Цель диагностического блока: изучить своеобразие позиций (слушателя,
исполнителя, сочинителя), занимаемых старшими дошкольниками в музыкальной
деятельности.
Основным диагностическим методом является наблюдение, которое
организуется воспитателем за детьми группы в течение одной-двух недель.
Наиболее эффективным способом фиксации результатов наблюдения становится
фотозапись по выделенным (интересующим нас) показателям или монографический
портрет ребенка, который создается по ходу наблюдения и в основе которого
находятся те же показатели.
По характерным проявлениям ребенка делается вывод о его направленности
на конкретный вид музыкальной деятельности (слушание — исполнительство —
творчество) и принадлежности к определенной позиции.
Характерные проявления ребенка-слушателя
Показатели
|
Варианты детских реакций, поведения
|
Интерес к слушанию музыки
|
Просит родителей и воспитателя включить музыку,
самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее. На музыкальных
занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно
рассуждает о них
|
Эмоциональность и активность восприятия музыки
|
Сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в
него, зачарованно слушает или привлекает мимику, движение и слово в процессе
его звучания, пытается прокомментировать услышанное. Живо реагирует на
музыку, естественен и искренен в своих реакциях: в процессе слушания может
засмеяться или заплакать, расстроиться, адекватно отреагировав на музыкальный
образ, кульминационные моменты музыкального произведения. Яркость
эмоционального сопереживания проявляется внешне или в процессе беседы с
ребенком
|
Вчувствование в музыкальное произведение, сопереживание,
сочувствие музыкальному образу
|
Восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается
внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания
и комментарии по ходу восприятия музыки и после). В процессе слушания ребенок
может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал,
представил. «Это мальчик на лошадке скачет, ему весело, хорошо!» — восклицает
ребенок. «Это горе, беда случилась, кому-то очень плохо, грустно, может быть,
кто-то болеет... или кто-то один, никто с ним нс дружит»,— замечает
расстроенно девочка: впечатления еще долго остаются с ребенком после слушания
музыки, он продолжает обращаться к ним, делиться ими
|
Показатели
|
Варианты детских реакции, поведения
|
Впечатления о музыке, суждения о ней и ее эстетические
оценки
|
Рассуждения ребенка адекватны музыкальному образу, суждения
всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые.
Часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном произведении,
руководствуется в них эстетическими категориями: «Красивая музыка, нежная,
плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаивает...», «Музыка
прекрасная, хочется быть добрым, веселым, радостным», «Музыка рассказала о
том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму». Ребенок
практически всегда может объяснить свои реакции
|
Идентификация с музыкальным образом, замыслом музыкального
произведения
|
Богатство музыкальных впечатлений позволяет
ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с
собственным жизненным опытом и опытом других людей. Ребенок склонен к
рефлексии на содержании музыки: «Я тоже болел, и мне было так же плохо и
тяжело, как этой кукле, но мне помогла мамочка. А кто поможет кукле?», «У
меня весной такое же настроение — солнечное, и у композитора весна
солнечная», «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из
музыки тоже, наверное, что-то купили, он доволен, смеется. Может быть, еще он
в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело»
|
Творчество
|
В процессе восприятия и после восприятия музыки ребенок
выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической
импровизациях и др. Сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к
творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок после слушания
музыки начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услышанное
музыкальное содержание в игру. Интерпретация музыкальных образов разными
выразительными средствами отличается оригинальностью, новизной, в чем-то
парадоксальностью (Баба Яга добрая и злая, разнообразие гномов и т.д.)
|
Ниже представлен образец фиксации результатов наблюдения в
виде монографического портрета ребенка.
Алина (6 лет)
Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок. Проявляет
интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя чувствуют подружка,
воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные, что видел. С удовольствием
рассказывает сама о своих впечатлениях. Рассказы живые, интересные,
аналитического и повествовательного плана. Больше всего девочка любит слушать
музыку, огорчается, когда музыка не звучит в группе или дома. У нее есть
любимые произведения: «Шутка» И.-С. Баха, «Времена года» А.Вивальди (особенно
«Лето» и «Зима»), детские песенки и, конечно же, современный популярный репертуар.
Очень любит «обсуждать музыку» (цитата из Мины). Привлекает к
этому родителей, воспитателя и своих сверстников. Когда музыка звучит,
эмоциональность ребенка проявляется в полной мере. Если это веселое, энергичное
произведение, то ребенок покачивается, двигает ногами в такт, на лице улыбка,
глаза выразительные. Медленные произведения, содержащие грусть, печаль,
вызывают у Алины плавные движения рук, тоскливые глазки и сосредоточенность в кульминационные
моменты.
После звучания музыки ребенок некоторое время пребывает в
задумчивости, затем активно вступает в диалог, эмоционально высказывается о
музыке, просто и точно характеризует музыкальные образы, соотносит их с личным
опытом переживаний, событиями жизни, поступками, действиями и настроениями
людей. Пример восприятия музыки Э. Грига «Шествие гномов»: в процессе звучания
музыки ребенок сосредоточен, по ходу нарастания и ускорения темпа мелодии у
ребенка возрастает удивление на лице, Алина вскакивает и восклицает: «Ух ты,
это же они идут — сначала медленно, а теперь быстро... Они идут друг за другом,
вот так» (следует экспрессивный показ). И снова сосредоточение, погружение в
музыку. С последними аккордами ребенок задумчиво произносит: «Интересно, а куда
они все-таки идут?» В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: «Мне
кажется, что эти гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне. Они
какие-то одинокие, что ли... Они нашли золото, теперь несут его в пещеру
прятать или делить, а может быть, будут колдовать. Гномы рады, но все-таки
тревожно как-то. Идут они тяжело, друг за другом — может быть, устали? У меня
так было, и мама была рядом, и папа принес мне мороженого, но было как-то не
по себе, настроение такое... что-то не так, одиноко...»
Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям,
воспроизводит эмоции, которые вызвала музыка, делится открытиями со взрослыми и
сверстниками: «А давайте еще послушаем музыку, интересно ведь, что-нибудь еще
узнаем про гномов...»
«Алиночка, а если бы ты оказалась среди гномов, что бы ты делала
?» — спрашивает педагог. «Я хочу еще послушать музыку», — отвечает ребенок. И
в ходе слушания, и после сочиняет великолепный рассказ, в котором переплетаются
события жизни ребенка и героев музыкального произведения.
«Люблю слушать музыку, когда она звучит, она рассказывает про
все-все», — искренне отвечает ребенок на вопрос воспитателя о предпочитаемой
музыкальной деятельности. Дома ребенок проявляет себя так же, просит родителей включить
музыку, адекватно реагирует на характер произведения, расспрашивает родителей о
музыке, делится своими впечатлениями. Любит совершать разнообразные открытия в
области чувств и переживаний.
Характерные проявления ребенка-исполнителя
Показатели
|
Варианты детских реакций, поведения
|
Общие исполнительские умения
|
Художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа
|
Ребенок эмоционально, часто очень бурно реагирует на
характер музыки. Иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать
какие-либо движения. Если звучит песня, то пытается подпевать, еще не зная
слов. Несмотря на внешнюю непоседливость, слушает музыку внимательно
|
Понимание (декодирование)
музыкального образа
|
Ребенок вслушивается в характер музыки, сопереживает. Эмоциональные
реакции на характер музыкального произведения адекватны. Может выражать
сильные эмоции по поводу услышанной музыки, делиться эмоциональным
впечатлением с другими детьми. Достаточно тонко чувствует эмоциональную
окрашенность музыкального образа
|
Деятельностное выражение эмоционального отношения к
музыкальному образу
|
Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного.
Часто не дожидается показа педагога, сам пытается найти средства
выразительности. Обсуждает предстоящие действия с другими детьми. Чувствует
себя уверенно, настроен на успешность исполнительства
|
Интерпретация и создание музыкальных образов в разных
видах музыкальной деятельности
|
В поведении ребенка сочетаются стремление следовать
указаниям педагога по созданию музыкального образа с обязательным собственным
эмоциональным отношением к изображаемому герою. Может пользоваться палитрой
средств музыкальной выразительности. Продумывает, какими наиболее яркими,
индивидуальными чертами показать музыкальный образ, чтобы он был понятен
другим детям или зрителям
|
Специальные исполнительские умения
|
Выраженная продуктивная успешность:
— в пении;
— в музыкально-ритмических движениях;
— в игре на детских музыкальных инструментах
|
Ребенок явно тяготеет к одному из видов музыкальной
деятельности. Имеет хорошо развитые музыкальные способности. Демонстрирует
высокие показатели в развитии либо певческих, либо танцевальных, либо
инструментальных умений
|
Образец составления монографического портрета ребенка-исполнителя
представлен ниже.
Игра на детских музыкальных инструментах Сережа С. (5,5 лет)
Сережа — лидер в группе. Мальчик с хорошо развитым
интеллектом, эмоционально открытый. Любит предлагать интересные дела товарищам:
построить плотину во время игры, на прогулке рассмотреть следы на снегу. Любит
помогать на занятиях другим детям, если у них что-то не получается. Сереже
нравится, когда воспитатель просит его научить кого-то. Любит классическую
музыку — «Детский альбом» П. Чайковского, «Прогулку», «Петя и волк» С. Прокофьева.
В музыкальном уголке часто слушает аудиозаписи симфонического оркестра.
По словам воспитателя, интерес к музыкальным инструментам
ребенок проявил в двухлетнем возрасте. Хорошо знает все инструменты детского
оркестра. Любит играть на металлофоне. Может не только исполнять знакомые
мелодии, но и импровизировать. Подобрал на металлофоне «Андрей-воробей». С
трудом уходит с занятий оркестром: «Я еще не наигрался на металлофоне, мне так
хочется поиграть на нем! Вот послушайте».
Может помочь другим детям. Ваня У. и Юра Л. долго не могли договориться,
какую мелодию они будут играть, выхватывали друг у друга палочки для игры на
барабане. Сережа долгое время наблюдал за ними, потом предложил исполнить песню
«Бравые солдаты». Хорошо устанавливает ассоциативные связи: «Мышка бегает
быстро — как треугольник играет, медведь тяжелый, сильный — как по барабану
ударяет». Понимает, что оркестр может играть хорошо и плохо. Делает вывод:
«Вот так мы играем на металлофонах. У нас плохо получается. Надо партии учить».
Нравится играть в ансамбле. Берет на себя роль лидера: «Мы с Никитой играем на
металлофоне, у нас первая партия». |