Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 07.10.2022, 02:28

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
ДЕТСТВО [75]
КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" [124]
ТРИЗ [1]
ПЕРВЫЕ ШАГИ [57]
РАДУГА [9]
ИЗ ДЕТСТВА - В ОТРОЧЕСТВО [73]
У ШКОЛЬНОГО ПОРОГА [12]
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОРА [7]
МОДУЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА "РОСИНКА" [4]
ДРУГИЕ [17]
Главная » Статьи » ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ » КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОЗИЦИЙ, ЗАНИМАЕМЫХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель диагностического блока: изучить своеобразие позиций (слу­шателя, исполнителя, сочинителя), занимаемых старшими дошколь­никами в музыкальной деятельности.

Основным диагностическим методом является наблюдение, кото­рое организуется воспитателем за детьми группы в течение одной-двух недель. Наиболее эффективным способом фиксации результатов на­блюдения становится фотозапись по выделенным (интересующим нас) показателям или монографический портрет ребенка, который созда­ется по ходу наблюдения и в основе которого находятся те же пока­затели.

По характерным проявлениям ребенка делается вывод о его на­правленности на конкретный вид музыкальной деятельности (слуша­ние — исполнительство — творчество) и принадлежности к опреде­ленной позиции.


Характерные проявления ребенка-слушателя

 

Показатели

Варианты детских реакций, поведения

Интерес к слушанию музыки

Просит родителей и воспитателя включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее. На музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музыкальные произведения, охотно рассуждает о них

Эмоциональность и активность воспри­ятия музыки

Сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает или привлекает мимику, движение и слово в процессе его звучания, пытается прокомментировать услышанное. Живо реагирует на музыку, естественен и искренен в своих реакциях: в процессе слушания может засмеяться или заплакать, расстроиться, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения. Яркость эмоционального сопереживания проявляется внешне или в процессе беседы с ребенком

Вчувствование в му­зыкальное произве­дение, сопережива­ние, сочувствие му­зыкальному образу

Восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после). В процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил. «Это мальчик на лошадке скачет, ему весело, хорошо!» — восклицает ребенок. «Это горе, беда случилась, кому-то очень плохо, грустно, может быть, кто-то болеет... или кто-то один, никто с ним нс дружит»,— замечает расстроенно девочка: впечатления еще долго остаются с ребенком после слушания музыки, он продолжает обращаться к ним, делиться ими

Показатели

Варианты детских реакции, поведения

Впечатления о музы­ке, суждения о ней и ее эстетические оценки

Рассуждения ребенка адекватны музыкальному образу, суждения всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые. Часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном про­изведении, руководствуется в них эстетическими категориями: «Красивая музыка, нежная, плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаива­ет...», «Музыка прекрасная, хочется быть добрым, веселым, радостным», «Музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму». Ребенок практически всегда может объяснить свои реакции

Идентификация с музыкальным обра­зом, замыслом музы­кального произведе­ния

Богатство музыкальных впечатлений позволяет ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом и опытом других людей. Ребенок склонен к рефлексии на содержании музыки: «Я тоже болел, и мне было так же плохо и тяжело, как этой кукле, но мне помогла мамочка. А кто поможет кукле?», «У меня весной такое же настроение — солнечное, и у композитора весна солнечная», «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из музыки тоже, наверное, что-то купили, он доволен, смеется. Может быть, еще он в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело»

Творчество

В процессе восприятия и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизациях и др. Сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок после слу­шания музыки начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услы­шанное музыкальное содержание в игру. Интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинально­стью, новизной, в чем-то парадоксальностью (Баба Яга добрая и злая, разнообразие гномов и т.д.)

 

Ниже представлен образец фиксации результатов наблюдения в виде монографического портрета ребенка.

Алина (6 лет)

Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок. Проявляет интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя чувствуют подружка, воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные, что видел. С удовольствием рассказывает сама о своих впечатлениях. Рас­сказы живые, интересные, аналитического и повествовательного плана. Больше всего девочка любит слушать музыку, огорчается, когда музыка не звучит в группе или дома. У нее есть любимые произведения: «Шутка» И.-С. Баха, «Времена года» А.Вивальди (особенно «Лето» и «Зима»), детские песенки и, конечно же, современный популярный ре­пертуар.

Очень любит «обсуждать музыку» (цитата из Мины). Привлекает к этому родителей, воспитателя и своих сверстников. Когда музыка звучит, эмоциональность ребенка проявляется в полной мере. Если это веселое, энергичное произведение, то ребенок покачивается, двигает но­гами в такт, на лице улыбка, глаза выразительные. Медленные произве­дения, содержащие грусть, печаль, вызывают у Алины плавные движения рук, тоскливые глазки и сосредоточенность в кульминационные моменты.

После звучания музыки ребенок некоторое время пребывает в задум­чивости, затем активно вступает в диалог, эмоционально высказывает­ся о музыке, просто и точно характеризует музыкальные образы, соот­носит их с личным опытом переживаний, событиями жизни, поступка­ми, действиями и настроениями людей. Пример восприятия музыки Э. Грига «Шествие гномов»: в процессе звучания музыки ребенок сосредо­точен, по ходу нарастания и ускорения темпа мелодии у ребенка возрас­тает удивление на лице, Алина вскакивает и восклицает: «Ух ты, это же они идут — сначала медленно, а теперь быстро... Они идут друг за другом, вот так» (следует экспрессивный показ). И снова сосредоточе­ние, погружение в музыку. С последними аккордами ребенок задумчиво произносит: «Интересно, а куда они все-таки идут?» В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: «Мне кажется, что эти гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне. Они какие-то одино­кие, что ли... Они нашли золото, теперь несут его в пещеру прятать или делить, а может быть, будут колдовать. Гномы рады, но все-таки тревожно как-то. Идут они тяжело, друг за другом — может быть, устали? У меня так было, и мама была рядом, и папа принес мне моро­женого, но было как-то не по себе, настроение такое... что-то не так, одиноко...»

Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям, воспроизводит эмоции, которые вызвала музыка, делится открытиями со взрослыми и сверстниками: «А давайте еще послушаем музыку, инте­ресно ведь, что-нибудь еще узнаем про гномов...»

«Алиночка, а если бы ты оказалась среди гномов, что бы ты дела­ла ?» — спрашивает педагог. «Я хочу еще послушать музыку», — отвеча­ет ребенок. И в ходе слушания, и после сочиняет великолепный рассказ, в котором переплетаются события жизни ребенка и героев музыкального произведения.

«Люблю слушать музыку, когда она звучит, она рассказывает про все-все», — искренне отвечает ребенок на вопрос воспитателя о пред­почитаемой музыкальной деятельности. Дома ребенок проявляет себя так же, просит родителей включить музыку, адекватно реагирует на характер произведения, расспрашивает родителей о музыке, делится своими впечатлениями. Любит совершать разнообразные открытия в области чувств и переживаний.


Характерные проявления ребенка-исполнителя

 

Показатели

Варианты детских реакций, поведения

Общие исполнительские умения

Художественно-эмоцио­нальное восприятие му­зыкального образа

Ребенок эмоционально, часто очень бурно реагирует на характер му­зыки. Иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения. Если звучит песня, то пытается подпевать, еще не зная слов. Несмотря на внешнюю непоседливость, слушает музыку внимательно

Понимание   (декодиро­вание) музыкального об­раза

Ребенок вслушивается в характер музыки, сопереживает. Эмоцио­нальные реакции на характер музыкального произведения адекватны. Может выражать сильные эмоции по поводу услышанной музыки, делиться эмоциональным впечатлением с другими детьми. Достаточ­но тонко чувствует эмоциональную окрашенность музыкального образа

Деятельностное выраже­ние эмоционального от­ношения к музыкально­му образу

Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. Часто не дожидается показа педагога, сам пытается найти средства выразительности. Обсуждает предстоящие действия с другими детьми. Чувствует себя уверенно, настроен на успешность исполнительства

Интерпретация и созда­ние музыкальных обра­зов в разных видах музы­кальной деятельности

В поведении ребенка сочетаются стремление следовать указаниям педагога по созданию музыкального образа с обязательным собственным эмоциональным отношением к изображаемому герою. Может пользоваться палитрой средств музыкальной выразительности. Продумывает, какими наиболее яркими, индивидуальными чертами показать музыкальный образ, чтобы он был понятен другим детям или зрителям

Специальные исполнительские умения

Выраженная продуктив­ная успешность:

— в пении;

— в музыкально-ритми­ческих движениях;

— в игре на детских му­зыкальных инструментах

Ребенок явно тяготеет к одному из видов музыкальной деятельности. Имеет хорошо развитые музыкальные способности. Демонстрирует высокие показатели в развитии либо певческих, либо танцевальных, либо инструментальных умений

 

Образец составления монографического портрета ребенка-испол­нителя представлен ниже.

Игра на детских музыкальных инструментах Сережа С. (5,5 лет)

Сережа — лидер в группе. Мальчик с хорошо развитым интеллектом, эмоционально открытый. Любит предлагать интересные дела товари­щам: построить плотину во время игры, на прогулке рассмотреть следы на снегу. Любит помогать на занятиях другим детям, если у них что-то не получается. Сереже нравится, когда воспитатель просит его научить кого-то. Любит классическую музыку — «Детский альбом» П. Чайков­ского, «Прогулку», «Петя и волк» С. Прокофьева. В музыкальном уголке часто слушает аудиозаписи симфонического оркестра.

По словам воспитателя, интерес к музыкальным инструментам ребенок проявил в двухлетнем возрасте. Хорошо знает все инструменты детского оркестра. Любит играть на металлофоне. Может не только исполнять знакомые мелодии, но и импровизировать. Подобрал на металлофоне «Анд­рей-воробей». С трудом уходит с занятий оркестром: «Я еще не наигрался на металлофоне, мне так хочется поиграть на нем! Вот послушайте».

Может помочь другим детям. Ваня У. и Юра Л. долго не могли до­говориться, какую мелодию они будут играть, выхватывали друг у друга палочки для игры на барабане. Сережа долгое время наблюдал за ними, потом предложил исполнить песню «Бравые солдаты». Хорошо устанав­ливает ассоциативные связи: «Мышка бегает быстро — как треугольник играет, медведь тяжелый, сильный — как по барабану ударяет». Пони­мает, что оркестр может играть хорошо и плохо. Делает вывод: «Вот так мы играем на металлофонах. У нас плохо получается. Надо партии учить». Нравится играть в ансамбле. Берет на себя роль лидера: «Мы с Никитой играем на металлофоне, у нас первая партия».

Категория: КАК РАБОТАТЬ ПО ПРОГРАММЕ "ДЕТСТВО" | Добавил: admin (09.08.2012)
Просмотров: 1704 | Теги: воспитателю детсада, педагогические программы для ДОУ, методисту детсада, образовательные программы для детск, методические разработки для детсада | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2022
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru