Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 18.12.2018, 17:45

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОЗИЦИЙ, ЗАНИМАЕМЫХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель диагностического блока: изучить своеобразие позиций (слу­шателя, исполнителя, сочинителя), занимаемых старшими дошколь­никами в музыкальной деятельности.

Основным диагностическим методом является наблюдение, кото­рое организуется воспитателем за детьми группы в течение одной-двух недель. Наиболее эффективным способом фиксации результатов на­блюдения становится фотозапись по выделенным (интересующим нас) показателям или монографический портрет ребенка, который созда­ется по ходу наблюдения и в основе которого находятся те же пока­затели.

По характерным проявлениям ребенка делается вывод о его на­правленности на конкретный вид музыкальной деятельности (слуша­ние — исполнительство — творчество) и принадлежности к опреде­ленной позиции.


Характерные проявления ребенка-слушателя

 

Показатели

Варианты детских реакций, поведения

Интерес к слушанию музыки

Просит родителей и воспитателя включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее. На музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно рассуждает о них

Эмоциональность и активность воспри­ятия музыки

Сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает или привлекает мимику, движение и слово в процессе его звучания, пытается прокомментировать услышанное. Живо реагирует на музыку, естественен и искренен в своих реакциях: в процессе слушания может засмеяться или заплакать, расстроиться, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения. Яркость эмоционального сопереживания проявляется внешне или в процессе беседы с ребенком

Вчувствование в му­зыкальное произве­дение, сопережива­ние, сочувствие му­зыкальному образу

Восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после). В процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил. «Это мальчик на лошадке скачет, ему весело, хорошо!» — восклицает ребенок. «Это горе, беда случилась, кому-то очень плохо, грустно, может быть, кто-то болеет... или кто-то один, никто с ним нс дружит»,— замечает расстроенно девочка: впечатления еще долго остаются с ребенком после слушания музыки, он продолжает обращаться к ним, делиться ими

Показатели

Варианты детских реакции, поведения

Впечатления о музы­ке, суждения о ней и ее эстетические оценки

Рассуждения ребенка адекватны музыкальному образу, суждения всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые. Часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном про­изведении, руководствуется в них эстетическими категориями: «Красивая музыка, нежная, плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаива­ет...», «Музыка прекрасная, хочется быть добрым, веселым, радостным», «Музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму». Ребенок практически всегда может объяснить свои реакции

Идентификация с музыкальным обра­зом, замыслом музы­кального произведе­ния

Богатство музыкальных впечатлений позволяет ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом и опытом других людей. Ребенок склонен к рефлексии на содержании музыки: «Я тоже болел, и мне было так же плохо и тяжело, как этой кукле, но мне помогла мамочка. А кто поможет кукле?», «У меня весной такое же настроение — солнечное, и у композитора весна солнечная», «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из музыки тоже, наверное, что-то купили, он доволен, смеется. Может быть, еще он в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело»

Творчество

В процессе восприятия и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизациях и др. Сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок после слу­шания музыки начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услы­шанное музыкальное содержание в игру. Интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинально­стью, новизной, в чем-то парадоксальностью (Баба Яга добрая и злая, разнообразие гномов и т.д.)

 

Ниже представлен образец фиксации результатов наблюдения в виде монографического портрета ребенка.

Алина (6 лет)

Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок. Проявляет интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя чувствуют подружка, воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные, что видел. С удовольствием рассказывает сама о своих впечатлениях. Рас­сказы живые, интересные, аналитического и повествовательного плана. Больше всего девочка любит слушать музыку, огорчается, когда музыка не звучит в группе или дома. У нее есть любимые произведения: «Шутка» И.-С. Баха, «Времена года» А.Вивальди (особенно «Лето» и «Зима»), детские песенки и, конечно же, современный популярный ре­пертуар.

Очень любит «обсуждать музыку» (цитата из Мины). Привлекает к этому родителей, воспитателя и своих сверстников. Когда музыка звучит, эмоциональность ребенка проявляется в полной мере. Если это веселое, энергичное произведение, то ребенок покачивается, двигает но­гами в такт, на лице улыбка, глаза выразительные. Медленные произве­дения, содержащие грусть, печаль, вызывают у Алины плавные движения рук, тоскливые глазки и сосредоточенность в кульминационные моменты.

После звучания музыки ребенок некоторое время пребывает в задум­чивости, затем активно вступает в диалог, эмоционально высказывает­ся о музыке, просто и точно характеризует музыкальные образы, соот­носит их с личным опытом переживаний, событиями жизни, поступка­ми, действиями и настроениями людей. Пример восприятия музыки Э. Грига «Шествие гномов»: в процессе звучания музыки ребенок сосредо­точен, по ходу нарастания и ускорения темпа мелодии у ребенка возрас­тает удивление на лице, Алина вскакивает и восклицает: «Ух ты, это же они идут — сначала медленно, а теперь быстро... Они идут друг за другом, вот так» (следует экспрессивный показ). И снова сосредоточе­ние, погружение в музыку. С последними аккордами ребенок задумчиво произносит: «Интересно, а куда они все-таки идут?» В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: «Мне кажется, что эти гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне. Они какие-то одино­кие, что ли... Они нашли золото, теперь несут его в пещеру прятать или делить, а может быть, будут колдовать. Гномы рады, но все-таки тревожно как-то. Идут они тяжело, друг за другом — может быть, устали? У меня так было, и мама была рядом, и папа принес мне моро­женого, но было как-то не по себе, настроение такое... что-то не так, одиноко...»

Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям, воспроизводит эмоции, которые вызвала музыка, делится открытиями со взрослыми и сверстниками: «А давайте еще послушаем музыку, инте­ресно ведь, что-нибудь еще узнаем про гномов...»

«Алиночка, а если бы ты оказалась среди гномов, что бы ты дела­ла ?» — спрашивает педагог. «Я хочу еще послушать музыку», — отвеча­ет ребенок. И в ходе слушания, и после сочиняет великолепный рассказ, в котором переплетаются события жизни ребенка и героев музыкального произведения.

«Люблю слушать музыку, когда она звучит, она рассказывает про все-все», — искренне отвечает ребенок на вопрос воспитателя о пред­почитаемой музыкальной деятельности. Дома ребенок проявляет себя так же, просит родителей включить музыку, адекватно реагирует на характер произведения, расспрашивает родителей о музыке, делится своими впечатлениями. Любит совершать разнообразные открытия в области чувств и переживаний.


Характерные проявления ребенка-исполнителя

 

Показатели

Варианты детских реакций, поведения

Общие исполнительские умения

Художественно-эмоцио­нальное восприятие му­зыкального образа

Ребенок эмоционально, часто очень бурно реагирует на характер му­зыки. Иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения. Если звучит песня, то пытается подпевать, еще не зная слов. Несмотря на внешнюю непоседливость, слушает музыку внимательно

Понимание   (декодиро­вание) музыкального об­раза

Ребенок вслушивается в характер музыки, сопереживает. Эмоцио­нальные реакции на характер музыкального произведения адекватны. Может выражать сильные эмоции по поводу услышанной музыки, делиться эмоциональным впечатлением с другими детьми. Достаточ­но тонко чувствует эмоциональную окрашенность музыкального образа

Деятельностное выраже­ние эмоционального от­ношения к музыкально­му образу

Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. Часто не дожидается показа педагога, сам пытается найти средства выразительности. Обсуждает предстоящие действия с другими детьми. Чувствует себя уверенно, настроен на успешность исполнительства

Интерпретация и созда­ние музыкальных обра­зов в разных видах музы­кальной деятельности

В поведении ребенка сочетаются стремление следовать указаниям педагога по созданию музыкального образа с обязательным собственным эмоциональным отношением к изображаемому герою. Может пользоваться палитрой средств музыкальной выразительности. Продумывает, какими наиболее яркими, индивидуальными чертами показать музыкальный образ, чтобы он был понятен другим детям или зрителям

Специальные исполнительские умения

Выраженная продуктив­ная успешность:

— в пении;

— в музыкально-ритми­ческих движениях;

— в игре на детских му­зыкальных инструментах

Ребенок явно тяготеет к одному из видов музыкальной деятельности. Имеет хорошо развитые музыкальные способности. Демонстрирует высокие показатели в развитии либо певческих, либо танцевальных, либо инструментальных умений

 

Образец составления монографического портрета ребенка-испол­нителя представлен ниже.

Игра на детских музыкальных инструментах Сережа С. (5,5 лет)

Сережа — лидер в группе. Мальчик с хорошо развитым интеллектом, эмоционально открытый. Любит предлагать интересные дела товари­щам: построить плотину во время игры, на прогулке рассмотреть следы на снегу. Любит помогать на занятиях другим детям, если у них что-то не получается. Сереже нравится, когда воспитатель просит его научить кого-то. Любит классическую музыку — «Детский альбом» П. Чайков­ского, «Прогулку», «Петя и волк» С. Прокофьева. В музыкальном уголке часто слушает аудиозаписи симфонического оркестра.

По словам воспитателя, интерес к музыкальным инструментам ребенок проявил в двухлетнем возрасте. Хорошо знает все инструменты детского оркестра. Любит играть на металлофоне. Может не только исполнять знакомые мелодии, но и импровизировать. Подобрал на металлофоне «Анд­рей-воробей». С трудом уходит с занятий оркестром: «Я еще не наигрался на металлофоне, мне так хочется поиграть на нем! Вот послушайте».

Может помочь другим детям. Ваня У. и Юра Л. долго не могли до­говориться, какую мелодию они будут играть, выхватывали друг у друга палочки для игры на барабане. Сережа долгое время наблюдал за ними, потом предложил исполнить песню «Бравые солдаты». Хорошо устанав­ливает ассоциативные связи: «Мышка бегает быстро — как треугольник играет, медведь тяжелый, сильный — как по барабану ударяет». Пони­мает, что оркестр может играть хорошо и плохо. Делает вывод: «Вот так мы играем на металлофонах. У нас плохо получается. Надо партии учить». Нравится играть в ансамбле. Берет на себя роль лидера: «Мы с Никитой играем на металлофоне, у нас первая партия».

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 977 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 4
    Гостей: 4
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2018
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru