними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла);

^ воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушения­ми и с некоторой помощью голоса (пропеванис шепотом) — сред­ний уровень (2 балла);

^ адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 тактов — сла­бый уровень (1 балл);

^ неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи го­лоса — низкий уровень (0 баллов).

Воспроизводящий тест

Цель — выявить уровень развития чувства ритма. Стимульный материал: музыкальные фрагменты, отражающие раз­личную степень ритмической сложности.

Задание для ребенка: «Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий». (Вначале ребенку показывается образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания им смысла задания.)

Интерпретация данных: S низкий уровень ритмической регуляции — ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередова­ние половинных и четвертных длительностей; S средний уровень ритмической регуляции — умение использовать по­ловинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, то есть элементы пунктирного ритма; s высокий уровень ритмической регуляции — использование пунк­тирного, синкопированного ритма и пауз.

Воспринимающий тест

Цель — выявить способность адекватного восприятия ритмичес­кой последовательности музыкального фрагмента.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты, скомпонованные в три блока.

1 блок:

Т. Попатенко «Вальс» (№7) — 1 балл; И.Арсеев «Наша игра» (№8) — 2 балла; Ф. Шуберт «Серенада» (№9) — 3 балла.

2 блок:

А. Филлипенко «Чудо, чудеса» (№10) — 1 балл; В.Дементьев «Ква-ква» (№11) — 2 балла; Ф. Шопен «Мазурка №4» (№ 12) — 3 балла.

3 блок:

Русская народная песня «Ворон» (или «Я на горку шла») — 1 балл;

Украинской танец «Приглашение» или Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки» — 2 балла;

И. Пономарева «Песенка про Карлсона» — 3 балла.

Задание для ребенка: «Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши».

В первую очередь ребенку исполняют наиболее сложный ритм из данного блока (1.3). Если ребенок не может его определить, то пере­ходят к более простому ритмическому фрагменту (1.2). Если же и это оказывается сложным, тогда самый простой (1.1). И так по каждому блоку.

После успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий, минуя оставшиеся задания этого блока.

Критерии оценки.

Низкий уровень — способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма — от 1 до 3 баллов.

Средний уровень — способность адекватно определить ритм при­меров 2 или 1 уровня сложности. Сумма — от 4 до 6 баллов.

Высокий уровень — способность правильно определить ритм при­мера 2 или 3 степени сложности. Сумма — от 7 до 9 баллов.

 

Диагностическое игровое задание «Кот и котенок»

Цель — выявить уровень сформированности звуковысотного чув­ства — адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

Задание для ребенка: «Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до1), а так — котенок (исполняется более высокий звук соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?»

Последовательно исполняются звуки:

1.1. ми1 — соль2 (кот — котенок) — 1 балл;

1.2. соль2 — фа1 (котенок — кот) — 2 балла;

1.3. фа' — фа2 (кот — котенок) — 3 балла;

2.1. фа2 — соль1 (котенок — кот) — 1 балл;

2.2. ми2 — соль' (котенок — кот) — 2 балла;

2.3. ля1 — ми2 (кот — котенок) — 3 балла;

3.1. ля1 — ре2 (кот — котенок) — 1 балл;

3.2. ре2 — си1 (котенок — кот) — 2 балла;

3.3. до2 — си1 (котенок — кот) — 3 балла.

Вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа, — задание 2.3, затем 3.3. Если ответ ребенка оказывается не верным, задание упрощается — 1.2, если же и это задание выполняется невер­но, дается задание 1.1. И так по каждому блоку.

Результаты.

Низкий уровень — 1—3 балла. Средний уровень — 4—6 баллов. Высокий уровень — 7—9 баллов.

 

Диагностическое игровое задание «Незавершенная мелодия»

Цель — выявить уровень развития чувства завершенности (целост­ности) музыкальной мысли.

Стимульный материал: Д.Кабалевский «Бег»; В. Шаинский «Все мы делим пополам»; И. Кальман «Вальс»; белорусская народная песня «Савка и Гришка»; Т. Попатенко «Подарок маме».

Задание для ребенка: «Сейчас мелодии будут „прятаться": одни из них прозвучат полностью, а другие — нет. Послушай и постарайся определить, какая музыка звучит до конца, а какая „спряталась" раньше времени».

Вначале дается пробный вариант, на котором проверяется, пра­вильно ли ребенок понял инструкцию. После настройки в тональности используется любая известная ребенку мелодия, например «В лесу родилась елочка», в которой последний звук не доигрывается, пре­рвавшись на словах «зеленая бы...»

Методика использования стимульного материала строится в следу­ющем порядке:

^ Д. Кабалевский «Бег» — в мелодии не доигры­вается последний такт.

^ В. Шаинский «Все мы делим пополам» — мелодия доигрывается до конца.

^ И. Кальман «Вальс» — не доигрывается последняя фраза.

^ белорусская народная песня «Савка и Гришка» исполняется до середины второй фразы.

^ Т. Попатенко «Подарок маме» — мелодия звучит полностью.

Правильное определение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки.

Низкий уровень — правильно определены 1—2 пункта (1—2 балла). Средний уровень — правильно определены 3—4 пункта (3—4 балла). Высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов (5 баллов).

 

Диагностическое игровое задание «Тембровые прятки»

Цель — выявление уровня развития тембрового слуха по показа­телю адекватно дифференцированного определения инструментально­го звучания одной и той же мелодии.

Стимульный материал: аудиозаписи, магнитофон, фортепиано, баян (или аккордеон), гитара, балалайка, продольная флейта, ксило­фон, металлофон, кастаньеты, маракасы, треугольник, бубен, барабан.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (например, В. Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемой разными инструментами следу­ющей в последовательности: 1) фортепиано, 2) гитара, 3) флейта, 4) баян (аккордеон), 5) металлофон, 6) дуэт: гитара + треугольник, 7) дуэт: аккордеон (или баян) + бубен, 8) ксилофон, 9) трио: балалайка + баян + барабан, 10) трио: фортепиано + баян + маракас.

Задание для ребенка: «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные музы­кальные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи ин­струмент), чей голос исполнял ее в первый, чей во второй, третий раз и так далее».

Критерии оценки.

Низкий уровень — адекватное определение тембров первых трех фрагментов, всего 1—3 балла.

Средний уровень — адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов, всего 4—7 баллов.

Высокий уровень — адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8—10 предъявленных фрагментов, всего 8—10 баллов.

Диагностическое игровое задание «Громко — тихо»

Цель — определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструмен­тального и вокально-инструментального стимула.

Стимульный материал: барабан (или бубен), фрагменты музыкаль­ных пьес: А.Александров «Барабан», Э. Парлов «Марш».

Задание для ребенка: «Поиграем с тобой в „громко — тихо". Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я — громко, и ты — громко, я тихо, и ты — тихо» (исполняется пьеса А. Александ­рова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики кото­рой «форте — пиано» оценивается в 1 балл)

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 6447 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.7/3
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru