Получив результаты по каждому из методов, необходимо их
обобщить для создания целостной картины особенностей развития творчества
каждого ребенка и группы детей в целом.
Вначале рекомендуется составить монографический портрет
каждого ребенка. Удобнее всего его составлять в виде таблицы, в которой
содержится две графы — параметры диагностики и результат. К параметрам
диагностики относятся общая характеристика ребенка, интересы, наиболее
предпочитаемые виды детской деятельности, предпочитаемые партнеры и формы
работы, отношение к творчеству, уровень развития представлений о творчестве,
уровень развития творчества.
Пример составления монографического портрета (ребенок —
Наташа X.)
Параметры
|
Результат
|
Используемые методы
|
Характеристики
|
Высокая степень эмоциональной чувствительности, коммуникативные
способности, старательность
|
Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободной
деятельности
|
Интересы
|
Поделки, сюжетно-ролевые игры, общение с детьми
|
Беседа-интервью.
Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободной
деятельности. Анкетирование родителей
|
Предпочитаемые ииды деятельности
|
Экспериментирование, игровая, изобразительная деятельность
|
Беседа-интервью. «Деятельность в картинках».
Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободной
деятельности. Анкетирование родителей
|
Предпочитаемые партнеры
|
Аня Б.. Коля М., Настя Р.
|
Беседа-интервью.
Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободной
деятельности
|
Предпочитаемые формы работы
|
Любые
|
Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободной
деятельности
|
Отношение к творчеству
|
Положительное
|
Беседа о творчестве.
Методика оценки уровня развития творческого
мышления (Е. Торранс, модификация
Е, Е. Туник) — наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий
(дополнительные критерии). Анализ способов действия и анализ продуктов
детского творчества (реакция
на задание и отношение к полученному продукту)
|
Параметры
|
Результат
|
Используемые методы
|
Уровень развития представлений о творчестве
|
Высокий
|
Беседа о творчестве.
Анализ способов действия и анализ продуктов детского
творчества (интерпретация рисунка)
|
Уровень развития творчества
|
Высокий
|
Методика оценки уровня развития творческого мышления
(Е.Торранс, модификация Е. Е. Туник). Анализ способов действия и анализ
продуктов детского творчества (реакция на задание и отношение к полученному
продукту). Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободной деятельности.
Анкетирование родителей
|
В дальнейшем на основе монографического портрета возможно
составление индивидуального образовательного маршрута, в котором определяются
индивидуальные задачи развития творчества каждого ребенка.
Таким образом, используя данную диагностику, можно
получить целостное представление об особенностях развития творчества старших
дошкольников. Результаты, полученные с помощью этой диагностики, позволят
спроектировать эффективную систему работы по развитию творчества детей,
учитывая условия ДОУ и индивидуальный опыт каждого ребенка.
|