Аспект диагностики
|
Методы диагностики
|
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
|
Игровые задания:
— «Выбери музыку» (Л. В. Школяр);
— «Музыкальная поиграй-ка»;
— «Хочу дослушать»
|
Диагностика темпо-метрического слуха
|
Игры-тесты:
— тест-игра «Ладошки»;
— воспроизводящий тест; — воспринимающий тест
|
Диагностика звуковысотного (ладово-регистрового
мелодического и гармонического) слуха
|
Игровые задания:
— «Кот и котенок»;
— «Куда идет мелодия?»;
— гармоническая загадка
|
Диагностика тембрового слуха
|
Игровое задание «Тембровые прятки»
|
Диагностика динамического слуха
|
Игровое задание «Громко — тихо»
|
Диагностика чувства музыкальной формы
|
Игровое задание «Незавершенная мелодия»
|
Диагностическая
ситуация «Музыкальная поиграй-ка»
Цель — выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных
видах деятельности.
Стимульный материал: различные игровые предметы, в числе которых
находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты представлены три класса
предметов:
— музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта,
синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с
записями музыки);
— изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по формату
и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и
т.п.;
— спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный
футбол или хоккей и т. п.
Ход диагностики.
Диагностика проводится в 4 этапа.
1 этап. Педагог-исследователь предлагает ребенку поиграть и
при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем
испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и что ребенок
сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного,
исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдал предпочтение.
Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится 1
балл. Если ребенка первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы
предметов — 0 баллов.
2 этап. Ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные
инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность:
продолжительная увлеченность одним инструментом (+ 1 балл); пробное
музицирование на нескольких инструментах (+ 2 балла); увлеченное и
продолжительное музицирование на одном-двух инструментах (+ 3 балла).
3 этап. Процедура исследования усложняется введением «сбивающего
фактора». Исследователь появляется в комнате и, похвалив ребенка за его
самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его
игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например
порисовать, пораскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в
качестве фактора помехи тому виду деятельности, который ребенок самостоятельно
избрал. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает
самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносятся
еще 4 балла.
4 этап. Исследователь начинает заниматься рисованием (или другой,
незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30—60 секунд
ребенок не подходит с заинтересованным видом к педагогу, в протокол заносятся
еще 5 баллов.
Уровень мотивационной готовности. Низкий уровень — 0—4 балла.
Средний уровень — 5—9 баллов. Высокий уровень — 10—16 баллов.
Диагностическая ситуация «Хочу дослушать»
Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания музыки
на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает музыку на
кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершенности музыкальной формы
(образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на
музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения
прослушиваемой (исполняемой) музыки. Поэтому после остановки музыки на
кульминации исследователь обращается к детям с вопросом: «Будем ли дослушивать
(доигрывать) музыку до конца, или достаточно того, что уже прозвучало?»
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности.
^ проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента
оценивается как мотивационная готовность и развитие у ребенка интереса к
музыкальной деятельности;
^ индифферентное или отрицательное отношение (отказ от завершения
прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация и отсутствие
интереса к музыкальной деятельности.
Тест-игра «Ладошки»
Цель — выявление уровня сформированное метроритмической способности.
Стимульный материал: русская народная песня «Во поле березка
стояла»; М. Карасев «Елочка»; Детская песня «Петушок».
Задание для детей: «Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в
ладоши. А затем „спрячем" голос и „споем" одними ладошками».
Интерпретация данных:
^ точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка
одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла);
^ воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями
и с некоторой помощью голоса (пропеванис шепотом) — средний уровень (2 балла);
^ адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 тактов — слабый
уровень (1 балл);
^ неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса
— низкий уровень (0 баллов).
Воспроизводящий тест
Цель — выявить уровень развития чувства ритма. Стимульный
материал: музыкальные фрагменты, отражающие различную степень ритмической
сложности.
Задание для ребенка: «Прохлопай, пожалуйста (или простучи),
ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий». (Вначале ребенку
показывается образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания
им смысла задания.)
Интерпретация данных: S низкий уровень ритмической регуляции — ровный ряд половинных
длительностей, ровный ряд четвертных длительностей, чередование половинных и
четвертных длительностей; S средний
уровень ритмической регуляции — умение использовать половинные, четвертные,
восьмые длительности и ноты с точкой, то есть элементы пунктирного ритма; s высокий уровень ритмической
регуляции — использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.
Воспринимающий тест
Цель — выявить способность адекватного восприятия ритмической
последовательности музыкального фрагмента.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты, скомпонованные в
три блока.
1 блок:
Т. Попатенко «Вальс» (№7) — 1 балл; И.Арсеев «Наша игра» (№8)
— 2 балла; Ф. Шуберт «Серенада» (№9) — 3 балла.
2 блок:
А. Филлипенко «Чудо, чудеса» (№10) — 1 балл; В.Дементьев
«Ква-ква» (№11) — 2 балла; Ф. Шопен «Мазурка №4» (№ 12) — 3 балла.
3 блок:
Русская народная песня «Ворон» (или «Я на горку шла») — 1
балл;
Украинской танец «Приглашение» или Ф. Мендельсон «Концерт для
скрипки» — 2 балла;
И. Пономарева «Песенка про Карлсона» — 3 балла.
Задание для ребенка: «Прослушай три разных мелодии, а затем
попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши».
В первую очередь ребенку исполняют наиболее сложный ритм из
данного блока (1.3). Если ребенок не может его определить, то переходят к
более простому ритмическому фрагменту (1.2). Если же и это оказывается сложным,
тогда самый простой (1.1). И так по каждому блоку.
После успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического
фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий, минуя
оставшиеся задания этого блока.
Критерии оценки.
Низкий уровень — способность адекватного восприятия лишь самых
простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма — от 1 до 3 баллов.
Средний уровень — способность адекватно определить ритм примеров
2 или 1 уровня сложности. Сумма — от 4 до 6 баллов.
Высокий уровень — способность правильно определить ритм примера
2 или 3 степени сложности. Сумма — от 7 до 9 баллов.
Диагностическое игровое
задание «Кот и котенок»
Цель — выявить уровень сформированности звуковысотного чувства
— адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
Задание для ребенка: «Кот и котенок потерялись в темном лесу.
Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до1), а так — котенок (исполняется
более высокий звук соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает
кот, а когда котенок?»
Последовательно исполняются звуки:
1.1. ми1 — соль2 (кот — котенок) — 1 балл;
1.2. соль2 — фа1 (котенок — кот) — 2 балла;
1.3. фа' — фа2 (кот — котенок) — 3 балла;
2.1. фа2 — соль1 (котенок — кот) — 1 балл;
2.2. ми2 — соль' (котенок — кот) — 2 балла;
2.3. ля1 — ми2 (кот — котенок) — 3 балла;
3.1. ля1 — ре2 (кот — котенок) — 1 балл;
3.2. ре2 — си1 (котенок — кот) — 2 балла;
3.3. до2 — си1 (котенок — кот) — 3 балла.
Вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного
ответа, — задание 2.3, затем 3.3. Если ответ ребенка оказывается не верным,
задание упрощается — 1.2, если же и это задание выполняется неверно, дается задание
1.1. И так по каждому блоку.
Результаты.
Низкий уровень — 1—3 балла. Средний уровень — 4—6 баллов.
Высокий уровень — 7—9 баллов.
Диагностическое игровое
задание «Незавершенная мелодия»
Цель — выявить уровень развития чувства завершенности (целостности)
музыкальной мысли.
Стимульный материал: Д.Кабалевский «Бег»; В. Шаинский «Все мы
делим пополам»; И. Кальман «Вальс»; белорусская народная песня «Савка и
Гришка»; Т. Попатенко «Подарок маме».
Задание для ребенка: «Сейчас мелодии будут „прятаться":
одни из них прозвучат полностью, а другие — нет. Послушай и постарайся
определить, какая музыка звучит до конца, а какая „спряталась" раньше
времени».
Вначале дается пробный вариант, на котором проверяется, правильно
ли ребенок понял инструкцию. После настройки в тональности используется любая
известная ребенку мелодия, например «В лесу родилась елочка», в которой
последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зеленая бы...»
Методика использования стимульного материала строится в следующем
порядке:
^ Д. Кабалевский «Бег» — в мелодии не доигрывается последний
такт.
^ В. Шаинский «Все мы делим пополам» — мелодия доигрывается до
конца.
^ И. Кальман «Вальс» — не доигрывается последняя фраза.
^ белорусская народная песня «Савка и Гришка» исполняется до середины
второй фразы.
^ Т. Попатенко «Подарок маме» — мелодия звучит полностью.
Правильное определение оценивается в 1 балл.
Критерии оценки.
Низкий уровень — правильно определены 1—2 пункта (1—2 балла).
Средний уровень — правильно определены 3—4 пункта (3—4 балла). Высокий уровень
— правильно определены все 5 пунктов (5 баллов).
Диагностическое игровое
задание «Тембровые прятки»
Цель — выявление уровня развития тембрового слуха по показателю
адекватно дифференцированного определения инструментального звучания одной и
той же мелодии.
Стимульный материал: аудиозаписи, магнитофон, фортепиано, баян
(или аккордеон), гитара, балалайка, продольная флейта, ксилофон, металлофон,
кастаньеты, маракасы, треугольник, бубен, барабан.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (например, В. Витлин
«Серенькая кошечка»), исполняемой разными инструментами следующей в
последовательности: 1) фортепиано, 2) гитара, 3) флейта, 4) баян (аккордеон),
5) металлофон, 6) дуэт: гитара + треугольник, 7) дуэт: аккордеон (или баян) +
бубен, 8) ксилофон, 9) трио: балалайка + баян + барабан, 10) трио: фортепиано +
баян + маракас.
Задание для ребенка: «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные
прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные музыкальные
инструменты. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), чей голос
исполнял ее в первый, чей во второй, третий раз и так далее».
Критерии оценки.
Низкий уровень — адекватное определение тембров первых трех
фрагментов, всего 1—3 балла.
Средний уровень — адекватное определение тембра первых семи
исполненных фрагментов, всего 4—7 баллов.
Высокий уровень — адекватное определение тембра исполненной
музыкальной фразы в пределах 8—10 предъявленных фрагментов, всего 8—10 баллов.
Диагностическое игровое задание «Громко — тихо»
Цель — определение способности адекватной аудиально-моторной
реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и
вокально-инструментального стимула.
Стимульный материал: барабан (или бубен), фрагменты музыкальных
пьес: А.Александров «Барабан», Э. Парлов «Марш».
Задание для ребенка: «Поиграем с тобой в „громко — тихо".
Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я — громко, и ты — громко, я
тихо, и ты — тихо» (исполняется пьеса А. Александрова «Барабан», адекватное
исполнение контрастной динамики которой «форте — пиано» оценивается в 1 балл) |