Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 23.09.2018, 07:24

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аспект диагностики

Методы диагностики

Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Игровые задания:

— «Выбери музыку» (Л. В. Школяр);

— «Музыкальная поиграй-ка»;

— «Хочу дослушать»

Диагностика темпо-метрического слуха

Игры-тесты:

— тест-игра «Ладошки»;

— воспроизводящий тест; — воспринимающий тест

Диагностика звуковысотного (ладово-регистрового мелодического и гармонического) слуха

Игровые задания:

— «Кот и котенок»;

— «Куда идет мелодия?»;

— гармоническая загадка

Диагностика тембрового слуха

Игровое задание «Тембровые прятки»

Диагностика динамического слуха

Игровое задание «Громко — тихо»

Диагностика чувства музыкальной формы

Игровое задание «Незавершенная мелодия»

 

Диагностическая ситуация «Музыкальная поиграй-ка»

Цель — выявить степень выраженности потребности ребенка в му­зыкальных видах деятельности.

Стимульный материал: различные игровые предметы, в числе ко­торых находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты пред­ставлены три класса предметов:

— музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, маг­нитофон (с записями музыки);

— изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по фор­мату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.;

— спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушеч­ный футбол или хоккей и т. п.

Ход диагностики.

Диагностика проводится в 4 этапа.

1 этап. Педагог-исследователь предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и что ребенок сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой груп­пе игр ребенок отдал предпочтение. Если его привлекла группа музы­кальных инструментов, в протокол заносится 1 балл. Если ребенка первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы пред­метов — 0 баллов.

2 этап. Ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музы­кальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним ин­струментом (+ 1 балл); пробное музицирование на нескольких инстру­ментах (+ 2 балла); увлеченное и продолжительное музицирование на одном-двух инструментах (+ 3 балла).

3 этап. Процедура исследования усложняется введением «сбиваю­щего фактора». Исследователь появляется в комнате и, похвалив ре­бенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например порисовать, пораскрашивать или поиг­рать в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который ребенок самостоятельно избрал. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и про­должает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предмета­ми, в протокол заносятся еще 4 балла.

4 этап. Исследователь начинает заниматься рисованием (или дру­гой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30—60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к пе­дагогу, в протокол заносятся еще 5 баллов.

Уровень мотивационной готовности. Низкий уровень — 0—4 балла. Средний уровень — 5—9 баллов. Высокий уровень — 10—16 баллов.

Диагностическая ситуация «Хочу дослушать»

Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания му­зыки на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает му­зыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершен­ности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выра­женную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой) музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации исследова­тель обращается к детям с вопросом: «Будем ли дослушивать (доигры­вать) музыку до конца, или достаточно того, что уже прозвучало?»

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направ­ленности.

^ проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности;

^ индифферентное или отрицательное отношение (отказ от заверше­ния прослушивания) интерпретируется как несформированная мо­тивация и отсутствие интереса к музыкальной деятельности.

 

Тест-игра «Ладошки»

Цель — выявление уровня сформированное  метроритмической способности.

Стимульный материал: русская народная песня «Во поле березка стояла»; М. Карасев «Елочка»; Детская песня «Петушок».

Задание для детей: «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. А затем „спрячем" голос и „споем" одними ладошками».

Интерпретация данных:

^ точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка од­ними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла);

^ воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушения­ми и с некоторой помощью голоса (пропеванис шепотом) — сред­ний уровень (2 балла);

^ адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 тактов — сла­бый уровень (1 балл);

^ неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи го­лоса — низкий уровень (0 баллов).

Воспроизводящий тест

Цель — выявить уровень развития чувства ритма. Стимульный материал: музыкальные фрагменты, отражающие раз­личную степень ритмической сложности.

Задание для ребенка: «Прохлопай, пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий». (Вначале ребенку показывается образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания им смысла задания.)

Интерпретация данных: S низкий уровень ритмической регуляции — ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередова­ние половинных и четвертных длительностей; S средний уровень ритмической регуляции — умение использовать по­ловинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, то есть элементы пунктирного ритма; s высокий уровень ритмической регуляции — использование пунк­тирного, синкопированного ритма и пауз.

Воспринимающий тест

Цель — выявить способность адекватного восприятия ритмичес­кой последовательности музыкального фрагмента.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты, скомпонованные в три блока.

1 блок:

Т. Попатенко «Вальс» (№7) — 1 балл; И.Арсеев «Наша игра» (№8) — 2 балла; Ф. Шуберт «Серенада» (№9) — 3 балла.

2 блок:

А. Филлипенко «Чудо, чудеса» (№10) — 1 балл; В.Дементьев «Ква-ква» (№11) — 2 балла; Ф. Шопен «Мазурка №4» (№ 12) — 3 балла.

3 блок:

Русская народная песня «Ворон» (или «Я на горку шла») — 1 балл;

Украинской танец «Приглашение» или Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки» — 2 балла;

И. Пономарева «Песенка про Карлсона» — 3 балла.

Задание для ребенка: «Прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши».

В первую очередь ребенку исполняют наиболее сложный ритм из данного блока (1.3). Если ребенок не может его определить, то пере­ходят к более простому ритмическому фрагменту (1.2). Если же и это оказывается сложным, тогда самый простой (1.1). И так по каждому блоку.

После успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий, минуя оставшиеся задания этого блока.

Критерии оценки.

Низкий уровень — способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма — от 1 до 3 баллов.

Средний уровень — способность адекватно определить ритм при­меров 2 или 1 уровня сложности. Сумма — от 4 до 6 баллов.

Высокий уровень — способность правильно определить ритм при­мера 2 или 3 степени сложности. Сумма — от 7 до 9 баллов.

 

Диагностическое игровое задание «Кот и котенок»

Цель — выявить уровень сформированности звуковысотного чув­ства — адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

Задание для ребенка: «Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до1), а так — котенок (исполняется более высокий звук соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?»

Последовательно исполняются звуки:

1.1. ми1 — соль2 (кот — котенок) — 1 балл;

1.2. соль2 — фа1 (котенок — кот) — 2 балла;

1.3. фа' — фа2 (кот — котенок) — 3 балла;

2.1. фа2 — соль1 (котенок — кот) — 1 балл;

2.2. ми2 — соль' (котенок — кот) — 2 балла;

2.3. ля1 — ми2 (кот — котенок) — 3 балла;

3.1. ля1 — ре2 (кот — котенок) — 1 балл;

3.2. ре2 — си1 (котенок — кот) — 2 балла;

3.3. до2 — си1 (котенок — кот) — 3 балла.

Вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа, — задание 2.3, затем 3.3. Если ответ ребенка оказывается не верным, задание упрощается — 1.2, если же и это задание выполняется невер­но, дается задание 1.1. И так по каждому блоку.

Результаты.

Низкий уровень — 1—3 балла. Средний уровень — 4—6 баллов. Высокий уровень — 7—9 баллов.

 

Диагностическое игровое задание «Незавершенная мелодия»

Цель — выявить уровень развития чувства завершенности (целост­ности) музыкальной мысли.

Стимульный материал: Д.Кабалевский «Бег»; В. Шаинский «Все мы делим пополам»; И. Кальман «Вальс»; белорусская народная песня «Савка и Гришка»; Т. Попатенко «Подарок маме».

Задание для ребенка: «Сейчас мелодии будут „прятаться": одни из них прозвучат полностью, а другие — нет. Послушай и постарайся определить, какая музыка звучит до конца, а какая „спряталась" раньше времени».

Вначале дается пробный вариант, на котором проверяется, пра­вильно ли ребенок понял инструкцию. После настройки в тональности используется любая известная ребенку мелодия, например «В лесу родилась елочка», в которой последний звук не доигрывается, пре­рвавшись на словах «зеленая бы...»

Методика использования стимульного материала строится в следу­ющем порядке:

^ Д. Кабалевский «Бег» — в мелодии не доигры­вается последний такт.

^ В. Шаинский «Все мы делим пополам» — мелодия доигрывается до конца.

^ И. Кальман «Вальс» — не доигрывается последняя фраза.

^ белорусская народная песня «Савка и Гришка» исполняется до середины второй фразы.

^ Т. Попатенко «Подарок маме» — мелодия звучит полностью.

Правильное определение оценивается в 1 балл.

Критерии оценки.

Низкий уровень — правильно определены 1—2 пункта (1—2 балла). Средний уровень — правильно определены 3—4 пункта (3—4 балла). Высокий уровень — правильно определены все 5 пунктов (5 баллов).

 

Диагностическое игровое задание «Тембровые прятки»

Цель — выявление уровня развития тембрового слуха по показа­телю адекватно дифференцированного определения инструментально­го звучания одной и той же мелодии.

Стимульный материал: аудиозаписи, магнитофон, фортепиано, баян (или аккордеон), гитара, балалайка, продольная флейта, ксило­фон, металлофон, кастаньеты, маракасы, треугольник, бубен, барабан.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (например, В. Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемой разными инструментами следу­ющей в последовательности: 1) фортепиано, 2) гитара, 3) флейта, 4) баян (аккордеон), 5) металлофон, 6) дуэт: гитара + треугольник, 7) дуэт: аккордеон (или баян) + бубен, 8) ксилофон, 9) трио: балалайка + баян + барабан, 10) трио: фортепиано + баян + маракас.

Задание для ребенка: «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные музы­кальные инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи ин­струмент), чей голос исполнял ее в первый, чей во второй, третий раз и так далее».

Критерии оценки.

Низкий уровень — адекватное определение тембров первых трех фрагментов, всего 1—3 балла.

Средний уровень — адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов, всего 4—7 баллов.

Высокий уровень — адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8—10 предъявленных фрагментов, всего 8—10 баллов.

Диагностическое игровое задание «Громко — тихо»

Цель — определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструмен­тального и вокально-инструментального стимула.

Стимульный материал: барабан (или бубен), фрагменты музыкаль­ных пьес: А.Александров «Барабан», Э. Парлов «Марш».

Задание для ребенка: «Поиграем с тобой в „громко — тихо". Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я — громко, и ты — громко, я тихо, и ты — тихо» (исполняется пьеса А. Александ­рова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики кото­рой «форте — пиано» оценивается в 1 балл)

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 4554 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 3.7/3
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru