1-я младшая группа
Диагностическая ситуация 1.
Кукла спать хочет.
Я ее уложу — баю-бай.
И зайка спать хочет — уложи его.
Диагностическая ситуация 2.
Включение в игру двух взаимосвязанных ситуаций: «сварить
кашу — покормить кукол»; «постирать — погладить белье». Воспитатель
подхватывает игровые действия ребенка, затем вовлекает ребенка в продолжение
игрового действия («Я покормлю, а ты уложи»).
Диагностическая ситуация 3.
Воспитатель приписывает ответные реакции кукле, задает ей
ответную роль. Игровая ситуация «купание куклы»: за себя воспитатель говорит
обычным голосом, за куклу — тоненьким, привлекает ребенка к выполнению игровых
действий.
Диагностическая ситуация 4.
Побуждать ребенка к поиску предметов-заместителей при
помощи проблемно-игровых ситуаций: «В кукольном уголке нет кроваток, как
уложить спать кукол?» — построить кроватки из кирпичиков; «К кукле Маше пришли
гости, а ложек на всех нет. Где взять ложки?»
Диагностическая ситуация 5.
Разыгрывание сюжетных ситуаций «Поездка на автобусе»,
«Прогулка по лесу», «Угощение мороженым» и т. п. Включение в игру «воображаемых
действий» с воображаемыми предметами — облизывание воображаемого мороженого,
расчесывание расческой, которой нет.
Диагностическая ситуация 6.
Изучение предметного взаимодействия с детьми: «Вася уже тарелку
для каши приготовил. Маша, положи кашу», «Сережа, нагружай кирпичики и перевози
их Гале. Галя будет строить для куклы дом».
2-я младшая группа
Диагностическая ситуация 1.
Ребенок — «доктор», воспитатель приносит
кукол-«пациентов». «Пациенты» разные: капризные, озорные, трусливые — в
соответствии с личным опытом самого ребенка. Изучаются ролевое поведение
«доктора», его ответные реакции.
Диагностическая ситуация 2.
Воспитатель комментирует действия ребенка: «Ты шофер? У
тебя автобус или такси? Довези меня, пожалуйста, до магазина». «Пассажир»
разговаривает с «водителем» — какой марки машина, часто ли ломается, кто ее
чинит, куда она отправляется на ночь? Изучается способность вести ролевой
диалог.
Диагностическая ситуация 3.
Воспитатель подключает детей к игровому взаимодействию
друг с другом: «Какие еще звери лечились у Айболита? Наташа принесла зайку. У
него болит лапка. Как Айболит жалел зверей?» Изучается ролевое взаимодействие
между детьми.
Диагностическая ситуация 4.
Создается игровая проблемная ситуация: игрушки заболели,
у мишки повязано ушко, а доктора нет. «Полечишь? Вот, у меня и зеркальце есть,
и пипетка» (зеркальце — крупная пуговица, прикрепленная к резинке, или баночка
от крышки с детским соком; пипетка — счетная палочка). Изучается способность
принимать роль, вести ролевой диалог с игрушкой, использовать предметы-заместители.
Диагностическая ситуация 5.
Разыгрывание бытовых и сказочных ситуаций при помощи
мелкого игрового материала. Создание сюжета ведется на основе словесного
источника (использование строчек из потешек, произведений детских авторов).
Изучается способность включаться в режиссерскую игру, двигать игрушки и
озвучивать их.
Средняя группа
Диагностическая ситуация 1.
Воспитатель принимает на себя дополнительные роли,
подключаясь к уже начатой игре ребенка. Разыгрывает вместе с ребенком
ситуацию, затем предлагает новую сюжетную ситуацию: «Давай как будто нас
остановил милиционер проверить права; давай как будто я милиционер, проверяю
права». Воспитатель обозначает новую игровую ситуацию, свою новую роль.
Воспитатель в роли милиционера разворачивает ролевой диалог, возвращается к
роли пассажира. Затем меняет роль — водитель соседней машины, разворачивает
диалог. Изучается способность ребенка к смене роли по ходу игры.
Диагностическая ситуация 2.
Воспитатель вовлекает в игру разных детей, передавая им
свою (дополнительную) роль: «А теперь давайте Маша будет пациент». Изучается
способность к смене ролей в игре со сверстниками.
Диагностическая ситуация 3.
Игры-драматизации с игрушками по мотивам знакомых детям
стихотворений и сказок («Девочка-ревушка» А. Барто; «Маша обедает» С.
Капутикян; «Красная Шапочка» Ш. Перро; «Три медведя» Л.Толстого и др.).
Воспитатель располагает игрушки на плоскости (столе, коврике) и, создавая
ситуацию, предлагает ребенку отгадать, из какой сказки игрушки, вспомнить или
придумать, что было дальше. В процессе разыгрывания педагог пользуется ролевой и
оценочной речью, подсказывает ребенку реплики персонажей, побуждает к ролевой и
оценочной речи (что сказал? хороший или плохой?). Изучается участие ребенка в
режиссерской игре.
Старшая группа
Диагностическая ситуация 1.
Сначала педагогу нужно выяснить, какую сказку дети любят
больше всего, п затем предложить вспомнить ее вместе: «Сначала немножко
расскажу я, затем Маша, затем Вася, потом опять немножко расскажу я». Задача
педагога — передача хода пересказа от одного ребенка к другому. Если дети
испытывают затруднения, взрослый берет ход вне очереди. Изучается способность
к совместному построению игрового сюжета со сверстниками.
Диагностическая ситуация 2.
Воспитатель включает детей в игру с разными по контексту
ролями, например «Баба Яга и продавец». Участвуют два-три ребенка, которые
взаимодействуют по желанию.
Диагностическая ситуация 3. Детям предлагается сочинить
«письмо» друзьям из другого детского сада и описать, как они играют в свою
любимую игру. Изучается способность самостоятельно придумать и согласовать
игровой сюжет. Участвуют два-три ребенка, которые взаимодействуют по желанию.
Подготовительная группа
Диагностическая ситуация 1.
Педагог и дети садятся кружком, каждый придумывает
кусочек общей истории (сколько захочет — от одного-двух предложений до
желаемого фрагмента — важно согласование замыслов). Изучаются особенности
освоения сюжетосложения. Участвуют два-три ребенка, которые взаимодействуют по
желанию.
Диагностическая ситуация 2.
Детям предлагается придумать и разыграть рассказ о том,
как живущие в Цветочном городе Незнайка и его друзья решили отправиться в путешествие
в Страну дураков. Изучается способность самостоятельно придумывать,
согласовывать и разыгрывать сюжет в режиссерской игре. Участвуют два-три
ребенка, которые взаимодействуют по желанию.
Диагностическая ситуация 3.
Самостоятельные игры детей с использованием
полифункционального игрового материала, дающего возможности для проявлений
творчества. Изучается способность самостоятельно придумывать, согласовывать и
разыгрывать сюжет в режиссерской игре. Участвуют два-три ребенка, которые
взаимодействуют по желанию.
Ребенок, который овладел всеми видами творческих игр,
легко отличает учебную задачу от игровой, так как может абстрагироваться от
содержания задачи и сосредоточиться на способе решения. Только «наигравшись»,
ребенок начинает отвлекаться от содержания и концентрироваться на условиях,
чему способствуют игры.
|