Использование проблемно-игровой ситуации в
диагностическом контексте позволяет максимально стимулировать детскую
активность, а использование проективных заданий в совокупности с наблюдением за
особенностями поведения ребенка позволяет активизировать и изучить особенности
детского эмпатийного опыта (сопереживания и сочувствия).
Включенное наблюдение за поведением детей в
экспериментальных ситуациях.
Игровой сюжет привлекателен для ребенка, который
находится в субъектной позиции, сам определяет последовательность предложенных
заданий. Включенное наблюдение позволяет изучить особенности эмпатийных
проявлений ребенка по отношению к предъявленным проблемным ситуациям, заданным
в трех модальностях.
Организация включенного наблюдения за ситуацией
взаимодействия в игровой деятельности (игры с правилами).
Двухчастная структура предлагаемого метода позволяет
провести сравнительный анализ эмпатийного поведения ребенка в различных условиях
и изучить особенности эмоциональной идентификации в группе детей.
Наблюдение за проявлениями эмпатии детей старшего
дошкольного возраста в ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Для решения второй выделенной задачи разработан комплекс
диагностических методов, спецификой которых является использование целенаправленного
наблюдения в реальных ситуациях взаимодействия, что исключает влияние
искусственных факторов на характер протекания исследуемого процесса и
позволяет говорить о достоверности полученных результатов. Это связано с
различием эмпатийного поведения старших дошкольников на теоретическом и
практическом уровнях.
Анкетирование родителей.
Использование анкетирования родителей направлено на
изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания,
эмоциональной отзывчивости у детей и представлений родителей об уровне
сформированности данных качеств у ребенка.
Диагностические
методы позволят изучить и сравнить особенности эмпатийного поведения старших
дошкольников в различных видах деятельности (в реальном взаимодействии со
взрослыми и сверстниками) на уровне проявления сопереживания, сочувствия,
содействия. |