Двигательная активность каждого ребенка индивидуальна.
Если внимательно понаблюдать и проанализировать его двигательное поведение, то
можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.
Дети с нормальной/средней двигательной активностью. Такая
степень активности обеспечивает своевременное и целесообразное развитие
ребенка в целом. Эти дети характеризуются, как правило, нормальной массой
тела, редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо
успевают в школе.
Дети с низкой двигательной активностью. Многие из них
отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии
здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на
функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес
снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает
продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от своих сверстников по
физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное
двигательное поведение, однако это не следует расценивать положительно. Дело в
том, что сопротивление утомлению, вызванному умственной работой,
осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных
детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве
процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии
психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми
движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они
осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие
нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям,
хорошо владеющим движениями.
Дети с высокой двигательной активностью (моторные дети).
Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия.
Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм
ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности
сердечно-сосудистой системы. Кроме того, моторные дети очень подвержены
заболеваниям. Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой
физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются
вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача
тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. За
счет высокой двигательной активности дети этой группы часто физически
переутомляются, а это в свою очередь приводит к умственной утомляемости.
Дети с
разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со
средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети
же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. |